Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Проект Федерального закона "О противодействии терроризму"

Проект № 115259-4
(во втором чтении)

Информацию предоставил
Депутат Государственной Думы
А.А. Ермолин

   

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О противодействии терроризму

 Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации, определяет основные направления, формы и методы противодействия терроризму, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в данной области, а также порядок координации деятельности субъектов, осуществляющих противодействие терроризму.

Глава 1. Общие положения

Статья 1Правовые основы противодействия терроризму

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, правовые акты Президента Российской Федерации, правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними правовые акты иных федеральных органов государственной власти.

Статья 2Основные принципы противодействия терроризму

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) защита конституционного строя, территориальной целостности, национальных интересов России и обеспечение общественной безопасности;

2) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3) законность;

4) приоритет защиты жизни и здоровья, прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

5) неотвратимость наказания за совершение преступлений террористического характера;

6) системность политических, социально-экономических, информационно-пропагандистских, организационных, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму и комплексное использование указанных мер;

7) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

8) приоритет мер предупреждения терроризма;

9) единоначалие в руководстве силами и средствами, привлекаемыми для проведения контртеррористических операций;

10) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

11) конфиденциальность сведений о технических приемах, тактике проведения контртеррористических операций, а также о составе их участников;

12) недопустимость политических уступок террористам;

13) минимизация последствий террористической деятельности;

14) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Статья 3Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества либо других материальных объектов, а также иные действия, создающие опасность гибели физических лиц, нанесения материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий и совершаемые в целях устрашения населения, дестабилизации обстановки в обществе или насильственного разрушения основ конституционного строя, политических, экономических или социальных институтов (структур) государства или международной организации, принуждения должностных лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления или международных организаций к исполнению или воздержанию от исполнения каких-либо действий, принятию решений, обеспечивающих удовлетворение требований и интересов террористов;

2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

а)  организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

б) подстрекательство к террористической акции;

в) создание террористической организации, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористических акций, а равно участие в одной из указанных структур;

г) предоставление террористам оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, радиоактивных или отравляющих веществ и предметов, материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

3) поддержка терроризма - деятельность, включающая в себя:

а) вербовку для террористической деятельности, проведение или прохождение обучения либо подготовку для осуществления террористической деятельности;

б) содействие установлению каналов поставок оружия террористам;

в) содействие перемещению террористов через государственную границу;

г) предоставление убежища иным лицам, участвующим в террористической деятельности, либо совершившим одно из деяний, предусмотренных настоящим пунктом;

д) финансирование террористической деятельности;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

ж) проведение операций с материальными средствами (имуществом) и любыми финансовыми активами, находящимися под контролем либо в собственности лиц, осуществляющих террористическую деятельность, или связанных с ними юридических и физических лиц;

з) предоставления террористам, террористическим группам и террористическим организациям документов, удостоверяющих личность и иных официальных документов, жилых и других помещений, материальных и иных ресурсов, а также иное содействие (пособничество) террористической деятельности.

4) международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая:

а) террористом, террористической группой или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;

б) гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;

в) в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление террористического характера совершено за пределами территорий этих государств;

г) гражданами Российской Федерации против своего государства на территории другого государства;

5) террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера;

6) преступления террористического характера - преступления, предусмотренные статьями 205 - 206, 208, 211, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, если они совершены в целях терроризма.

7) террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме;

8) террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности;

9) террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности либо осуществляющая такую деятельность или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений или отдельный ее член (сотрудник) осуществляют террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации;

10) финансирование террористической деятельности - предоставление или сбор средств, а равно предоставление финансовых услуг, которые предназначаются для использования или использованы полностью или частично :

a) для совершения одного из преступлений террористического характера;

б) в интересах террористической группы или террористической организации;

11) противодействие терроризму - деятельность, осуществляемая посредством общего противодействия терроризму и борьбы с терроризмом;

12) общее противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций и физических лиц, осуществляемая с использованием мер политического, социально-экономического, информационно-пропагандистского, организационного, правового, специального и иного характера, и направленная на предупреждение, выявление и устранение причин и условий, порождающих терроризм и способствующих осуществлению террористической деятельности, а также минимизацию последствий террористической деятельности и ликвидацию различных форм поддержки терроризма;

13) борьба с терроризмом - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление, пресечение и расследование преступлений террористического характера, а также на минимизацию последствий террористической деятельности и ликвидацию различных форм поддержки терроризма и осуществляемая с использованием разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, войсковых и иных специальных операций и мероприятий;

14) террористическая опасность - угроза реализации террористической акции, о наличии которой свидетельствуют данные, полученные федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими борьбу с терроризмом;

15) контртеррористическая операция - комплекс войсковых и иных специальных операций и мероприятий, направленных на пресечение террористической акции, обезвреживание террористов, обеспечение безопасности физических лиц, а также на минимизацию ущерба, нанесенного террористической акцией;

16) зона режима террористической опасности - отдельный объект, участок местности, населенный пункт, а также территория одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, вводится режим террористической опасности;

17) зона проведения контртеррористической операции - отдельные территория, населенный пункт, участок местности или акватории либо строение, сооружение, помещение или транспортное средство, в пределах которых проводится контртеррористическая операция;

18)  заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое террористами (террористом) в целях понуждения должностных лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления или международных организаций совершить какие-либо действия или воздержаться от совершения каких-либо действий как условия освобождения удерживаемого лица.

Статья 4Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.

2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории террористов , в том числе в случаях, если террористические акции планировались либо реализовывались за пределами территории Российской Федерации, однако нанесли ущерб Российской Федерации, и в других случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

3. Российская Федерация во исполнение международных обязательств, согласно международным договорам в области противодействия терроризму и на условиях, предусмотренных уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, рассматривает и разрешает запросы других государств о выдаче лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступления террористического характера.

4. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда преступления террористического характера планировались либо проводились вне пределов Российской Федерации, однако наносят ущерб Российской Федерации, и в других случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

5. В случае отказа в выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, не проживающего постоянно в Российской Федерации, совершившего или подозреваемого в совершении преступления террористического характера, другому государству такое лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности на основаниях и условиях, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации.

6. Предоставление статуса беженца лицу, совершившему или подозреваемому в совершении преступлений террористического характера, не является основанием для отклонения просьбы о выдаче его другому государству. До предоставления статуса беженца Российская Федерация обеспечивает принятие надлежащих мер в соответствии с положениями национального законодательства и международного права, с целью удостоверения в том, что лица ищущие убежище, не планировали преступления террористического характера, не содействовали им и не участвовали в их совершении. Российская Федерация отказывает в предоставлении временного убежища и статуса беженца лицу, в отношении которого имеются обоснованные подозрения в том, что оно совершило преступление террористического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем.

Глава 2. Основы организации противодействия терроризму

 

Статья 5Общегосударственная система
противодействия терроризму

1. Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму и особенности противодействия ядерному терроризму .

2. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия в области противодействия терроризму в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, координирует деятельность субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также организует обеспечение их необходимыми силами, средствами и ресурсами.

3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации организует противодействие терроризму на территории субъекта Российской Федерации.

4. Федеральная антитеррористическая комиссия обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие терроризму.

5. Региональные антитеррористические комиссии на основе решений и рекомендаций Федеральной антитеррористической комиссии обеспечивают взаимодействие территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций.

6. Субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом, являются:

1)  органы федеральной службы безопасности;

2) федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, его территориальные органы, а также внутренние войска ;

3)  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению безопасности Российской Федерации от внешних угроз методами и средствами разведки ;

4)  федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов ;

5)  федеральный орган исполнительной власти в области обороны ;

6) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

7. Субъектами, осуществляющими противодействие терроризму, наряду с органами, указанными в части 6 настоящей статьи являются иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

8. Прокуратура Российской Федерации в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участвуют в противодействии терроризму.

9. Для участия в мероприятиях общего противодействия терроризму могут привлекаться общественные объединения и физические лица с их добровольного согласия либо на основании их волеизъявления. Сообщение правоохранительным органам ставших известными гражданину сведений о террористической деятельности и о любых обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений террористического характера, а также минимизации последствий террористической деятельности и ликвидации различных форм поддержки терроризма , является гражданским долгом каждого.

Статья 6Полномочия Федеральной антитеррористической комиссии

1. В целях реализации единой государственной политики в области противодействия терроризму, выработки предложений по вопросам совершенствования государственной системы противодействия терроризму и обеспечения эффективного взаимодействия субъектов, осуществляющих противодействие терроризму, в соответствии с решением Президента Российской Федерации создается Федеральная антитеррористическая комиссия. Федеральную антитеррористическую комиссию возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации.

2. В состав Федеральной антитеррористической комиссии входят руководители и представители федеральных органов государственной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в противодействии терроризму, а также члены Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные лица (по согласованию).

3. Основными задачами Федеральной антитеррористической комиссии являются:

1) сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма;

2) выработка предложений об основных направлениях государственной политики в сфере противодействия терроризму;

3) организация планирования применения и подготовки сил и средств, в том числе сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом по пресечению террористических акций и проведению контртеррористических операций на федеральном уровне;

4) координация противодействия терроризму, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти ;

5) выработка предложений о совершенствовании государственной системы противодействия терроризму, разработка федеральных программ противодействия терроризму и контроль за их реализацией, а также выработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности по выявлению и устранению причин и условий, порождающих терроризм и способствующих терроризму и осуществлению террористической деятельности;

6) выработка предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в сфере противодействия терроризму, участие в международном сотрудничестве в области борьбы с терроризмом, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области.

4. Решения Федеральной антитеррористической комиссии являются обязательными для всех субъектов, осуществляющих противодействие терроризму.

5. С момента введения режима террористической опасности и (или) режима контртеррористической операции Федеральная антитеррористическая комиссия преобразуется в оперативный штаб по осуществлению режима террористической опасности или в оперативный штаб по управлению проведением контртеррористической операции с привлечением при необходимости дополнительных сил и средств.

Статья 7Полномочия региональной антитеррористической комиссии

1. В соответствии с решением Президента Российской Федерации в субъектах (регионах) Российской Федерации образуются региональные антитеррористические комиссии, осуществляющие координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организацию взаимодействия субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом (их подразделений и органов), а также обеспечивающие принятие согласованных мер в области противодействия терроризму. Региональные антитеррористические комиссии возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Решением Президента Российской Федерации руководителем региональной антитеррористической комиссии может быть назначен представитель Президента Российской Федерации.

2. По решению руководителя региональной антитеррористической комиссии в ее состав включаются руководители (представители) территориальных органов федеральных органов государственной власти, указанных в частях 7 - 9 статьи 5 настоящего Федерального закона, руководители (представители) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иные лица (по согласованию).

3. Основными задачами региональной антитеррористической комиссии являются:

1) сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях террористических угроз в регионе;

2) организация координации деятельности и взаимодействия региональных подразделений (органов) субъектов, осуществляющих противодействие терроризму, и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с государственной политикой в сфере противодействия терроризму, решениями и рекомендациями Федеральной антитеррористической комиссии;

3) разработка и реализация региональных программ противодействия терроризму, разработка и осуществление мер по обеспечению защищенности региона от террористических угроз, в том числе по обеспечению защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении;

4) организация планирования применения и подготовки сил и средств органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом;

5) решение иных задач в сфере противодействия терроризму в регионе.

4. С момента введения режима террористической опасности или режима контртеррористической операции региональная антитеррористическая комиссия на соответствующей территории преобразуются в оперативный штаб по осуществлению режима террористической опасности или в оперативный штаб по управлению проведением контртеррористической операции с привлечением при необходимости дополнительных сил и средств. Руководителем указанного штаба является представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Статья 8Полномочия субъектов, осуществляющих борьбу
с терроризмом, а также субъектов, участвующих
в противодействии терроризму

1.  Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности является основным субъектом, осуществляющим борьбу с терроризмом. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, его территориальные органы и специальные подразделения осуществляют борьбу с терроризмом посредством проведения разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений террористического характера, а также минимизации последствий террористической деятельности и ликвидации различных форм поддержки терроризма, осуществляют иные меры противодействия терроризму. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности:

1) координирует в пределах своих полномочий деятельность других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, и организует их взаимодействие, в том числе с правоохранительными органами и со специальными службами иностранных государств, а также с международными организациями, осуществляющими противодействие терроризму;

2) представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о борьбе с терроризмом, а также осуществляет текущее информирование Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о террористических угрозах.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, его территориальные органы, а также внутренние войска в пределах своей компетенции осуществляют противодействие терроризму посредством предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений террористического характера, а также посредством минимизации последствий террористической деятельности и ликвидации различных форм поддержки терроризма, участвуют в организации и осуществлении иных мер противодействия терроризму. Федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел осуществляет борьбу с терроризмом посредством:

1) проведения оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, в том числе при проведении контртеррористических операций;

2) осуществления мер по поддержанию особых правовых режимов, применяемых в соответствии с настоящим Федеральным законом для защиты от терроризма;

3) предоставления необходимых сил и средств, а также обеспечения их эффективного использования.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению безопасности Российской Федерации от внешних угроз методами и средствами разведки, осуществляет борьбу с терроризмом посредством сбора информации о деятельности иностранных террористических групп и (или) террористических организаций и международных террористических организаций, а также посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников.

4. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

5. Федеральный орган исполнительной власти в области обороны и Вооруженные Силы Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности воздушного пространства Российской Федерации, прикрытия войсками и силами противовоздушной обороны отдельных объектов государственной охраны и иных важных объектов Российской Федерации, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации, пресечения террористических акций во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, оказания содействия обеспечению безопасности национального морского судоходства, защиты собственных объектов и находящихся на вооружении (сохранении) вооружения и военной техники, боеприпасов и взрывчатых веществ, проведения разведывательных и иных специальных мероприятий, а также посредством оказания содействия другим федеральным органам исполнительной власти при пресечении террористических акций. В исключительных случаях отдельные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации могут привлекаться к участию в проведении контртеррористических операций за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.  Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, принимает участие в борьбе с терроризмом посредством осуществления контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом и приостановления таких операций в соответствии с законодательством Российской Федерации и координации своей деятельности с деятельностью других субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

7. Другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в пределах своей компетенции:

1) проводят работу по участию в разработке и реализации федеральных, региональных и межведомственных концепций, программ, планов и мероприятий противодействия терроризму, в том числе при проведении контртеррористической операции;

2) осуществляют мероприятия по противодействию финансирования террористической деятельности;

3) создают ведомственные системы противодействия террористической деятельности и поддерживают указанные системы в необходимой готовности, в том числе обеспечивают защиту находящихся в их ведении объектов, уязвимых в террористическом отношении;

4) разрабатывают и осуществляют профилактические информационно-пропагандистские, воспитательные, организационные, правовые, режимные, охранные и иные меры, направленные на выявление и устранение причин и условий, порождающих терроризм и способствующих терроризму и осуществлению террористической деятельности, а также на минимизацию последствий террористической деятельности и ликвидацию различных форм поддержки терроризма;

5) предоставляют материально-технические и финансовые средства, информацию, транспортные средства и средства связи, медицинское оборудование и медикаменты, спасательные и другие средства, а также оказывают в целях борьбы с терроризмом иную экстренную помощь; выделяют по требованию руководителя оперативного штаба по управлению проведением контртеррористической операции и передают в его подчинение силы и средства, необходимые для проведения контртеррористической операции и мероприятий по минимизации вреда и ликвидации последствий террористической акции;

6) по предложению руководителя Федеральной антитеррористической комиссии или руководителей региональных антитеррористических комиссий участвуют в их работе;

7) оказывают помощь субъектам, осуществляющим борьбу с терроризмом, в изучении причин и условий, порождающих терроризм и способствующих терроризму, в выявлении признаков террористической деятельности и различных форм поддержки терроризма;

8) осуществляют иные меры противодействия терроризму.

8.  Прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет мероприятия по предупреждению террористической деятельности и различных форм поддержки терроризма, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации проводит предварительное расследование, осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, поддерживает в судах государственное обвинение, а также осуществляет надзор за исполнением законов субъектами противодействия терроризму, выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Организационные меры противодействия терроризму

Статья 9Основные меры общего противодействия терроризму

Общее противодействие терроризму осуществляются с использованием следующих основных мер:

1) организация мониторинга и прогнозирования террористических угроз на федеральном и региональном уровнях;

2) определение основных задач государства и других субъектов, участвующих в противодействии терроризму и распределение компетенции между ними;

3) разработка федеральных, региональных и межведомственных концепций, программ, планов и мероприятий противодействия терроризму ;

4) разработка методологии по выявлению и устранению социальных источников, причин и условий, способствующих развитию терроризма, с учетом типологии, форм подготовки и проведения террористических акций;

5) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия терроризму;

6) организация международного сотрудничества Российской Федерации в области борьбы с терроризмом, в том числе изучение и обобщение зарубежного опыта противодействия терроризму;

7) урегулирование межконфессиональных, межэтнических, межнациональных и территориальных противоречий и конфликтов;

8) улучшение социально-экономической обстановки в регионах с высоким уровнем социальной напряженности и преступности;

9) формирование стойкого неприятия обществом идеологии и практики терроризма;

10) информирование общественности об осуществляемых государством и другими субъектами мерах противодействия терроризму;

11) информирование населения о правилах поведения при возникновении критических ситуаций, связанных с проявлениями террористической деятельности и его обучение указанным правилам;

12) создание механизма выплаты вознаграждения за предоставление информации, содействующей предотвращению террористической акции, розыску террористов или решению иных задач в сфере борьбы с терроризмом;

13) защита объектов возможных террористических посягательств;

14) контроль операций с денежными средствами и иным имуществом в целях предупреждения финансирования террористической деятельности;

15) введение особых правовых режимов, применяемых в соответствии с настоящим Федеральным законом для защиты от терроризма;

16) осуществление в целях противодействия терроризму предусмотренных законодательством Российской Федерации административно-правовых, а также режимных, контрольных, регистрационных, надзорных, охранных и иных специальных мер;

17) минимизация последствий террористической деятельности;

18) ликвидация различных форм поддержки терроризма.

Статья 10Операции и мероприятия по борьбе с терроризмом

1. При проведении операций и мероприятий по борьбе с терроризмом непосредственно осуществляются:

1) предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности и различных форм поддержки терроризма посредством проведения разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных и иных специальных операций и мероприятий;

2) пресечение террористических акций и минимизация их последствий посредством проведения контртеррористических операций.

2. Операции и мероприятия по борьбе с терроризмом проводятся субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом.

Статья 11Меры, осуществляемые в целях борьбы с терроризмом

При проведении операций и мероприятий по борьбе с терроризмом уполномоченными настоящим Федеральным законом субъектами с учетом их компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут осуществляться:

1) разведывательные меры, направленные на получение информации о террористических угрозах, о деятельности иностранных террористических групп и (или) террористических организаций, международных террористических организаций, о планах подготовки и осуществления ими террористической деятельности против Российской Федерации, об источниках и о каналах финансирования и иного обеспечения террористических групп и (или) террористических организаций;

2) контрразведывательные меры, направленные на выявление лиц и организаций, причастных к террористической деятельности, на предупреждение и пресечение планируемых террористических акций, а также на минимизацию последствий возможной террористической деятельности и ликвидацию различных форм поддержки терроризма, на недопущение переноса деятельности иностранных террористических групп (организаций), международных террористических организаций на территорию Российской Федерации и распространения указанной деятельности на территории Российской Федерации;

3) оперативно-розыскные меры, направленные на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, розыск террористов, на получение информации о событиях и действиях, связанных с террористической деятельностью и создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

4) административно-правовые меры и полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

5) специальные операции, направленные на локализацию террористической акции, на поиск, блокирование, ликвидацию баз, лагерей, центров подготовки и размещения террористов и иных объектов их инфраструктуры, на поиск, захват и обезвреживание террористов, организаторов и активных участников террористических групп и (или) террористических организаций, на освобождение зданий, помещений, транспортных средств, захваченных террористами, и заложников, на пресечение поставок террористическим группам и (или) террористическим организациям стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, сильнодействующих веществ, бактериологического и токсического оружия и иных средств ведения и обеспечения террористической деятельности, на обеспечение безопасности физических лиц;

6) войсковые меры, направленные на локализацию масштабных и особо опасных террористических акций, а также на пресечение террористических акций в воздушном пространстве и морском пространстве, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;

7) иные специальные меры, направленные на пресечение террористической акции или другого преступления террористического характера посредством применения специальных средств и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) организационно-управленческие меры, направленные на информационно-аналитическое, организационно-техническое, правовое и иное обеспечение операций и мероприятий по борьбе с терроризмом.

Глава 4. Противодействие финансированию
террористической деятельности

Статья 12Ответственность за финансирование
террористической деятельности

1. Физические лица, виновные в финансировании террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

2.  Юридические лица, хотя бы одно из подразделений которых финансировало террористическую деятельность, подлежат ликвидации по решению суда в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, а принадлежащее им имущество обращается в доход государства в целях последующего использования в борьбе с терроризмом и ликвидации последствий террористических акций. При этом владельцы, руководители и другие работники ликвидированных юридических лиц, непосредственно участвовавшие в финансировании террористической деятельности, привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с частью первой настоящей статьи.

3. К юридическим лицам, несущим ответственность в соответствии с частью 2 настоящей статьи, могут также применяться иные предусмотренные законодательством Российской Федерации санкции.

Статья 13. Замораживание денежных средств и других финансовых активов или экономических ресурсов физических и юридических лиц

1. В случаях, установленных федеральными законами, прокурор при наличии информации, свидетельствующей о причастности физических и юридических лиц к финансированию террористической деятельности, вправе обратиться в суд с заявлением о запрете пользования и распоряжения средствами, финансовыми активами или экономическими ресурсами (далее - средства) таких лиц (замораживание) в целях обеспечения возможной конфискации. При наличии оснований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", заявление о запрете действий с упомянутыми денежными средствами или иным имуществом, направленных на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей, может быть направлено в суд федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Замораживанию подлежат средства физических и юридических лиц, если имеются основания полагать, что такие средства могут быть:

1) предназначены для использования в целях террористической или поддерживающей ее деятельности;

2) получены в результате совершения преступления террористического характера.

3. Замораживанию подлежат также средства юридических лиц, находящихся в собственности или под контролем лиц, которые совершают или намерены совершить преступления террористического характера или содействуют их совершению, а также физических и юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких лиц, включая средства, полученные или приобретенные с помощью собственности, находящейся во владении или под контролем таких лиц и (или) связанных с ними лиц.

4. Основанием для обращения в суд с заявлением о замораживании средств физических и юридических лиц по запросу компетентных органов зарубежного государства или международной организации может служить представленная на основании международного договора или на условиях взаимности информация, свидетельствующая о причастности соответствующих физич е ских и юридических лиц к финансированию террористической деятельности.

Статья 14. Конфискация имущества физических и юридических лиц, полученного в результате террористической деятельности либо используемого для террористической или поддерживающей ее деятельности

1.  Имущество , полученное в результате террористической деятельности либо используемое для террористической или поддерживающей ее деятельности, подлежит конфискации.

2.  Основания и процедура конфискации имущества, подлежащего конфискации устанавливаются законодательством Российской Федерации. Порядок реализации такого имущества определяется Правительством Российской Федерации.

Глава 5. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации
в пресечении террористических акций
и противодействии терроризму

Статья 15Условия применения Вооруженных Сил Российской Федерации для пресечения террористических акций

Для непосредственного пресечения террористических акций допускается применение Вооруженных Сил Российской Федерации в следующих случаях:

1) для пресечения полетов в пределах воздушного пространства Российской Федерации воздушных судов, нарушивших ограничения и запреты на полеты, установленные в порядке, определяемом уполномоченным органом в области обороны, осуществляющем полное государственное регулирование использования воздушного пространства, если имеются основания полагать, что нарушение таких запретов создает опасность нападения на объекты Российской Федерации, а также для пресечения полетов воздушных судов, захваченных террористами, либо используемых ими для реализации террористических акций;

2) для защиты объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, пресечения террористических акций во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, а также для пресечения террористических акций, направленных на объекты морской производственной деятельности, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации, оказания содействия в обеспечении безопасности национального морского судоходства и пресечения террористических акций в подводной среде;

3) для участия в проведении контртеррористических операций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 16Полномочия Вооруженных Сил Российской Федерации при пресечении террористических акций

В целях пресечения террористических акций Вооруженные Силы Российской Федерации осуществляют предоставленные им полномочия посредством:

1) осуществления контроля за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

2) пресечения полетов в пределах воздушного пространства Российской Федерации воздушных судов, нарушивших установленные ограничения и запреты на полеты в запретных зонах и зонах ограничений;

3) пресечения террористических акций с использованием морских, речных судов и иных плавательных средств, в том числе в подводной среде;

4) пресечения террористических акций, направленных на объекты морской производственной деятельности, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации, и оказания содействия в обеспечении безопасности национального морского судоходства;

5) применения оружия и боевой техники в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 17Порядок принятия решения о применении оружия и боевой техники при пресечении террористических акций

1. Принимает решение о применении оружия и боевой техники в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, и отдает соответствующие команды (сигналы) в порядке подчиненности, в зависимости от зоны ответственности и располагаемого времени для принятия решения и его реализации:

1) Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации - Президент Российской Федерации, Министр обороны Российской Федерации, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующий Военно-воздушными силами, главнокомандующий Военно-Морским Флотом или лица, исполняющие их обязанности, - на всей территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

2)  командующий оперативно-стратегическим (оперативным) объединением или лицо, исполняющие его обязанности, - в установленных границах ответственности, в том числе за противовоздушную оборону .

2.  При отсутствии на пунктах управления указанных должностных лиц в случаях, не терпящих отлагательства, решение о применении оружия и боевой техники принимает руководитель дежурной смены Центрального командного пункта Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, дежурной смены командного пункта главнокомандующего Военно-воздушными силами или дежурной смены Центрального командного пункта Военно-Морского Флота либо оперативные дежурные соответствующих оперативно-стратегических (оперативных) объединений.

3. Оружие и боевая техника в открытом море могут применяться по решению командира военного корабля либо воздушного судна при отражении вооруженного нападения на корабль, морское или воздушное судно, при   преследовании военного корабля, морского или воздушного судна, захваченного террористами, если преследование было начато во внутренних морских водах или территориальном море Российской Федерации, и в исключительных случаях при обнаружении явных признаков террористической акции, готовящейся в отношении корабля, морского или воздушного судна, если иными способами предупредить ее невозможно .

Статья 18Участие Вооруженных Сил Российской Федерации
в проведении контртеррористической операции

1. Выделенные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для пресечения террористической акции по решению руководителя контртеррористической операции. О принятом решении незамедлительно уведомляется Президент Российской Федерации.

2. Подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаемые для пресечения террористических акций, имеют право применять оружие и боевую технику в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 19Применение оружия и боевой техники при пресечении террористических акций

1. Подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаемые для пресечения террористических акций, применяют оружие и боевую технику:

1) для пресечения полетов воздушных судов, нарушивших ограничения и запреты на правила полетов, установленные в порядке, определяемом уполномоченным органом в области обороны, осуществляющем полное государственное регулирование использования воздушного пространства, и не реагирующих на предупреждения о намерении применения оружия и боевой техники;

2) против морских, речных судов (плавательных средств), захваченных террористами либо используемых ими для реализации террористической акции;

3) в случаях привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в проведении контртеррористической операции.

2. Применению оружия и боевой техники должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы.

3. Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при отражении вооруженного нападения на объекты Российской Федерации, внезапном или вооруженном нападении на военнослужащих и других граждан, нападении с использованием боевой техники, воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств, вооруженном сопротивлении, побеге с оружием задержанных лиц, а также для освобождения заложников.

4. Оружие и боевая техника в отношении воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств с пассажирами могут применяться только для устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни и здоровью иных лиц, если эта опасность не может быть устранена иными средствами.

5. Порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации при пресечении террористической акции устанавливается Правительством Российской Федерации, за исключением основания, предусмотренного пунктом 3 части 1 настоящей статьи.

Статья 20. Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами
территории Российской Федерации

1. Задачи по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации выполняют посредством:

1)  применения с территории Российской Федерации вооружения против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

2)  осуществления формированиями Вооруженных Сил Российской Федерации мер по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

2. Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

3. Решение о направлении за пределы территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности (далее - формирования Вооруженных Сил Российской Федерации) принимается Президентом Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, задачи, срок пребывания и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации.

5. Предложение, вносимое Президентом Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о направлении за пределы территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, включает в себя сведения об их общей численности, районе действий, сроке пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядке его продления в случае необходимости.

6.   Решение об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации в случаях:

1) выполнения ими поставленных задач по пресечению международной террористической деятельности;

2) нецелесообразности их дальнейшего пребывания за пределами территории Российской Федерации.

7. Об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, Президент Российской Федерации информирует Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

8. Формирования Вооруженных Сил Российской Федерации комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие проходят предварительную специальную подготовку.

9. Решение об обеспечении формирований Вооруженных Сил Российской Федерации материально-техническими средствами, а также о предоставлении военнослужащим медицинского и иных видов обеспечения принимается Правительством Российской Федерации.

10. Для обеспечения деятельности формирований Вооруженных Сил Российской Федерации Правительством Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации принимается решение о направлении за пределы территории Российской Федерации на добровольной основе гражданского персонала. Правительством Российской Федерации определяются район действий, задачи, срок пребывания, порядок замены указанного персонала, а также его обеспечение.

11. Решение об отзыве гражданского персонала, направляемого за пределы Российской Федерации в соответствии с частью 10 настоящей статьи, принимается Президентом Российской Федерации одновременно с решением об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации. Решение об отзыве указанного гражданского персонала принимается Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации также в случае, если дальнейшее пребывание указанного персонала за пределами территории Российской Федерации становится нецелесообразным.

Глава 6. Особые правовые режимы, применяемые
для защиты от терроризма

Статья 21Виды режимов защиты от терроризма и информирование населения об их введении и отмене

1. При получении информации, свидетельствующей о возможной подготовке или об угрозе совершения террористической акции, о реализации одной или нескольких террористических акций, в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества или государства, а также в целях активизации деятельности по предотвращению и пресечению противоправной деятельности могут вводиться с указанием пределов и сроков их действия особые правовые режимы защиты от терроризма, предусматривающие введение специальных мер и временных ограничений.

2. Для защиты от терроризма могут вводиться следующие особые правовые режимы:

1) режим террористической опасности;

2) режим контртеррористической операции;

3) режим чрезвычайного положения.

3. Решения о введении либо об отмене особых правовых режимов защиты от терроризма подлежат незамедлительному опубликованию в средствах массовой информации.

Статья 22Режим террористической опасности

1. Режим террористической опасности может вводиться при получении информации, свидетельствующей о возможной подготовке или об угрозе совершения террористической акции, и при наличии обстоятельств, не позволяющих проверить такую информацию, обеспечить безопасность граждан и объектов, подвергающихся террористической угрозе, обычными силами и средствами без введения специальных мер и временных ограничений.

2. Режим террористической опасности может вводиться на отдельных объектах, участках местности, в населенных пунктах, а также на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Срок действия указанного режима не может превышать 30 суток.

3. Решение о введении либо об отмене режима террористической опасности принимает:

1) Председатель Правительства Российской Федерации - председатель Федеральной антитеррористической комиссии - на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

2) руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - председатель региональной антитеррористической комиссии - на отдельных объектах, участках местности, в населенных пунктах, а также на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по представлению руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

4. О принятом решении о введении режима террористической опасности незамедлительно уведомляются:

1) Председателем Правительства Российской Федерации - председателем Федеральной антитеррористической комиссии - Президент Российской Федерации, руководители федеральных органов государственной власти, указанных в частях 7 - 9 статьи 5 настоящего Федерального закона;

2) руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - председателем региональной антитеррористической комиссии - Председатель Правительства Российской Федерации - председатель Федеральной антитеррористической комиссии.

5. В решении о введении режима террористической опасности указываются:

1) основное содержание информации, свидетельствующей о возможной подготовке или об угрозе совершения террористической акции;

2) обоснование необходимости введения режима террористической опасности и введения специальных мер и временных ограничений;

3) границы зоны режима террористической опасности и перечень объектов, на которые распространяется его действие;

4) перечень специальных мер и временных ограничений, вводимых при осуществлении режима террористической опасности;

5) срок действия режима террористической опасности.

6. В зоне режима террористической опасности допускается введение специальных мер и временных ограничений, указанных в пунктах 1, 5, 6, 8 (в установленном порядке и применительно к целям режима террористической опасности), 11, 15, 16, 19 (в части ограничения проведения иных массовых мероприятий) части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона.

7.  На отдельных объектах и участках зоны режима террористической опасности могут вводиться как весь комплекс мер и временных ограничений, указанных в части 6 настоящей статьи, так и отдельные из них.

Статья 23Режим контртеррористической операции

1.  Режим контртеррористической операции вводится в зоне проведения контртеррористической операции приказом руководителя указанной операции.

2. Режим контртеррористической операции вводится в зоне проведения контртеррористической операции на период ее проведения, но не более, чем на 30 суток, и может предусматривать введение следующих мер и временных ограничений:

1) проверка у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов доставление указанных лиц в органы внутренних дел или иные компетентные органы Росс ийской Федерации для установления личности;

2)  доставление в органы внутренних дел или иные компетентные органы Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

3) установление среди лиц, задержанных по подозрению в совершении правонарушений или преступлений террористического характера, лиц, причастных к указанным правонарушениям или преступлениям, а также лиц, личность которых не установлена;

4) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения;

5) удаление граждан с отдельных объектов, участков местности, а также отбуксировка транспортных средств;

6) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

7) изменение режимов работы обслуживаемых операторами связи систем связи вплоть до прерывания предоставляемых услуг связи; запрет использования приемопередающих радиостанций индивидуального пользования, а в случае невыполнения данного запрета их принудительное временное изъятие;

8) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемых по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации о террористической деятельности и террористах, выполнения других условий, необходимых для достижения целей контртеррористической операции, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности;

9) использование для проведения контртеррористической операции без изъятия средств связи, принадлежащих гражданам и организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая специальные;

10) использование без изъятия транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, преследования и задержания террористов или доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в учреждение здравоохранения, а также для проезда к месту происшествия;

11) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

12) запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

13) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

14) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических и других ограничительных мероприятий;

15) ограничение или запрещение движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах;

16) недопущение транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений и граждан, на отдельные объекты и участки местности;

17) беспрепятственное допуск лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в реализации террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;

18) проведение при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личного досмотра граждан, досмотра находящихся при них вещей, досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

19) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

20) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

21) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, специальных средств, взрывчатых и ядовитых веществ, пиротехнических изделий; установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия, боеприпасов и ядовитых веществ, а у организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

22)  установление особого порядка и условий деятельности работников средств массовой информации.

3. На отдельных объектах и участках зоны проведения контртеррористической операции могут вводиться как весь комплекс мер и временных ограничений, указанных в части 2 настоящей статьи, так и отдельные из них.

Статья 24Режим чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение может вводиться для целей борьбы с терроризмом исключительно в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".

Глава 7. Контртеррористическая операция

Статья 25Условия проведения контртеррористической операции

1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористической акции, если ее пресечение иными силами или способами невозможно.

2. Решение о проведении контртеррористической операции на территориях нескольких субъектов Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности принимает Председатель Правительства Российской Федерации - председатель Федеральной антитеррористической комиссии, уведомляющий Президента Российской Федерации о принятом решении.

3. Распоряжениями (приказами) лица, принявшего решение о проведении контртеррористической операции, назначается руководитель операции - представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, а также определяется состав оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

4. В случае, если решение о проведении контртеррористической операции требуется принять незамедлительно, такое решение принимается руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности либо его территориального органа. Данный руководитель с момента принятия указанного решения становится руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. О принятом решении руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности информирует Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации - председателя Федеральной антитеррористической комиссии.

Статья 26. Руководство и управление контртеррористической операцией

1. Единоличное руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

2. Руководитель контртеррористической операции несет ответственность за ее проведение в целом.

3. Руководитель контртеррористической операции:

1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, задачи и функции входящих в него подразделений;

2) может привлекать к участию в работе оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией представителей субъектов, указанных в частях 7 - 9 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также любых других лиц, знания и опыт которых могут оказать помощь в проведении контртеррористической операции.

3) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции;

4) отдает распоряжения составу оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;

5)  определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, в пределах которой устанавливает особый правовой режим - режим контртеррористической операции; на отдельных объектах и участках зоны проведения контртеррористической операции устанавливает (вводит) комплекс мер и временных ограничений, указанных в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона;

6) принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении специальных операций;

7) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

4. Оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией:

1) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба возможной или реализованной террористической акции;

2) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;

3) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после его утверждения организует контроль за исполнением указанного плана;

4) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, режим контртеррористической операции;

5) организует взаимодействие сил и средств, привлекаемых для проведения контртеррористической операции ;

6) принимает другие меры по пресечению террористической акции и минимизации ее последствий.

Статья 27Силы и средства, необходимые для проведения контртеррористической операции

1. Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка необходимых сил и средств.

2. В состав группировки необходимых сил и средств могут включаться отдельные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в противодействии терроризму.

3. Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее завершения подчиняются руководителю контртеррористической операции.

4. С момента отдачи руководителем контртеррористической операции приказа о проведении контртеррористической операции руководители подразделений, сформированных в составе группировки, непосредственно управляют возглавляемыми ими подразделениями и приданными им силами. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности, за исключением руководителя контртеррористической операции, в управление данными подразделениями не допускается.

Cтатья 28Ведение переговоров с террористами

1. При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также в целях изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

2. К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные руководителем контртеррористической операции .

Статья 29Информирование общественности об обстоятельствах, связанных с террористической акцией

1. При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем этого штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью и со средствами массовой информации. Для работы в зоне проведения контртеррористической операции может вводиться аккредитация   журналистов.

2. Руководитель контртеррористической операции в зоне проведения контртеррористической операции имеет право:

1) запретить доступ работников средств массовой информации в зону проведения контртеррористической операции или выделить в этой зоне специальный сектор для организации деятельности указанных работников и обеспечения защиты их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества;

2) назначить представителя оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией ответственным за поддержание связи с общественностью и со средствами массовой информации и за предоставление им необходимых сведений о данной операции;

3) установить порядок предоставления сведений о контртеррористической операции;

4) ввести аккредитацию журналистов.

3. При освещении обстоятельств, связанных с террористической акцией, запрещается распространять информацию:

1) призывающую к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающую или оправдывающую необходимость осуществления такой деятельности;

2) способную затруднить проведение контртеррористической операции или создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за ее пределами;

3) раскрывающую специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции, состав и численность привлекаемых для ее проведения сил и средств;

4) содержащую сведения о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, за исключением информации, содержащей сведения о представителе этого штаба, ответственном за поддержание связи с общественностью и со средствами массовой информации, при проведении контртеррористической операции, а также содержащую сведения о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

4. В зоне проведения контртеррористической операции работникам средств массовой информации запрещается:

1) без разрешения руководителя контртеррористической операции пересекать границу зоны проведения контртеррористической операции или выделенного в этой зоне специального сектора;

2) осуществлять действия, затрудняющие проведение контртеррористической операции и (или) способствующие реализации намерений террористов;

3) получать с нарушением установленного порядка предоставления сведений о контртеррористической операции информацию от ее участников или от лиц, оказывающих им содействие;

4) скрывать от лиц, проводящих контртеррористическую операцию, факты осуществления аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, а также документирования информации или событий иными способами;

5) скрывать от лиц, проводящих контртеррористическую операцию информацию, полученную в результате своей профессиональной деятельности способную помочь проведению контртеррористической операции, либо минимизации последствий террористического акта.

Статья 30Окончание контртеррористической операции

1. Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористическая акция пресечена и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным правоохраняемым интересам людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

2. Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной, о чем информируется население соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации.

Глава 8. Ликвидация последствий террористической акции

Статья 31Возмещение материального ущерба,
нанесенного в результате террористической акции

1. Выплата возмещения материального ущерба, нанесенного в результате террористической акции физическим лицам, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя материального ущерба в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. В целях реализации положений части 1 настоящей статьи могут использоваться средства от реализации имущества, полученного в результате террористической деятельности либо используемого для террористической или содействующей ей деятельности.

3. Террористы не могут быть признаны лицами, пострадавшими в результате террористической акции и имеющими право на возмещение вреда.

4. Возмещение материального ущерба, нанесенного организации независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности в результате террористической акции, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 32Социальная реабилитация лиц, пострадавших
в результате террористической акции

1. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья и проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористической акции, и их интеграции в общество.

2. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, а также лиц, указанных в статье 33 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого реализована эта террористическая акция, а также иных законных источников .

3. Порядок осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции, определяется Правительством Российской Федерации.

Глава 9. Меры правовой и социальной защиты лиц,
участвующих в борьбе с терроризмом

Статья 33Категории лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, подлежащих правовой и социальной защите

 

1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:

1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом;

2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании преступлений террористического характера, а также минимизации последствий террористической деятельности;

3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием таких лиц в борьбе с терроризмом.

2. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Статья 34Возмещение вреда лицам, участвующим
в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты

1. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 33 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. В случае гибели лица, принимавшего участие в проведении мероприятия или операции по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, но не менее шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего. Нетрудоспособным членам семьи погибшего кормильца, состоявшим на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В случае, если лицо, принимавшее участие в проведении мероприятия или операции по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие за счет средств федерального бюджета в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, но не менее трехсот тысяч рублей и назначается пенсия по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если лицо, принимавшее участие в проведении мероприятия или операции по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, но не менее ста тысяч рублей.

5. В случае, если имущество лица, принимавшего участие в проведении мероприятия или операции по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для предоставления единовременных выплат в связи с указанными в настоящей статье обстоятельствами выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Статья 35Освобождение от ответственности за причинение вреда

При проведении мероприятия или операции по борьбе с терроризмом на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении мероприятия или операции по борьбе с терроризмом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 36Льготное исчисление выслуги лет

1. Военнослужащим, сотрудникам и специалистам федеральных органов государственной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы в указанных подразделениях за полтора дня, а время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня (если федеральным законодательством не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет).

2. При получении ранения, контузии, увечья или тяжелого заболевания в результате проведения контртеррористической операции один день нахождения в связи с этим на излечении в лечебном учреждении засчитывается за два дня.

Статья 37Увеличение окладов по воинским должностям (должностных окладов)

Военнослужащим, сотрудникам и специалистам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, оклады по воинским должностям (должностные оклады) устанавливаются с увеличением на 75 процентов, а лицам, проходящим (проходившим) службу в указанных подразделениях на должностях, исполнение обязанностей по которым связано с осуществлением мероприятий в условиях, сопряженных с опасностью для жизни, - с увеличением на 100 процентов.

Глава 10. Ответственность за участие в террористической деятельности

Статья 38Ответственность физических лиц за участие
в террористической деятельности

1. Лица, участвующие в террористической деятельности, подлежат ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

2. В Российской Федерации за совершение преступлений террористического характера устанавливается уголовная ответственность.

Статья 39Ответственность организации (объединения)
за участие в террористической деятельности

1. Организация, общественное или религиозное объединение объявляются террористическими и подлежат ликвидации на основании решения суда. Порядок вынесения судебных решений устанавливается законодательством Российской Федерации.

2. Объявление организации, общественного или религиозного объединения террористическими влечет за собой запрет их деятельности на территории Российской Федерации, а в случае, если такие организация, общественное или религиозное объединение являются юридическими лицами, - также их ликвидацию.

3. При ликвидации организации, общественного или религиозного объединения, объявленных террористическими, их имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, обращается в доход Российской Федерации и используется для выплаты компенсаций лицам, пострадавшим в результате террористической акции, или членам их семей.

4. Заявление о признании организации, общественного или религиозного объединения террористическими, запрете их деятельности на территории Российской Федерации и ликвидации их как юридических лиц направляется в суд Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами. С момента обращения в суд указанное должностное лицо вправе своим решением приостановить деятельность организации, общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления. При наличии достаточных оснований полагать что организация, общественное или религиозное объединение, в отношении которых подано заявление о признании их террористическими или принимающими участие в террористической деятельности, может реализовать или сокрыть имущество, заявитель принимает все необходимые меры к обеспечению сохранности имущества указанных организаций или объединений.

5. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные и международные организации и объединения, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации.

6. Основанием для рассмотрения вопроса о признании судом иностранной организации (ее отделения, филиала, представительства) террористической могут служить представленные зарубежным государством или международной организаций, осуществляющей борьбу с терроризмом, на основании международного договора или соответствующий мотивированный запрос, подтверждающий террористическую деятельность данной иностранной организации (ее отделения, филиала, представительства).

7. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности ведет единый федеральный список организаций (в том числе иностранных и международных), общественных и религиозных объединений, объявленных в Российской Федерации террористическими. Указанный список подлежит ежегодному опубликованию в официальных периодических изданиях.

Статья 40Особенности уголовного и гражданского судопроизводства по делам о террористической деятельности

Особенности уголовного, гражданского и административного судопроизводства по делам, связанным с пресечением террористической деятельности и ликвидацией различных форм поддержки терроризма устанавливаются в соответствии с уголовным процессуальным, гражданским процессуальным и административным законодательством Российской Федерации.

Статья 41Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции

Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

Глава 11. Контроль и надзор за законностью осуществления противодействия терроризму

Статья 42Контроль за осуществлением
противодействия терроризму

Контроль за осуществлением противодействия терроризму в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Статья 43Надзор за законностью осуществления
противодействия терроризму

Надзор за законностью осуществления противодействия терроризму осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Глава 12. Заключительные положения

Статья 44О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации  

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130ФЗ "О борьбе с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3808);

2) пункт 22 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 33, ст. 3348);

3) Федеральный закон от 21 ноября 2002 года № 144ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 47, ст. 4634);

4) статью 33 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 86ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2700);

5) статью 106 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607).

Статья 45Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации