Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

В ФСБ взялись за стукачей

Федеральная служба безопасности приняла новую ведомственную инструкцию по работе со стукачами. Официально она называется "Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности". Ничего в ней, собственно, особенного нет - инструкция как инструкция. Такие внутриведомственные документы существовали и пять, и десять лет назад. Но у нового документа, похоже, есть вполне определенная цель - догнать конкурента.

В советские времена КГБ была сильна отнюдь не законспирированными штирлицами, накачанными "альфовцами", профессиональными "топтунами" и т.п. Вовсе не они давали КГБ возможность контролировать все, что происходило на территории Советского Союза. Главную силу комитета составляла огромная армия добровольных стукачей. Аналогичная ситуация была в Восточной Германии - Штази была столь могущественна не в последнюю очередь благодаря особенности национального характера немцев, которую признают даже они сами - страсть к стукачеству. Впрочем, страсть имела вполне определенный стимул - КГБ мог испортить жизнь и карьеру любому, в том числе богатею-соседу или не в меру зазнавшемуся родственнику.

Однако с некоторого времени со стукачами у ФСБ наметилась недостатача. Что вполне объяснимо: шпионы встречаются намного реже, чем богатые соседи, поэтому теперь благодарными слушателями инициативных граждан являются налоговики. Видимо, на фоне общих реваншистских настроений в Федеральной службе безопасности у руководства Службы появилась желание восстановить свое положение и среди стукачей.

24 апреля Верховный суд России отказал в иске общественному движению "За права человека" к ФСБ и Минюсту России. поводом для подачи иска правозащитников стала инструкция ФСБ "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности" от 4 декабря 2000 года. В одном из ее пунктов говорится, что подлежат проверке сообщения граждан (в том числе и анонимные) о готовящихся, совершенных или совершаемых преступлениях, а также причастных к ним лицам. Причем ФСБ может заниматься этим самостоятельно или передать сведения в другие заинтересованные правоохранительными органы. Подобные нормы, по мнению истцов, противоречат как УПК, так и двум действующим постановлениям Верховного совета СССР, прямо запрещающим рассмотрение анонимок.

Видимо, заранее предвидя подобные обвинения, контрразведчики придумали специальную процедуру чтения анонимок, которая, впрочем, не сильно меняет суть дела. Содержание письма сначала переписывается в специальную книгу, а первоисточник уничтожается. И в итоге получается, что проверке подлежит не безымянный донос, а некий конспект. Правда, по данным правозащитников, в других правоохранительных органах, куда из ФСБ попадают дела, в это не вникают и воспринимают полученные данные как полноценную оперативную информацию. Другая тонкость, которая, собственно, и решила исход процесса, состоит в том, что напрямую по анонимкам уголовные дела пока возбуждать нельзя. Только если изложенные в них факты подтвердятся в ходе проверки, проведенной в соответствии с Законом об оперативно-разыскной деятельности, виновных можно привлечь к ответственности.

Представители ФСБ в суде Василий Шелег и Наталья Комарова уверяли, что подобная практика себя полностью оправдывает. По статистике, около 6% заявителей обращается в ФСБ анонимно (за прошлый год поступило 590 сообщений). Примерно треть сообщений подтвердилась, и в результате были раскрыты или предотвращены такие тяжкие преступления, как терроризм, захват заложников и др.

12 июля 2001 года кассационная коллегия Верховного суда России окончательно утвердила за ФСБ право принимать анонимные жалобы от населения. Таким образом, кассация общественного движения "За права человека" осталась без удовлетворения. Правозащитники добивались отмены одного из пунктов ведомственной Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности. По мнению суда, в самом факте регистрации анонимки нарушения прав человека нет. Третий пункт инструкции предписывает органам безопасности регистрировать все анонимные сигналы.

Пресса: