Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Спецслужбы Молдавии

Главная спецслужба станы - Служба информации и безопасности (СИБ). Директор СИБ - Артур Решетников (с 1 ноября 2007 г.), до него - Иван (Ион) Григорьевич Урсу

Заместители директора:

  • Семен Русу - назначен заместителем Директора Службы информации и безопасности Указом Президента Республики Молдова № 439 - III от 28 декабря 2001 года. В органах госбезопасности с 1979 года. Полковник.
  • Валентин Дедю - назначен заместителем Директора СИБ 28 декабря 2001 года Указом Президента Республики Молдова № 439 - III от 28 декабря 2001 года. В органах с 1977 года. Полковник.
  • Анатолий Гозун - назначен на должность заместителя Директора СИБ Указом Президента Республики Молдова № 439 - III от 28 декабря 2001 года. В органах с 1977 года, полковник.

  Штаб-квартира СИБ

В Молдавии и Приднестровье не стоит придавать особое значение характеру структур, отвечающих за безопасность страны. Горячая южная кровь обесценивает значение ведомств, возвеличивая роль отдельных личностей. Это не холодная Великобритания, где фамилия шефа СИС десятилетиями являлась государственной тайной. Да кто вспомнит, чем командовал, какую должность занимал в Красной армии легендарный гроза Бессарабии Котовский?

Фигуры в Кишиневе

Как и десять лет назад, сегодня главным объектом работы молдавских спецслужб остается Приднестровье. Только характер внешних обстоятельств заставляет искать на такую работу разных людей. 

В начале 90-х, во время самой горячей поры отношений между Кишиневым и Тирасполем, на сцене появился такой человек, как Анатолий Плугару. Он, как тогда полагалось, вышел из рядов борцов с советским строем, и в сентябре 1991 года возглавил только что созданное Министерство национальной безопасности Молдавии. Именно он, по данным приднестровцев, организовал засылку на территорию мятежной республики группы террористов под руководством Илие Илашку (он был арестован в июне 1992 года, приговорен тираспольским судом к смерти, отсидел девять лет и в 2001 году был освобожден, после чего румынское правительство подарило ему 5-комнатную квартиру в Бухаресте). Считается также, что Плугару курировал деятельность еще 12-14 террористических групп, действовавших в Приднестровье.

Когда в 1999 году времена изменились, на пост шефа Министерства национальной безопасности, позднее переименованного в Службу информации и безопасности (СИБ), был назначен молодой, 1958 года рождения, карьерный дипломат Валерий Пасат.

Спустя три года, 21 декабря 2001 года по единогласному решению парламента Пасат был отправлен в отставку. Ходили разные слухи о причине его ухода: в последнее время СИБ засветилась в серии скандалов, связанных, в частности, с попыткой сдать два вертолета в аренду африканскому государству, выдворением из страны бывшего почетного консула Ливана Махмуда Хаммуда и усыновлением молдавских детей иностранными гражданами. В последнем случае сотрудники СИБ обвинили американские семьи в том, что ими усыновлены молдавские дети в целях их дальнейшего использования в качестве доноров внутренних органов. Что вызвало резкую реакцию американцев. Тогда молдавское правительство провело расследование, которое не подтвердило обвинения СИБ.

Вместо Пасата директором СИБ был назначен первый заместитель директора Службы информации и безопасности бригадный генерал Ион Урсу. Ранее, в качестве сотрудника Комитета государственной безопасности (в последствии Министерства Национальной Безопасности, Службы Информации и Безопасности), занимал должности начальника отдела, начальника управления, начальника департамента, первого заместителя министра, заместителя директора Службы. Указом Президента Республики Молдова № 786 в 1998 году господину Иону Урсу было присвоено воинское звание "бригадный генерал".  Родился 5 ноября 1948 года в селе Улму, Хынчештского района. Женат, отец двоих детей.

По данным главного редактора газеты "Коммерсант Молдовы" Артема Вареницы, назначение Урсу до сих пор остается загадкой: "После того как президент Воронин заменил Пассата, директором службы информации и безопасности был назначен Урсу. Если Пассат был человеком Лучинского и другом Патрушева, и тот лично просил Воронина оставить Пассата, то Урсу значительно более непонятная фигура. До этого он был начальником отдела кадров в том же СИБе. Похоже, что до сих пор он присматривается, к какой стороне примкнуть. Дело в том, что, по нашим данным, в верхних эшелонах власти образовалось явное противостояние. С одной стороны президент Воронин, с другой стороны Виктор Степанюк (руководитель фракции коммунистов в парламенте) В.Тарлев (премьер-министр) и Г.Папук (министр МВД). Мозговым центром является Степанюк. Наиболее опасной фигурой является Папук. Он бывший командир молдавского ОМОНА. По нашей информации в России против него было возбуждено уголовное дело за подделку документов, высшего образования не имеет (диплом куплен) Опять же по нашим данным, Папук занимался торговлей оружием".

Рука Москвы и Бухареста

Все десять лет после гражданской войны в Приднестровье не утихают яростные споры о том, насколько молдавские власти, в том числе и спецслужбы, "пронизаны румынской агентурой". Соответственно, опонненты из Кишенева любят посчитать в Тирасполе количество агентов Москвы на квадратный метр.

Бывший министр национальной безопасности Молдавии Анатолий Плугару даже выдвинул экзотическую версию. В советские времена в Кишеневе располагался комплекс Ставки Юго-Западного направления Генерального штаба ВС СССР (сейчас это здание Министерства сельского хозяйства, как раз между парламентом и штаб-квартирой СИБ). По мнению Плугару, город выбирали исходя из возможностей ведения радиоэлектронной разведки. 

В конце 80-х Москва решила эвакуировать соответствующую технику. Так, были переброшены в неизвестном направлении станции слежения на Пруте, которые "прослушивали" территорию Румынии на глубину до 400-500 км.  С тех времен возможности техники радиошпионажа резко возросли, и если раньше с берегов Прута было "слышно" все, что происходило в ближайшем зарубежье и акватории Черного моря, то ныне - чуть ли не от Балтики до Адриатики. Вот почему, по мнению Плугару, Россия и поддерживает приднестровский режим. А Румыния, соответственно, кишиневский. Тем более, что впоследствии высказывалась версия, что системы с берегов Прута были эвакуированы на берега Днестра…

Неизвестно, насколько эти конспирологические теории имеют под собой основание, однако в марте этого года отношения между Молдавией и Румынией резко испортились. В Кишиневе потребовали отзыва Иона Унгуряну, военного атташе Румынии в Молдавии. Якобы военный атташе тайно передал какой-то пакет представителям Христианско-демократической народной партии, более известной под своим прежним названием "Народный фронт". В ответ МИД Румынии объявил персона нон грата советника-посланника Молдавии в Бухаресте Якоба Поповича, которого попросили покинуть территорию страны. Якоб Попович в Румынии проработал около года, и, насколько известно, к спецслужбам никакого отношения не имеет, тка как до этого возглавлял министерство образования. А накануне президент Молдавии Владимир Воронин и вовсе в одном из интервью обвинил Бухарест во вмешательстве во внутренние дела Молдавии. 

Может быть, дело в том, что в молдавских спецслужбах появился новый фактор силы. 

На днях главным советником президента был назначен Марк Ткачук, бывший ректор антропологической школы (высшей) бывший депутат от коммунистической партии Молдавии. По данным наших коллег из "Коммерсанта Молдовы", Марк Ткачук и его школа - не что иное, как крыша спецслужб США: "оснований не доверять материалу у нас не было, но прежде чем его давать мы решили проконсультироваться с Пассатом, прежним руководителем СИБА. Он сказал, что материал вполне достоверный". Материал был напечатан, Ткачук созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что он сам подкинул этот материал журналистам. Спустя полгода Пасат был снят с должности…

Смотри также на "Агентуре":

Хроника

Весной 2002 года в Кишиневе потребовали отзыва Иона Унгуряну, военного атташе Румынии в Молдавии. Якобы военный атташе тайно передал какой-то пакет представителям Христианско-демократической народной партии, более известной под своим прежним названием "Народный фронт". В ответ МИД Румынии объявил персона нон грата советника-посланника Молдавии в Бухаресте Якоба Поповича, которого попросили покинуть территорию страны. Якоб Попович в Румынии проработал около года, и, насколько известно, к спецслужбам никакого отношения не имеет, тка как до этого возглавлял министерство образования. А накануне президент Молдавии Владимир Воронин и вовсе в одном из интервью обвинил Бухарест во вмешательстве во внутренние дела Молдавии. 

21 декабря 2001 года по единогласному решению парламента директор Службы информации и безопасности (СИБ) Валериу Пасат отправлен сегодня в отставку. В постановлении парламента не указаны мотивы смещения Пасата. Вместо Пасата во главе СИБ назначен первый заместитель директора Службы информации и безопасности, генерал Ион Урсу.

Как сообщает агентство IZI, В последнее время СИБ фигурировала в серии скандалов в печати, связанных, в частности, с попыткой сдать два вертолета в аренду африканскому государству, выдворением из Республики Молдова бывшего почетного консула Ливана Махмуда Хаммуда и усыновлением молдавских детей иностранными гражданами. В последнем случае сотрудники СИБ обвинили американские семьи в том, что ими усыновлены молдавские дети в целях их дальнейшего использования в качестве доноров внутренних органов. Эти заявления вызвали незамедлительную реакцию со стороны Посольства США в Кишиневе. Проведенное молдавским правительством расследование не подтвердило обвинения, приведенные сотрудниками СИБ. Лидер парламентской группы коммунистов Виктор Степанюк заявил после принятия парламентом решения от обставке директора Службы информации и безопасности Валериу Пасата, что "другие люди лучше справятся с этом работой". Степанюк отказался уточнить причины отставки Пасата. Он сказал лишь, что инициатива отстранения директора СИБ от занимаемой должности исходит от президента Владимира Воронина.

Урсу Иван Григориевич

Родился 5 ноября 1948 года в с. Улму Яловенского района. Окончил Кишинёвский политехнический институт в 1973 году по специальности инженер-механик и курсы подготовки командного состава КГБ СССР в 1989 году.

Работал лаборантом в СКБ насосостроения, на консервном комбинате. В 1975-1980 - инженер технолог, председатель профкома на заводе "Луч", 1980-1987 - начальник отдела, инструктор ЦК КПМ. В 1989-1991 - начальник отделения, начальник отдела КГБ, 1991- начальник отдела кадров Министерства национальной безопасности, 1992-1993- исполняет обязанности начальника департамента информации министерства. В 1993-1999 вице-министр национальной безопасности. В ноябре 1998 года присвоено воинское звание бригадного генерала. В 2000 году утверждён на должность заместителя директора Службы информации и безопасности.

Что такое СИБ

Согласно закону о СИБ, Службу возглавляет директор в ранге министра, назначаемый на должность Президентом Республики Молдова. Директор Службы вправе принимать участие в заседаниях Правительства. Директор Службы имеет заместителей, которые назначаются на должность Президентом Республики Молдова по предложению директора Службы. Для выполнения возложенных на Службу функций образуется коллегия в составе директора (председатель), его заместителей, а также других руководящих работников Службы. Члены коллегии Службы утверждаются Президентом Республики Молдова по предложению директора Службы.

  Бывший директор СИБ Валерий Иванович Пасат

Родился 13 июля 1958 г. в с. Скумпия Фэлештского района. Окончил исторический факультет Кишинёвского государственного университета. Окончил Дипломатическую академию в Москве. Доктор хабилитат исторических наук. 

В 1988-1992 - старший научный сотрудник Института политических исследований ЦК КПМ, заведующий отделом Кишинёвского горкома КПМ. 1992-1994 - советник и министр-советник Посольства РМ в России. С августа 1994 года посол РМ в Российской федерации. В 1997 году назначен на должность Министра обороны. С 1999 года - Министр национальной безопасности Республики Молдова.

В январе 2000, указом президента назначен на должность Директора Службы информации и безопасности Республики Молдова. 

История госбезопасности Республики Молдова

9 сентября 1991 г. Указом Президента Республики Молдова N 196 был упразднен Комитет государственной безопасности Республики Молдова и на его основе образовано Министерство национальной безопасности.16 сентября того же года Правительство утвердило основные функции и структуру МНБ, а 6 апреля 1992 г. - Положение о Министерстве национальной безопасности. 31 октября 1995 г. Парламент принял Законы о государственной безопасности и об органах государственной безопасности Республики Молдова, которые были промульгированы 31 января 1997 г. нынешним Президентом РМ господином Петру Лучински. 9 сентября 1997 г., по случаю 6-й годовщины образования МНБ, Указом Президента республики был учрежден профессиональный праздник сотрудников МНБ - День работников государственной безопасности Республики Молдова. 

За 6 лет существования в кадры Министерства зачислено 352 военнослужащих, в том числе 225 офицеров, в соответствии с Конституцией страны и действующим законодательством разработана нормативная база, регламентирующая кадровые аспекты прохождения службы всеми категориями личного состава.

При МНБ был создан и активно действует Учебный центр - система первоначальной оперативной подготовки офицеров, зачисляемых на оперативную работу. Первоочередные усилия МНБ были направлены на упреждение возможных межэтнических и социальных конфликтов и следующих за ними вооруженных столкновений, решение задач по оперативному и всестороннему информированию Президента Республики, Парламента и Правительства об обстановке в стране, возникновения опасных явлений и процессов, на их нейтрализацию. По этим и многим другим вопросам регулярно направлялись высшему руководству республики информации и докладные записки в большей мере прогностического характера, позволившие предпринять превентивные меры, упредить возможные антигосударственные действия.

Были также упреждены и локализованы некоторые действия, направленные на дестабилизацию социально-политической обстановки, компрометацию принимаемых руководством республики мер по мирному разрешению военного конфликта, других проблем политического, межэтнического и территориального характера.

В 1998 г. Руководством страны было принято решение о начале процесса реорганизации Министерства национальной безопасности.

Реорганизация Министерства была продиктована следующими обстоятельствами:

  1. Само наименование - Министерство национальной безопасности не вполне соотносимо с исполняемыми им функциями. Национальная безопасность, согласно утвержденной Парламентом в 1995 году Конституции, обеспечивается многими государственными институтами, включая Высший Совет безопасности, МИД, МВД, Минобороны, Службу госохраны и другие ведомства. На МНБ возложены лишь функции по защите государственной безопасности, являющейся частью национальной безопасности. 
  2. Необходимостью дистанцировать современные органы государственной безопасности Республики Молдова от предшествующих им структур КГБ бывшего СССР, который обладал карающими функциями. Органы госбезопасности сегодня не облечены карательными функциями, их деятельность осуществляется строго в рамках Закона, под контролем Президента, Парламента и Правительства, органов Прокуратуры и всецело направлена на обеспечение своими специфическими средствами безопасности государства, защиту прав и свобод граждан. Эти задачи реализуются путем обеспечения высшего руководства страны информацией о действиях, факторах и явлениях, угрожающих безопасности страны, реализацией соответствующих мер по их упреждению и нейтрализации. 
  3. Изменения социально-политической обстановки, форм и содержания международных отношений требуют существенной переориентации разведывательной, и особенно контрразведывательной деятельности. Ранее усилия контрразведки направлялись на вскрытие шпионажа, разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб. Эта задача стоит перед контрразведкой и сегодня, но анализ реальной обстановки свидетельствуют, что Молдова не является сегодня объектом активного шпионажа. Исходя из этого, усилия всех контрразведывательных подразделений должны быть нацелены на вскрытие подрывных действий в сфере экономики, на канале международных экономических связей, в деятельности региональных преступных сообществ, смыкающихся с террористическими и иными формированиями антигосударственной направленности. 
  4. Необходимостью корректировки и конкретизации некоторых функций исполняемых Министерством в части борьбы с коррупцией, протекционизмом и организованной преступностью. Отмечались элементы параллелизма, дублирования в этой работе между МНБ и МВД, Департаментом по борьбе c организованной преступностью, налоговыми и контрольными органами. 

Постановлением парламента Республики Молдова Nr.217-XIV от 12.12.98 было принято решение о подготовке законодательных актов регламентирующих реорганизацию Министерства национальной безопасности.

    • 16 ноября 1999 года Законом Республики Молдова Nr.676-XIV Министерство национальной безопасности было реорганизовано в Службу информации и безопасности Республики Молдова. 
    • 23 декабря 1999 года парламент принимает Закон Nr.753-XIV о Службе информации и безопасности Республики Молдова. 
    • Постановлением парламента Nr.800-XIV от 11.02.2000 года утверждена штатная численность Службы информации и безопасности. 
    • 3 марта 2000 года постановлением правительства утверждена новая структура Службы информации и безопасности.

Смотри также:

Ссылки:

Источник:

Структура СИБ