Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Разработан законопроект "О противодействии терроризму"


Разработчики законопроекта:

30 ноября 2004 года в Государственную Думу на первое чтение был внесен законопроект "О противодействии терроризму". 17 декабря он был принят в первом чтении. Рассмотрение проекта во втором чтении намечено на октябрь 2005 года. Окончательное принятие - до конца года.

Законопроект внесен депутатами: Грызловым Б.В., Васильевым В.А., Куликовым А.С., Баскаевым А.Г., Дятленко В.В., Бариновым И.В., Гришанковым М.И. и членами Совета Федерации Озеровым В.А., Ключенком В.Д., Мельниковым В.И., Лысковым А.Г., Федоровым В.И.

Формально законопроект является разработкой Комитета безопасности ГД и Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации. Кроме спикера ГД Грызлова, все депутаты является членами Комитета по безопасности ГД, все члены СФ - соответствующего комитета СФ. На самом деле этот законопроект разрабатывался в течение нескольких месяцев в Федеральной службе безопасности при участии МВД, Генпрокуратуры и Министерства юстиции.

Революционные новшества по сравнению с прежним (образца 1998 года законом "О борьбе с терроризмом") содержатся уже в Статье № 3 "Основные понятия".

Определение "терроризм" изложено в следующей редакции:

Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества либо других материальных объектов, незаконное вмешательство или угроза незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, а также иные действия, создающие опасность гибели людей, применения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий и совершаемые в целях устрашения населения или оказания воздействия на принятие должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями решений, обеспечивающих уловлетворение социаьлно-политических требований и интересах террористов.

Фактически это более расширительное определение терроризма, чем данное в Уголовном Кодексе, и при желании под определение " и иные действия, оказывающие на принятие органами власти решений" подпадают митинги и демонстрации.

Содержатся в проекте и очевидно нереальные вещи. Например, согласно законопроекту, к ведению переговоров с террористами "по решению руководителя контртеррористической операции допускаются только специально подготовленные лица". Однако во время всех захватов последнего времени кандидатуры переговорщиков выдвигались со стороны террористов, которые, понятно, не согласны разговаривать со "специально подготовленными лицами", и вряд ли сейчас эта ситуация изменится.

В законопроекте содержится перечень режимов, "применяемых для защиты от терроризма":

  • Режим террористической опасности;
  • Режим контртеррористической операции;
  • Режим чрезвычайной ситуации.

Решение о введении либо отмене особых правовых режимом подлежат незамедлительному опубликованию в средствах массовой информации.

Абсолютно новый пункт проекта - Режим террористической опасности (статья 21).   По действующему законодательству специальных режимов пока только два: чрезвычайное положение и контртеррористическая операция.

Согласно тексту проекта, срок указанного режима не может превышать 60 суток. Режим террористической опасности вводится при получении информации, свидетельствующей о возможной подготовке или об угрозе террористической акции, и наличии обстоятельств, не позволяющих провероить такую информацию, обеспечить безопасность граждан и объектов подвергающихся террористической угрозе, обычными силами и средствами и средствами без применения специальных мер и временных ограничений.

Решение о введении режима террористической опасности и о его отмене принимают:

  • Председатель Правительства РФ - председатель Федеральной антитеррористической комиссии - на территории одного или нескольких субъектов РФ по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
  • Руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта РФ - председатель региональной антитеррористической комиссии - на отдельных объектах, участках местности, в населенных пунктах, а также на территории соответствующего субъекта РФ по представлению руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Кроме эвакуации людей или усиленного патрулирования улиц предполагается, что сотрудники спецслужб будут иметь право без судебных и прокурорских санкций прослушивать телефонные переговоры, ограничивать движение транспорта и пешеходов. Может быть приостановлена деятельность опасных производств.

Полного цитирования заслуживает статья законопроекта № 29:

Информирование общественности об обстоятельствах, связанных с террористической акцией

  1. При проведении контрртеррористической операции информирование общественности о террористичекой акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем этого штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем этого штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью и средствами массовой информации.
  2. При освещении обстоятельств, связанных с террористической акцией, запрещается распространять информацию:
  • призывающую к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающую или оправдывающую необходимость осуществления такой деятельности;
  • способную затруднить проведение контртеррористической операции или создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за ее пределами;
  • раскрывающую специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции, состав и численность привлекаемых сил;
  • содержащую сведения о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, за исключением представителя этого штаба, ответственного за поддержание свяхи с общественностью и средствами массовой информации, при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции;
  • содержащую сведения о фактах и сценах особо жестокого насилия.
  1. Руководитель контртеррористической операции при установлении особого порядка деятельности работников средств массовой информации в зоне проведения контртеррористической операции имеет право:
  • запретить доступ работников средств массовой информации в зону проведения контртеррористической операции или выделить в этой зоне специальный сектор для организации деятельности указанных работников и обеспечения защиты их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества;
  • назначить представителя оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, ответственного за поддержание связи с общественностью и средствами массовой информации и предоставление им необходимых сведений о данной операции;
  • установить порядок предоставления сведений о контртеррористической операции.
  1. В зоне проведения контртеррористической операции работникам средств массовой информации запрещается:
  • без разрещения руководителя контртеррористической операции пересекать границу зоны проведения контртеррористической операции или выделенного в этой зоне специального сектора;
  • осуществлять действия, затрудняющие проведение контртеррористической операции и (или) способствующие реализации намерений террористов;
  • получать с нарушением установленного порядка предоставления сведений о контртеррористической операции информацию от ее участников или лиц, оказывающих им содействие;
  • скрывать от лиц, проводящих контртеррористическую операцию, факты осуществления аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, а также документирования информации или событий иными способами.

Кстати:

Первые попытки ограничить работу прессы на захватах появились сразу после "Норд-Оста". В конце 2002 года под эгидой запрета на пропаганду терроризма и экстремизма Госдума попыталась провести поправки к законам "О СМИ" и "О борьбе с терроризмом". Если бы поправки были подписаны президентом, то прессе было бы запрещено освещать проведение контртеррористических операций без согласования с сотрудниками спецслужб, проводящих эти операции. Поправки появились после Норд-Оста", но президент их отклонил. Видимо, потому, что тогда президента удалось убедить, что штурм был успешным".

Смотри также на "Агентуре:

Хроника законодательных попыток ограничения деятельности журналистов на терактах: