Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Билл Гудман, директор CCR /AP/

  

Иск против прослушки

17 января 2005 года Американский союз гражданских свобод (American Civil Liberties Union) и Центр по защите конституционных прав (Center for Constitutional Rights) подали в суд на президента США Джорджа Буша с требованием прекратить прослушивать американских граждан без санкции суда. Ответчиками по иску Центра по защите конституционных прав, поданного в окружной суд Манхэттена в Нью-Йорке, являются: президент Джордж Буш, директор Агентства национальной безопасности генерал-лейтенант Кит Александер, директор разведки Пентагона генерал-лейтенант Макл Мэйплс, директор ЦРУ Портер Госс, глава министерства внутренней безопасности Майкл Чертофф, директор ФБР Роберт Мюллер и директор национальной разведки США Джон Негропонте. Ответчиками по иску Союза гражданских свобод, поданного в федеральный суд восточного округа штата Мичиган, являются президент и директор АНБ.

Вместе с Американским союзом гражданских свобод к иску присоединились такие общественные организации, как Гринпис (Greenpeace), Совет по американо-исламским отношениям (Council on American Islamic Relations), Национальная ассоциация адвокатов уголовного права (National Association of Criminal Defense Lawyers), а также несколько частных лиц, включая двух ученых-политологов Барнетта Рубина (Barnett Rubin) из Нью-Йоркского университета и Лэрри Даймонда (Larry Diamond) из Стэнфордского университета.

К иску присоединились также трое журналистов - автор бестселлера о работе АНБ Джеймс Бамфорд (James Bamford), политобозреватель журнала Vanity Fair Кристофер Хитченс (Christopher Hitchens) и обозреватель журнала American Prospect Тара Маккелви (Tara McKelvey).

  


Директор АНБ
/Reuters/

В ответ Белый дом иски раскритиковал. "Я думаю, что фривольные судебные иски, о которых вы говорите, ничем не помогут укреплению гражданских свобод или защиты американского народа", - заявил в Вашингтоне пресс-секретарь Белого дома Скотт Маклеллан. При этом он назвал программу прослушивания "жизненно важным инструментом", направленным на перехват "международной связи с участием известных членов Аль-Каиды". Маклеллан подчеркнул, что правовой основой данной программы является принятый конгрессом США после терактов 11 сентября 2001 года "Патриотический акт", существенно расширяющий права спецслужб в борьбе с терроризмом.

18 января, выступая в популярнейшей американской телепередаче "На этой неделе" влиятельный сенатор-республиканец, глава сенатского комитета по законодательству Арлен Спектер заявил, что президенту США грозит импичмент, который может быть инициирован, если на специальных сенатских слушаниях, намеченных на февраль, будет доказано, что Буш нарушил закон, разрешив спецслужбам прослушивать телефонные разговоры американцев без санкции суда.

По оценкам экспертов, скандал вокруг прослушки может привести к отставке Джорджа Буша. Скандал начался 15 декабря, когда The New York Times опубликовала материал о том, что Буш разрешил после 11 сентября прослушивать американских граждан в целях борьбы с терроризмом.

Между тем, в середине января выяснилось, что указ Буша, разрешающий прослушку, был не только антиконституционным, но и совершенно бессмысленным.
18 января New York Times опубликовала статью, в которой утверждается, что после терактов 11 сентября АНБ завалило ФБР большим количеством запросов на прослушку. Для обработки информации были привлечены сотни агентов. Однако их работа ни к чему не привела — большинство телефонов и почтовых ящиков принадлежали обычным американцам. Более десятка бывших и нынешних сотрудников правоохранительных органов и специалистов по антитеррористической деятельности, опрошенных New York Times, говорят, что прослушка телефонов была эффективна лишь в том случае, если спецслужбы уже располагали информацией о причастности человека к террористической деятельности, полученной из других источников, например, от агентов под прикрытием. Почти единственное, что администрация США сумела привести в защиту своей программы слежки, это утверждение, что полученная с ее помощью информация помогла сорвать два заговора: один - с целью разрушения Бруклинского моста и один - с целью подрыва бомб с начинкой из удобрений в Лондоне. Однако официальные лица в Вашингтоне и в Великобритании оспорили связь между раскрытием данных заговоров и слежкой.

Юридический аспект:

Американское законодательство (акт о разведывательной деятельности 1978 года - Foreign Intelligence Surveillance Act of 1978 ) допускает прослушивание телефонных разговоров без санкции суда только в течение 48 часов. Между тем, законом 1978 года создан специальный суд, в случае необходимости дающий санкцию на подслушивание в течение нескольких часов и даже минут. На самом деле закон позволяет правительству начать подслушивание, а затем объясниться в суде и получить санкцию задним числом. С 1979 года суд FISA удовлетворил десятки тысяч запросов на подслушивание, а отклонил всего четыре. Нет никаких признаков того, что существующая система работает медленно - как пытался представить дело президент на своей пресс-конференции - и якобы требует неконституционных действий.

По мнению правозащитников, а также влиятельной организации Center for National Security Studies, программа АНБ по прослушке американцев нарушает закон от 1978 года и Конституцию США.  Список оценок легитимности действий АНБ можно найти здесь . Нынешняя кампания против АНБ опирается на опыт борьбы с нарушениями гражданских прав американскими спецслужбами в 60-е и 70-е годы. Эти нарушения были предметом изучения Select Committee to Study Governmental Relations (Church Committee ) .

Материалы работы этого комитета:

Правовая база деятельности АНБ:

Смотри также на "Агентуре":