Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Внесен законопроект "О парламентском расследовании"

26 сентября 2005 года Владимир Путин внес в Государственную Думу проект федерального закона "О парламентском расследовании". Законопроект внесен президентом в Госдуму в соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции РФ.

Создание комиссии

В законопроекте есть серьезные ограничения на проведение расследования. Так, основанием для его начала могут служить только значительные факты нарушений, которые стали известны членам Совета федерации или депутатам Госдумы.  Расследованию не подлежит деятельность президента, судебных и следственных органов. Однако можно создать комиссию, которая станет расследовать "грубое или массовое нарушение прав, гарантированных Конституцией РФ", обстоятельства техногенных катастроф и их негативные последствия.

Для создания комиссии необходимо, чтобы с этой инициативой выступили не менее одной трети депутатов или членов Совета федерации. В случае с Думой это не менее 150 народных избранников. После этого вопрос рассматривает палата в целом. В течение 15 дней большинством голосов создание комиссии должно быть одобрено, и если это удастся, то вопрос передается на рассмотрение второй палаты - Совета федерации или Госдумы, в зависимости от того, кто инициатор. Комиссия будет создана только в случае, если обе палаты одобрят инициативу.  Расследования также не могут проводиться во время избирательных кампаний. Согласно законопроекту, для изучения отдельных фактов и обстоятельств, а также для выезда в необходимых случаях на место расследуемых событий комиссией могут создаваться рабочие группы, в состав которых на паритетных началах входят члены комиссии - депутаты Госдумы и члены Совета Федерации.

Права комиссии

В ходе проведения парламентского расследования комиссия имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от правительства РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений и организаций относящиеся к предмету парламентского расследования копии документов, а также информацию, необходимую для проведения расследования. Комиссия также наделяется правом приглашать на свои заседания для дачи объяснений должностных лиц и граждан и вести протокол их опроса.

Ответственность за отказ от сотрудничества с комиссией

Проектом предусматриваются обязанность должностных лиц предоставлять копии требуемых документов и запрашиваемую информацию, обязанность должностных лиц и граждан, приглашенных комиссией, прибыть на ее заседание и дать все необходимые объяснения по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам, а также правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией.

За отказ в предоставлении или за уклонение от предоставления запрашиваемых комиссией или рабочей группой копий документов и информации, за предоставление заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также за отказ от дачи объявлений и дачу заведомо ложных ответов на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой, за неявку на заседание комиссии без уважительных причин должностные лица несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.  Указанная ответственность предусматривается статьей 17.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях ("Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы") и статьей 287 Уголовного кодекса РФ ("отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации").

Обеспечение деятельности комиссии

После направления итогового доклада президенту РФ и в правительство РФ парламентское расследование считается завершенным и комиссия распускается. Для организационного обеспечения деятельности комиссии на паритетных началах формируется ее аппарат, состоящий из штатных сотрудников аппаратов палат Федерального Собрания РФ. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание палат Федерального Собрания РФ.

Расходы граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании, возмещаются в порядке и размерах, установленных правительством РФ, за счет средств федерального бюджета.

Отчетность

По результатам парламентского расследования комиссия подготавливает итоговый доклад, в котором излагаются установленные комиссией факты и обстоятельства. Доклад, в свою очередь, направляется комиссией в Государственную Думу. Утвержденный Государственной Думой итоговый доклад направляется в Совет Федерации.

В случае если итоговый доклад комиссии не утверждается одной из палат Федерального Собрания РФ, расследование прекращается. Утвержденный палатами Федерального Собрания РФ итоговый доклад комиссии направляется президенту РФ, в правительство РФ, публикуется в "Парламентской газете" и размещается в сети интернет. Итоговый доклад может направляться также в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и генеральному прокурору РФ.

Предыстория законопроекта о парламентском расследовании

Внесенный президентом Путиным законопроект "О парламентских расследованиях" в понедельник поступил в Госдуму, сообщил "Интерфаксу" вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия" Вячеслав Володин. Он отметил, что сейчас этот документ копируется и в ближайшие часы будет разослан профильным комитетам, а затем и всем депутатам. Ожидается, что он будет принят уже в октябре 2005 года.

Между тем, этот законопроект Владимир Путин обещал представить Думе во время весеннего послания Федеральному собранию. Путин тогда  говорил о необходимости укрепления парламентской демократии и, в частности, о таком ее важном элементе, как возможности депутатов выборочно проверять деятельность органов исполнительной власти с помощью независимых парламентских расследований.

В настоящее время институт парламентского расследования в России не закреплен в Конституции и практически не легитимен. Хотя де-факто опыт создания подобных комиссий есть: Парламентская комиссии Верховного совета СССР по расследованию трагических событий, происшедших в Тбилиси 9 апреля 1989 года, Парламентская комиссия Верховного Совета Российской Федерации по расследованию причин и обстоятельств событий августа 1991-го, и Парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в г. Беслане Республики Северная Осетия - Алания 1- 3 сентября 2004 года.

Первый законопроект "О парламентских расследованиях" был принят Государственной думой прошлого, третьего созыва только в первом чтении. Тот законопроект разработали депутаты - "единороссы" Борис Резник, Николай Гончар, Николай Ковалев и Геннадий Гудков. Новое рассмотрение этого законопроекта Государственной Думой состоялось 16 сентября 2005 года. Законопроект был отклонен депутатами. Представители думского большинства объяснили это тем, что законопроект разрешал парламентариям вмешиваться в деятельность правоохранительных органов, а это недопустимо. Именно после этого голосования у президента появилась возможность внести свой законопроект, что и было сделано 26 сентября 2005 года.

Источники:

  • Newsru.Com, Gazeta.Ru, Gzt.ru

Смотри также на "Агентуре":

Американский опыт: