Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

  

Комментарий Питера Ньюманна / Centre for Defence Studies, King's College /

Питер Ньюманн является директором Centre for Defence Studies Королевского колледжа в Лондоне. Был академическим директором Club de Madrid’s International Summit on Democracy, Terrorism and Security (крупнейшей конференции экспертов по терроризму и безопасности), проходившей в Мадриде в марте 2005 года (www.safe-democracy.org). Защитил PhD в King's College. Эксперт по конфликту в Северной Ирландии, недавно закончил исследовательский проект, посвященный изучению обстоятельств, при которых террористические группы можно убедить стать частью политического процесса. До того как стать исследователем, работал журналистом, возглавлял лондонское бюро главной немецкой радиослужбы BLR. Питер Ньюманн комментирует в интервью Андрею Солдатову создание англоговорящими странами сети обмена информацией, связанной с терроризмом:

- В рамках англосаксонской оси США - Великобритания - Канада - Австралия - Новая Зеландия создается система обмена оперативной информацией. Насколько я понимаю, для этой цели эти страны сформировали специальные центры: В США - National Counterterrorism Center (NCTC), в Великобритании -  The Joint Terrorism Analysis Centre (JTAC), в Австралии - National Threat Assessment Centre (NTAC),  в Канаде -  The Integrated Threat Assessment Centre (ITAC), в Новой Зеландии -  The Combined Threat Assessment Group (CTAG). Это верная картина? 

- Насколько мне известно, Великобритания была первой страной, организовавшей такой совместный аналитический центр, который создали в силу необходимости как-то связать различные агентства. Терроризм ударил по всем традиционным представлениям, например, по различиям междувнутригосударственным и иностранным. 

По сравнению с прежними угрозами, за которые отвечало только одно правительственное ведомство (Министерство обороны), опасность, исходящая от терроризма, требует постоянного сотрудничества между самыми разными подразделениями правительства. И очень важно иметь один центр, в который будут поступать все сведения по данной проблеме. И JTAC был первой попыткой сделать это, и я думаю, что такая модель будет принята не только упомянутыми странами, но и другими. 

Похоже, что это сотрудничество в области обмена информацией является дальнейшим развитием сотрудничества в рамках проекта ECHELON: те же страны, то же количество стран... 

- Я не знаю, является ли это развитием системы "Эшелон". Но в любом случае, создается ощущение, что привлечение к борьбе с терроризмом всех этих стран даст лучший результат. 

- Прогнозируете ли вы какие-нибудь международные осложнения из-за существования этой глобальной сети обмена разведданными?

- Между странами-участниками таких проблем нет, но возникают между некоторыми странами и их союзниками, которые относятся к этой структуре с подозрением.

- Как вы оцениваете эффективность этой системы?

- Она очень эффективная, возможно, самая эффективная система международного обмена развединформацией, которая когда-либо существовала. 

- Как вы видите сотрудничество между этой системы и европейскими странами? Например, в Испании после мадридских терактов была создана похожая структура Centro Nacional de Coordinacion Antiterrorista (CNCA). Однако этот центр не был включен в сеть обмена.

- Связи между странами, участвующими в Эшелоне, основаны не только на таких структурах, как CNCA и JTAC, но и на десятилетиях эффективного политического сотрудничества и доверия. Доверие - вот основная причина, по которой эта система работает, а другие нет. На самом деле такие страны, как Франция и Испания не доверяют некоторым участникам "Эшелона", таким как Великобритания и США, и даже включение одной из них в общую сеть незначительно изменит систему. 

Что вы думаете о европейском ответе на эту систему?

- Как об очень детском.

- Как вы думаете, почему европейские страны отказываются создавать единую разведку? 

- Эти государства очень сильно защищают свою развединформацию, им очень сложно сотрудничать даже с агентствами своей собственной страны. Такую проблему невозможно решить приказами сверху, ведь сотрудничество в сфере обмена развединформацией развивается на основе взаимного доверия. Значит, сначала необходимо создать доверие между европейскими спецслужбами, и это может быть сделано с помощью различных механизмов. Это может занять больше времени, чем мы думаем, пока принцип доступности развединформации станет реальностью. 

- Что вы думаете о российском участии в этой системе? Насколько известно, последний визит Путина в Лондон укрепил сотрудничество двух стран в области борьбы с терроризмом. Эти реформы затронут обмен информацией?

- Похоже, что сотрудничество в области разведки тоже является частью этого, но мне не известны конкретные детали.

Благодарим за помощь в организации интервью Александра Бяльского, сотрудника Центра по исследованию национальной безопасности Университета Хайфы

Смотри также на "Агентуре":