Освобождение главы миссии "Врачи без границ" голландца Арьяна Эркеля в апреле 2004 года остается крайне загадочным. Прежде всего, так и неясно, какую именно роль сыграла организация ветеранов внешней разведки. Этот материал "Агентуре" предоставили коллеги из крупнейшей голландской газеты Handelsblad, которые ведут собственное расследование "дела Эркеля". В том числе они выяснили, почему руководитель этой организации Валентин Величко был выдворен за шпионаж из Голландии в 1989 году.
Освобождение Арьяна ЭркеляОлег Климов, NRC Handelsblad Москва. Шереметьево-1. Здание из красного кирпича частной авиакомпании расположено вдалеке от шумного аэровокзала и огорожено железным забором. Посол королевства Нидерландов Тиддо Хофстее (Tiddo P.Hofstee) стоял на краю летного поля, спрятав руки глубоко в карманы брюк. В шаге от него, тоже в пиджаке и галстуке, но скрестив руки сзади, находился его личный водитель. И больше никого. Ни секретных агентов специальных служб, ни личной охраны, ни журналистов, не было видно даже служащих самого аэропорта. Я нажал прогнившую кнопку электрического звонка, и металические ворота со скрипом открылись. Наверное, все это было бы не удивительно, если бы я не знал, что посол со своим водителем ожидают освобождение самого известного в мире "Кавказского пленика"Арьяна Эркеля (Arjan Erkel). Справка:Поздним вечером 12 августа 2002 года Арьян Эркель - голландский врач, глава миссии "Врачи без границ" на Северном Кавказе, был похищен тремя неизвестными лицами в окрестностях города Махачкалы и увезен на автомобиле "Жигули 99-й модели" в неизвестном направлении. За три дня до похищения ФСБ и РУБОП Дагестана настойчиво предлагали ему личную охрану, но Эркель категорически отказался, ссылаясь, что это не входит в практику гуманитарных миссий. Пасхальным утром 11 апреля 2004 была единственная новость, если не считать скучные речи Патриарха и картинку по телевизору с набожным Президентом - сообщение агентства РИА об успешной операции по освобождению голландского врача в Дагестане. Каждый из журналистов, аккредитованных в Москве из Нидерландов, так или иначе попытался освободить Эркеля из плена, желательно самостоятельно и без конкурентов, как это и не цинично звучит. Счастливые обладатели "скупов" (Scoop) спешили публиковать их в своих газетах или рассказать по телевизору. Бесконечно обсуждалась этичность этой проблемы и насколько, действительно, публикации могут помочь Эркелю или наоборот. Официально получить информацию было практически невозможно как от МСФ так, тем более, от ФСБ или РУБОП Дагестана. МСФ устраивало акции протеста на улицах Москвы под лозунгом: "Президент, помогите освободить Эркеля!", которые больше были похожи на MSF- road show чем на попытки привлечь внимание власти к похищению людей на территории России. Вот и все новости!
В действительности у журналистов был только один главный источник информации - Вячеслав Измайлов из "Новой газеты", который постоянно писал сам и провоцировал других, подкидывая ту или иную информацию из своих собственных источников. Пожалуй, он был единственный, кто мог реально ускорить процесс освобождения Эркеля и делал это, постоянно сомневаясь: помогает он или вредит процессу освобождения. Измайлов был единственный, кто не спешил публиковать скупы, потому что его главная задача была не журналистика, а желание освободить человека из плена, чем он занимается на протяжении многих лет, и еще до Эркеля участвовал в освобождении десятков человек в Чечне и Дагестане. "Как Вы здесь оказались? - спросил удивленный посол. "Я искал Вас и Вашу машину с флагом"... "Я не хочу, чтобы Вы были здесь", - возразил он. "Хорошо, я буду просто гулять рядом"... "Конечно, это Ваше право" - ответил Тиддо. "Давайте гулять на солнце, там теплее", - предложил водитель посла. "У нас была четкая договоренность с МСФ и послом, что никакой прессы в аэропорту не должно быть. Операция секретная. Когда я увидел фотографа, мне стало ясно, существует утечка информации, и я должен для начала скрыть лица некоторых своих сотрудников..." - объяснил президент "Ветеранов внешней разведки" Валентин Величко. Внешность самого господина Величко, обаятельного и харизматичного человека, надежно скрывает его недалекое прошлое - депортацию из Нидерландов и подозрения в шпионаже в пользу Советского Союза. "Бывших не бывает"Москва. Проспект Вернадского. Почти напротив комплекса академии Генерального штаба в этом году построено и сдано в эксплуатацию современное здание из стекла и бетона, принадлежащее кооперативу "Корона". Это элитный жилой дом, первые этажи которого отданы под офисы коммерческим компаниям и фирмам. В офисе номер "272", на втором этаже, лишь две недели назад поселилась организация "Ветераны внешней разведки". На reception уже не молодая женщина обязательно предложит выпить кофе или чай. На светлых стенах офиса - незамысловатые пейзажи, написанные маслом в классическом стиле, большинство без имени автора и названия картин:
Сама по себе это организация не секретная, но в этом и заключается ее гениальность. "Сюда может придти любой гражданин или иностранец, обратиться за помощью или советом, - объяснил Анатолий Убелава, вице-президент, - "Это фонд, который объединил вокруг себя всех разведчиков, когда-то работающих за рубежом, так сказать "фонд ветеранов разведки и дипломатических служб". Прежде всего мы помогаем друг другу: обеспечиваем жильем бывших сотрудников и пенсионеров, если есть необходимость устраиваем их на работу или материально поддерживаем. Кроме финансовых взносов, фонд поддерживается "Ветеранами внешней разведки", организацией, оказывающей свои услуги по сбору информации. Любой бизнесмен, как российский так иностранный, может обратиться к нам прежде, чем начнет свой бизнес с той или иной компанией. Мы можем обеспечить его квалифицированной информацией". За Т-образным столом в кабинете номер "один": напротив - вице-президент Анатолий Убелава; справа - президент Валентин Величко; слева - бывший директор офиса агентства АПН в Нидерландах, который отказался назвать свою фамилию:
Справка:
В ноябре 2003 года журналисты, анализируя дагестанскую прессу, пришли к выводу, что врач из Дагестана Аб. С., может быть близко знаком с неким Газимагамедом Магомедовым (депутат республиканской Думы), который подозревался журналистами в участии в похищении Эркеля. Журналисты попросили Аб. С дать характеристику Магомедова и помочь устроить интервью с ним. Аб.С согласился, но через некоторое время предложил свои услуги быть посредником между похитителями и МСФ или семьей Эркеля. Кроме того, Аб.С сказал, что похитители просили передать - эта последняя возможность, последний шанс спасти Эркеля и если в этом деле "...будет опять участвовать ФСБ, как и раньше, то Эркель будет убит". Поскольку журналисты не занимаются такой деятельностью, они посоветовали Аб.С обратиться в МСФ. Также было известно, что Аб.С является родственником одного из членов вооруженного формирования Магомедова. Уже после освобождения Эркеля, Аб.С дал интервью NRC Handelsblad, где он сказал, что был уполномочен вести переговоры с бандитами от имени МСФ об условиях обмена, где речь шла о деньгах и способах передачи. Как рассказал Аб.С, он встречался с бандитами, вел переговоры, также взял интервью у Магомедова, который объяснил свои отношения с ФСБ: "Я не с кем не сотрудничаю, но некоторые сотрудничают со мной". Также Магомедов сказал: "Руководители ФСБ пригласили меня на встречу в Москву". Встреча, по словам Аб.С, должна была состояться с Патрушевым (директор ФСБ). Аб.С встречался с Магамедовым 30 марта, 1 и 2 апреля он вел переговоры с бандитами и выезжал, якобы, на место, где содержался Арьян Эркель. В начале апреля Магомедов должен был быть в Москве, а в ночь на 11 апреля голландский врач был освобожден. По версии журналистов, похитители требовали своих гарантий безопасности и неприкосновенности в случаи освобождения Эркеля. В причастности к похищению подозревались не только дагестанские чиновники, но и московские. Также было известно из разных источников, что услуги Аб.С были оплачены МСФ.
Справка:Летом прошлого года журналисты
имели не проверенную информацию: существуют фотографии Эркеля, сделанные бандитами;
также есть видеозапись; накануне похищения Эркель встречался с представителями
военной разведки США, а во время похищения Эркеля за ним было наружное
Справка:10 декабря 1996 года в Москве состоялось первое собрание "Параллельных структур чекистского происхождения, объединенных под крышей КГБ-ФСБ", на котором присутствовали 80 человек, бывших сотрудников спецслужб из самых разных подразделений. А через год, приказом Николая Ковалева (тогдашний директор ФСБ), был создан Консультативный Совет, где внешнюю разведку и пенсионеров-разведчиков представлял Валентин Величко. "Консультативный Совет сформирован на смешанной основе: одна половина - представители всех основных подразделений ФСБ, другая - руководители охранных фирм", - объяснил в интервью Михаил Головатов, полковник, заместитель командира спецгруппы "Альфа" (спецназ КГБ-ФСБ) - "В своей деятельности Консультативный совет не замыкается пределами Садового кольца. В 1998 году состоялось два выездных совещания: в Екатеринбурге (август) и Новосибирске (октябрь). В качестве радушных хозяев выступали местные управления ФСБ. Опять же, был соблюден принцип, когда в работе принимали участие как представители ФСБ, так и руководители частных предприятий безопасности региона". Спрашиваю Величко:
Справка:Н-фф не мог вспомнить Валентина Величко, несмотря на то, что они несколько раз ужинали в амстердамских ресторанах, как утверждает сам Величко. Однако Н-фф рассказал подробно, что в действительности случилось в Кронштадте в августе 1989 года. "Меня пригласили друзья на пикник и хотели показать какое-то новое строительство недалеко от Ленинграда. Мы прилично выпили алкоголя. Мне вручили бинокль, а не фотоаппарат, ехали на машине, и я просто смотрел в этот бинокль. Вокруг было много рыбаков, как потом оказалось, это были сотрудники КГБ. Кажется меня даже сфотографировали... Затем нас остановила милиция и проверили документы. Конечно, я голландский журналист и, как оказалось, я не имел право здесь появляться. Меня отвезли в милицию. Потом там появились эти "рыбаки". Вот и вся история в принципе. Но я написал книгу об этом..."
Спрашиваю В. Величко:
В кабинете, где работает президент компании Валентин Величко, есть две двери. Одна официальная под номером "один", другая неофициальная, без надписи, которая ведет в "цех" всей организации, скрытой от посторонних. В "цеху" несколько комнат, заставленных современными компьютерами. Одна из них - темная и звуконепроницаемая с компьютером и модемом "Robotics", чем-то напоминающая "шифровальный кабинет" из советских фильмов про шпионов. Из каждой комнаты есть также выход в общий коридор: для всех сидящих на reception скрыта любая деятельность и передвижение сотрудников организации. |
НОВОСТИ
|