Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Пять лет после «Норд-Оста»

Ирина Бороган, Андрей Солдатов

Пять лет прошло со дня трагедии на мюзикле «Норд-ост». Из 912 заложников (по официальным данным, а по сведениям организации «Норд-Ост» их было не менее 979), оказавшихся в зале, погибли 130 человек.

23 октября 2002 года около 21 часа здание театрального центра на Дубровке захватили чеченские террористы. На третьи сутки оперативный штаб отдал приказ идти на штурм. Перед штурмом в зал пустили газ. Им потравились даже многие бойцы «Вымпела» и Альфы», которые геройски пошли штурмовать театральный центр, полагая, что зал будет подорван, и уничтожившие террористов. Однако никто из 40 убитых террористов (21 мужчина и 19 женщин) не привел в действие взрывные устройства, что спасло жизни сотням человек. Оперативный штаб оказался не готов к ситуации, когда взрыва не произошло и выживших оказалось больше, чем рассчитывали. В результате - новая трагедия: только пятеро погибли от пуль террористов, все остальные скончались от применения газа.

Несмотря на то, что прошло пять лет, дело «Норд-оста» до суда не дошло, не считая некоторых малозначительных эпизодов. Лица, ответственные за гибель 125 заложников, задохнувшихся газом, не установлены. Поэтому все вопросы, которые журналисты и родственники погибших задавали пять лет назад, снова актуальны.

После теракта мы, будучи корреспондентами газеты «Версия», пытались обратить внимание на нестыковки в официальной версии и бессмысленное вранье представителей власти. Многие тогда расценили наши действия как поддержку террористов и одобрили практику замалчивания обстоятельств трагедии.

Два года спустя Беслан показал, что на террористов постоянно повторяемые мантры «мы победили тероризм» воздействия не оказывают. Поэтому обстоятельства захватов в заложники, акций смертников и других террористических атак, а также ошибки правоохранительных органов и спецслужб должны быть расследованы и представлены обществу. Рассчитывать на то, что Страсбургский суд, куда в отчаянии обратились родственники заложников, разберется в этом, не приходится. Он может лишь признать нарушение их прав.

Поэтому сегодня мы публикуем как материалы, ранее подготовленные в рамках расследования трагедии на Дубровке, так и новые – схемы закладки взрывных устройств в зрительном зале и места, где находились террористы на момент штурма.