Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

  

Агентство национальной безопасности США

Официальный сайт

Агентство национальной безопасности (АНБ) США - английская аббревиатура NSA. Иногда расшифровывается как Агентство, которого не существует (No Such Agency).

Было создано в  ноябре 1952 года по распоряжению президента Трумэна. В справочнике "Правительственные учреждения США", опубликованном в 1957 году, АНБ представлено как государственное ведомство, осуществляющее "в высшей степени специализированные технические и координационные функции, связанные с национальной безопасностью". Штаб-квартира АНБ располагается в Форт-Миде, на полпути между Вашингтоном и Балтимором.

  


 Штаб-квартира АНБ

Задачи:

  • Радиоперехват
  • Электронная разведка
  • Защита правительственной информации
  • Криптография

В Форт-Миде на постоянной основе работают около 38 тысяч человек, еще больше, главным образом военнослужащих США, числятся на многочисленных подслушивающих постах в разных уголках земного шара.

Основными получателями информации от АНБ выступают: Белый дом, Совет национальной безопасности, госдепартамент, ЦРУ, Пентагон, ФБР, министерство торговли, агентство по борьбе с распространением наркотиков, министерство финансов.

Первоочередной задачей АНБ являлось предупреждение о возможности нападения на США. Срок получения информации не должен был превышать сорока восьми часов. Агентство выполняет заказы различных правительственных учреждений США - ФБР, Пентагона, ЦРУ и других, составляющих списки объектов, наблюдение за которыми с помощью технических средств АНБ обеспечивает национальную безопасность США. Например, в 60-е годы агентство активно сотрудничало с ФБР, проводя прослушивание переговоров и перехват переписки американских граждан, связанных с Кубой и деятельностью американской мафии. По запросу ЦРУ агентство проводило также анализ открытых публикаций в СССР: печатных работ советских ученых, официальных правительственных документов, руководств по эксплуатации машин и приборов.

Взаимодействие с ЦРУ

Еще до создания АНБ Центральное разведывательное управление США, благодаря соглашениям с руководством крупных частных фирм и телекоммуникационных компаний, получало необходимый доступ ко всем американским каналам связи как различных фирм икорпораций, так и частных лиц. Помимо руководства своим ведомством директор ЦРУ координировал работу всех подразделений и служб, занимающихся получением информации с помощью специальных технических средств. Одной из основных обязанностей управления изначально стало оказание содействия АНБ во вскрытии иностранных шифров. С этой целью в распоряжение зарубежных резидентур ЦРУ передавались особые группы специалистов АНБ, осуществлявшие поиск радиочастот, на которых иностранные посольства поддерживали связь. Перехваченные радиодепеши пересылались в штаб-квартиру агентства для дешифрования. Также в составе оперативного управления ЦРУ, занимавшегося сбором информации, функционировал так называемый Отдел "Д". Вего задачи входила помощь АНБ при планировании и проведении операций, направленных на вербовку шифровальщиков или негласную установку технических средств, которые позволяли дешифровать перехваченные сообщения.

Взаимодействие с ФБР

В 1970 году директор АНБ Гейлер в частном порядке признался, что немалая доля успехов агентства была достигнута с помощью сбора и экспертной оценки данных, полученных на основе воровства шифров. Однако в полной мере извлечь пользу от несанкционированного доступа к иностранным шифрам АНБ мешал ряд обстоятельств. В первую очередь - отказ ФБР от дальнейшего взаимодействия с агентством для получения шифров "нелегальными" методами. Шеф ФБР Гувер осудил незаконное вторжение на территорию зарубежных посольств, проинформировав руководство АНБ о том, что будет сотрудничать только на основании прямой директивы президента. Никсон, ставший президентом в конце 60-х годов, предложил руководителям американских разведывательных служб образовать специальный комитет во главе с Гувером и пересмотреть методы исредства обеспечения безопасности страны в плане усиления их эффективности.  Результатом работы комитета стал доклад президенту 17 июня 1969 года.

До этого момента в соответствии с решением Национального совета безопасности США сбор шпионских данных должен был осуществляться исключительно за рубежом. Специальными операциями внутри страны можно было заниматься только по письменному распоряжению президента. Отсюда следовал запрет на перехват сообщений, которыми обменивались между собой американские граждане, а также на несанкционированное прослушивание внутренних каналов связи США. Тогда у АНБ появилась возможность получить официальное одобрение со стороны президента и на законной основе приступить к перехвату сообщений по внутренним линиям связи США.  Только 27 апреля 1971 года АНБ одержало тактическую победу надФБР. Отказ Гувера установить по запросу ЦРУ подслушивающие устройства в посольстве Южного Вьетнама в Вашингтоне был отменен генеральным прокурором США.

Развитие специальных радиотехнических средств в 60-е и 70-е годы привело к несоответствию между законодательством США и деятельностью агентства. Почти четверть века функционирование АНБ признавалось настолько секретным, что выносить его на обсуждение другими госучреждениями считалось невозможным. Однако частично эта деятельность осуществлялась в пределах самих США и в силу этого не могла оставаться вне контроля. В 1976 году для восполнения образовавшегося законодательного пробела на рассмотрение американского конгресса был вынесен проект закона о подслушивании с помощью технических средств. В 1978 году при президенте Картере этот проект стал действующим законом. В конце 70-х годов начал функционировать секретный федеральный суд. Он представлял собой форму компромисса между теми, кто придерживался мнения, что АНБ и ФБР должны были подчиняться нормам, регулировавшим получение ордеров на проведение специальных форм расследования (обыск, подслушивание и т. п.), и теми, кто полагал, что не должно быть ограничений в деятельности спецслужб против других государств. Основная задача этого суда состояла в том, чтобы провести границу между разведывательными акциями в отношении зарубежных стран и контролем за американскими гражданами. В 1981 году права агентства были существенно расширены. Во-первых, право разрешать доступ в здания зарубежных посольств в США от президента перешло к генеральному прокурору. Во-вторых, АНБ могло теперь оказывать помощь ФБР при вскрытии шифров, которыми пользовались преступники, переписываясь между собой.

АНБ и СССР

В начале 90-х годов слежение за территорией "развалившегося" Советского Союза, и в первую очередь России, продолжало оставаться основной задачей Агентства национальной безопасности США, поскольку именно в этой части земного шара размещается значительный ядерный потенциал. В 1990 году в целях сохранения своего бюджета в изменившихся условиях агентству пришлось сменить поле своей деятельности, определив приоритетом добывание не военных, а экономических данных. Объектом наблюдения стали многие страны - союзницы США, чьибанки, торговые и промышленные компании успешно конкурируют на мировом рынке с американскими партнерами. АНБ является главным оператором глобальной системы перехвата "Эшелон".

Союзники

Агентство тесно сотрудничает со своим британским аналогом - Центром правительственной связи - Government Communications Headquarters (GCHQ). Когда в конце января вышел из строя на три дня компьютерный центр американского Агентства национальной безопасности (АНБ), отвечающего за электронную разведку, то агентству пришлось обратиться за помощью к Великобритании, и все это время разведданные для АНБ обрабатывал вычислительный центр Центра правительственной связи GCHQ.

Перестройка в АНБ

В июне 2000 года представители Агентства национальной безопасности объявили, что в АНБ принято решение о коренной перестройке в обеспечении работы агентства. Планируется пересмотреть всю технологическую инфраструктуру с тем, чтобы передать в частный сектор сопровождение подавляющего большинства технологий, не связанных непосредственно с выполнением "основной миссии" - радиоразведки. Этот радикальный переход будет осуществлен в рамках единого, 10-летнего контракта, стоимость которого оценивается более чем в 5 миллиардов долларов.

 Смотри также:

Российский аналог:

Источники: