Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

За шпионаж на Эстонию осужден пограничник

14 декабря 2004 г. Московский окружной военный суд приговорил к десяти годам лишения свободы подполковника ФПС ФСБ России Игоря Вялкова, признав его виновным в шпионаже в пользу Эстонии (статьи 275 УК РФ и 322 УК РФ). Суд постановил, что вина Вялкова полностью доказана свидетельскими показаниями и материалами уголовного дела. Согласно приговору, осужденный будет отбывать наказание в колонии строгого режима.

"Суд освобождает от наказания Вялкова по статье 322 ("незаконное пересечение госграницы") в связи с истечением срока давности", - говорится в приговоре.

Кроме того, осужденный лишен звания подполковника.

Обвинение

По данным следствия, в период с 2001 по 2002 год Вялков несколько раз проводил встречи с представителями эстонской разведки, которым передавал данные "о некоторых аспектах осуществления разведдеятельности Пограничной службы ФСБ".   В Эстонию подполковник попадал, незаконно пересекая границу.

В приговоре утвеждается, что Вялков из корыстных целей передал эстонской разведке секретные сведения, в частности о местах дислокации ряда воинских частей России, персональные данные некоторых сотрудников погранвойск, а также сведения о силах, средствах и планах отдельных подразделений Генштаба.

По данным следствия, Вялков вышел на контакт с некой Зоей Кинт - агентом эстонских спецслужб. По данным ФСБ, несколько раз в течение 2001-2002 годов на территории России и Эстонии Вялков передавал Зое Кинт секретные сведения. За разглашение этих сведений Вялков получил вознаграждение в размере более 1000 долларов", - говорится в приговоре.

В приговоре отмечается, что сотрудник ФСБ был задержан с поличным после того, как он сфотографировал несколько публикаций из журнала "Вестник контрразведки" о методах противоборства скандинавским спецслужбам. "Утверждения подсудимого, что он общался с агентом эстонских спецслужб для того, чтобы в дальнейшем ее разоблачить, а материалы фотографировал для своей будущей диссертации, являются голословными и не убедительными", - говорится в приговоре.

Ранее многие издания, видимо с подачи ФСБ, сообщали, что Вялкова взяли с поличным при фотографировании секретных объектов. Однако адвокат подполковника Омар Ахмедов заявил "Агентуре", что это не так. На самом деле Вялкова арестовали в Пскове осенью 2002 года, когда он выходил из здания управления погранслужбы.

Правда, козырять информацией о задержании с поличным - фирменный прием наших контрразведчиков. Логика тут простая: взят с поличным -- значит виновен. Например, долгое время утверждалось, что с поличным задержали дипломата Валентина Моисеева - при передаче секретных документов южнокорейскому разведчику, но затем эту информацию опровергла жена Моисеева. В случае с Игорем Вялковым этого сделано не было. Кроме того, следствие утверждало, что Вялков не просто передавал документы эстонским спецслужбам, а для последующей передачи неким "западноевропейским разведкам".

Дело в том, что эстонские спецслужбы действительно сильно "засветились" на сотрудничестве с западными разведками. Причем самые тесные связи у эстонцев образовались с английской секретной службой MI6. Например, 15 марта 2000 года сотрудники ФСБ арестовали в столице на Ленинградском вокзале бывшего офицера КГБ Валерия Оямяэ. Он был завербован в Таллинне резидентом британской разведки MI6 Пабло Миллером. Причем, по данным ФСБ, вербовка Оямяэ и проведение операций по связи с ним осуществлялись при непосредственном участии Департамента охранной полиции МВД Эстонии, более известного как " Кайтсеполицай" или КАПО.

Кроме того, сотрудник МИДа Платон Обухов, самый известный агент британской разведки в 90-е годы (кодовое имя MASTERWORK), по сведениям бывшего сотрудника MI6 Ричарда Томлинсона встречался со своим куратором тоже на территории Эстонии -  в Таллинне. В результате в СМИ появляется версия, что Вялков работал при посредничестве КАПО именно на английскую разведку. Между тем, как признался "МН" адвокат Омар Ахмедов, в деле нет никаких указаний на английский след, и это всего лишь предположение следователей. Однако портрет уже сложился: английскую разведку интересуют возможности пограничников в Псковской области, и через эстонцев они вербуют Игоря Вялкова.

Процесс

Вялков с сентября 2003 года находился в СИЗО Лефортово, с июля 2004 его дело слушается в Московском окружном военном суде. Причем слушания проходят не просто в закрытом режиме, а на выездной сессии - то есть в самом Лефортово. Дело Игоря Вялкова рассматривает судья Евгений Зубов, оправдавший в начале июня обвиняемых в убийстве журналиста "МК" Дмитрия Холодова. Прямо на первом заседании суда Вялков взбунтовался и заявил отвод двум своим адвокатам - Омару Ахмедову и Елене Лебедевой-Романовой. Демарш подсудимого не увенчался успехом, так как судья Евгений Зубов отказался удовлетворить его протест. Вместо этого судья   назначил Вялкову третьего адвоката - Светлану Уткину, которая работает в одной коллегии с Лебедевой-Романовой.

Сам Омар Ахмедов не первый день работает со Следственным управлением ФСБ. В 2002 году Московский окружной военный суд слушал дело полковника СВР Александра Сыпачева, обвиняемого в шпионаже на ЦРУ. Прокурор потребовал для полковника 15 лет, но получил он 8, поскольку  раскаялся в ходе суда. Защитником   Сыпачева был Омар Ахмедов.

Он же представлял интересы одного из катарских борцов, которых ФСБ посадило в Лефортово в ответ на арест наших офицеров в Дохе. Когда борцов в результате поднявшейся шумихи освободили, адвокат Ахмедов утверждал, что у катарцев никаких претензий к следствию не возникло. "В следственную бригаду входило шесть следователей ФСБ, допросы шли три раза в неделю, - говорил тогда Ахмедов. - Никаких процессуальных нарушений я в деле не обнаружил, все было предельно корректно и выверено".

Мы  спросили Омара Ахмедова о его взаимоотношениях с подзащитным:

  • Омар, как вы оказались в деле Игоря Вялкова ?
  • Я вступил в дело по официальному запросу Следственного управления ФСБ, который поступил в нашу коллегию. Я замещал дежурного адвоката.
  • Почему Вялков дал вам отвод?
  • У нас с подзащитным разошлось понимание стратегии и тактики защиты.
  • А какова линия защиты?
  • Ну, в деле недостаточно доказательств. Мы, например, считаем, что еще надо доказать, были ли встречи в Эстонии, и были ли это сотрудники разведки. Мы считаем, что там слишком много предположений.
  • А как в деле появилась Елена Лебедева-Романова?
  • Вам лучше спросить у нее.

Елена Лебедева-Романова была достаточно откровенна:

  • Я вступила в дело на несколько месяцев позже Омара. Но поскольку там большой объем следственных действий, было принято решение подключить второго адвоката.
  • Кем принято решение?
  • Ну, следствием, и подзащитный согласился. Ему был предложен выбор, ну а мы с Омаром коллеги, и поскольку Вялков Омару доверял, мы встретились, и он сказал, что доверяет и мне тоже.
  • Хорошо, а я правильно понимаю, что третий адвокат - Светлана Уткина - работает вместе с Вами?
  • Да, Светлана Викторовна работает в моей консультации.
  • Елена, вы будете настаивать на полной невиновности вашего подзащитного?
  • Ну, наверное, да. Но вы знаете, линия защиты многоварианта, и сейчас, наверное, рано об этом говорить.

В ходе прений сторон прокурор потребовал для Вялкова 15 лет лишения свободы. 14 декабря суд огласил приговор - 10 лет. Приговор оглашался в полном объеме, без изъятий.

Статьи "Агентуры" по делу:

Ссылки: