Разработан законопроект "О противодействии терроризму"
30 ноября 2004 года в Государственную Думу на первое чтение был внесен законопроект "О противодействии терроризму". 17 декабря он был принят в первом чтении. Рассмотрение проекта во втором чтении намечено на октябрь 2005 года. Окончательное принятие - до конца года.
Законопроект внесен депутатами: Грызловым Б.В., Васильевым В.А., Куликовым А.С., Баскаевым А.Г., Дятленко В.В., Бариновым И.В., Гришанковым М.И. и членами Совета Федерации Озеровым В.А., Ключенком В.Д., Мельниковым В.И., Лысковым А.Г., Федоровым В.И. Формально законопроект является разработкой Комитета безопасности ГД и Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации. Кроме спикера ГД Грызлова, все депутаты является членами Комитета по безопасности ГД, все члены СФ - соответствующего комитета СФ. На самом деле этот законопроект разрабатывался в течение нескольких месяцев в Федеральной службе безопасности при участии МВД, Генпрокуратуры и Министерства юстиции. Революционные новшества по сравнению с прежним (образца 1998 года законом "О борьбе с терроризмом") содержатся уже в Статье № 3 "Основные понятия". Определение "терроризм" изложено в следующей редакции: Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества либо других материальных объектов, незаконное вмешательство или угроза незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, а также иные действия, создающие опасность гибели людей, применения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий и совершаемые в целях устрашения населения или оказания воздействия на принятие должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями решений, обеспечивающих уловлетворение социаьлно-политических требований и интересах террористов. Фактически это более расширительное определение терроризма, чем данное в Уголовном Кодексе, и при желании под определение " и иные действия, оказывающие на принятие органами власти решений" подпадают митинги и демонстрации. Содержатся в проекте и очевидно нереальные вещи. Например, согласно законопроекту, к ведению переговоров с террористами "по решению руководителя контртеррористической операции допускаются только специально подготовленные лица". Однако во время всех захватов последнего времени кандидатуры переговорщиков выдвигались со стороны террористов, которые, понятно, не согласны разговаривать со "специально подготовленными лицами", и вряд ли сейчас эта ситуация изменится. В законопроекте содержится перечень режимов, "применяемых для защиты от терроризма":
Решение о введении либо отмене особых правовых режимом подлежат незамедлительному опубликованию в средствах массовой информации. Абсолютно новый пункт проекта - Режим террористической опасности (статья 21). По действующему законодательству специальных режимов пока только два: чрезвычайное положение и контртеррористическая операция. Согласно тексту проекта, срок указанного режима не может превышать 60 суток. Режим террористической опасности вводится при получении информации, свидетельствующей о возможной подготовке или об угрозе террористической акции, и наличии обстоятельств, не позволяющих провероить такую информацию, обеспечить безопасность граждан и объектов подвергающихся террористической угрозе, обычными силами и средствами и средствами без применения специальных мер и временных ограничений. Решение о введении режима террористической опасности и о его отмене принимают:
Кроме эвакуации людей или усиленного патрулирования улиц предполагается, что сотрудники спецслужб будут иметь право без судебных и прокурорских санкций прослушивать телефонные переговоры, ограничивать движение транспорта и пешеходов. Может быть приостановлена деятельность опасных производств. Полного цитирования заслуживает статья законопроекта № 29: Информирование общественности об обстоятельствах, связанных с террористической акцией
Кстати:Первые попытки ограничить работу прессы на захватах появились сразу после "Норд-Оста". В конце 2002 года под эгидой запрета на пропаганду терроризма и экстремизма Госдума попыталась провести поправки к законам "О СМИ" и "О борьбе с терроризмом". Если бы поправки были подписаны президентом, то прессе было бы запрещено освещать проведение контртеррористических операций без согласования с сотрудниками спецслужб, проводящих эти операции. Поправки появились после Норд-Оста", но президент их отклонил. Видимо, потому, что тогда президента удалось убедить, что штурм был успешным". Смотри также на "Агентуре:
Хроника законодательных попыток ограничения деятельности журналистов на терактах:
|
НОВОСТИ
|