Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Право санкционировать аресты и обыски могло остаться только у суда

18 января 20001 года стало известно о том, чтоПрезидент России Владимир Путин внес в Госдуму поправки к Уголовно-процессуальному кодексу, лишающие прокуратуру, ФСНП и ФСБ большинства инструментов давления на подследственных, сообщила газета "Ведомости". По мнению журналистов издания, если предложения президента будут приняты, то Генпрокуратуре придется кардинально изменить методы работы по делу Гусинского.

Внесенные поправки позволяют следственным органам проводить обыски и заключать людей под стражу только по решению суда. Новый порядок прописан в Конституции РФ (Статья 22) и в новой версии УПК, которая уже прошла в Госдуме первое чтение.

Однако в 21 января на первом чрезвычайном съезде правозащитников депутат ГосдумыСергей Юшенков  озвучил сенсационную новость: в ночь на воскресеньеВладимир Путин отозвал поправки к Уголовно-процессуальному кодексу(УПК), внесенные им в парламент 5  января.

Источники:

Путин затеял революцию

У прокуроров отбирают право санкционировать аресты и обыски

Алексей Германович, Ведомости

Президент Путин на днях внес в Думу поправки к Уголовно-процессуальному кодексу (УПК) , которые лишают прокуратуру, милицию и ФСБ большинства инструментов давления на подследственных. Если эти поправки будут приняты, Генпрокуратуре придется, например, кардинально изменить методы работы по скандальному "делу Гусинского".

        Согласно президентским поправкам, следственные органы смогут проводить обыски и заключать людей под стражу только по решению суда. Этот порядок прописан в Конституции России (ст. 22) и в новой версии УПК, которая уже прошла в Думе первое чтение. Однако нижняя палата парламента продолжит рассматривать кодекс лишь летом, и тот факт, что Путин решил внести поправки в действующий УПК уже сейчас, может свидетельствовать о его решимости как можно скорее произвести революцию в деятельности следственных органов. По словам главы комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова, уже в понедельник президентские поправки могут быть рассмотрены на заседании комитета.

        Поскорее изменить УПК Путина недавно просили крупные предприниматели, входящие теперь в руководство Российского союза промышленников и предпринимателей. Во многих российских компаниях устали от частых обысков и выемок документов. Особенно важны поправки к кодексу для холдинга "Медиа-Мост", к которому Генпрокуратура в последнее время применяет жесткий прессинг. Если бы УПК действовал в редакции, предлагаемой теперь президентом, прокуратура не смогла бы взять под стражу начальника финуправления "Моста" Антона Титова. Без судебного решения невозможен был бы и арест самого Владимира Гусинского. Возможно, сейчас властям Испании не пришлось бы рассматривать вопрос о его экстрадиции.

        На недавней встрече с Путиным главы российских СМИ высказали президенту недовольство действиями прокуратуры в деле "Моста". Путин в ответ посетовал, что не может приказать прокуратуре действовать иначе, но сказал, что ему, возможно, пора "послать какие-то иные сигналы" по этому поводу. Вполне возможно, что президент имел в виду именно поправки к УПК, которые он подписал 5 января, еще до встречи с редакторами. Внося поправки, Кремль дает понять, что он сделал все от него зависевшее и теперь дело за Госдумой.

        Правда, даже если Дума быстро примет поправки, участь Титова не станет легче. Прокуратура продолжит и требовать выдачи Гусинского. По словам бывшего председателя Конституционного суда Владимира Туманова, который ныне возглавляет президентский совет по совершенствованию правосудия, поправки не будут обладать обратной силой. Прокуратура лишь не сможет самочинно предпринимать новые жесткие действия, которые многие наблюдатели расценивают как произвол. Единственной мерой пресечения, которую смогут назначать следователи, будет подписка о невыезде.

        Согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу, написанному в середине 60-х, решение об аресте на 10 дней следственные органы могут принимать самостоятельно даже без предъявления обвинения. Предъявив его, они могут с санкции прокурора держать человека в тюрьме до двух месяцев. Вышестоящий прокурор может продлить эту меру пресечения до трех месяцев, а прокурор субъекта Федерации - до полугода. Список уголовных статей, по которым человек может быть заключен под стражу "по мотивам опасности преступления", занимает полстраницы. Среди них есть даже уклонение от уплаты налогов. Для обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях содержание под стражей до суда может быть продлено заместителем генерального прокурора до года, генеральным прокурором - до полутора лет.

        В прокуратуре, естественно, недовольны президенскими поправками. "Я не думаю, что это правильная мера, - сказал источник "Ведомостей" в Генпрокуратуре. - У нас нет стольких людей, суды не готовы к этому. То, что это очень осложнит работу следствия, это вообще смешно обсуждать. Прокуроры делали бы это гораздо лучше".

        Зато Крашенинников и Туманов считают предложенные поправки безусловно прогрессивными. Насколько серьезно намерение Путина быстро изменить УПК, покажет рассмотрение в Думе. Палата в целом послушна президенту, и, если его воля будет очевидна, с принятием поправок тянуть не будут. Задержки же будут означать, что внесение поправок было лишь политическим шагом, попыткой поделиться ответственностью с депутатами.

        Статья 89 ( "Применение мер пресечения") оставляет за следователем право наложить подписку о невыезде и предписывает применять заключение под стражу или залог только "по судебному решению". В статье 96 ( "Применение меры пресечения в отношении подозреваемого") описывается механизм того, как судья должен выносить решение о наложении ареста (обвиняемый вправе присутствовать при этом) , а также говорится, что он налагается на обвиняемых и подозреваемых по статьям со сроком свыше двух лет. Решение судьи может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех дней. В статье 97 ( "Сроки содержания под стражей") говорится, что продление двухмесячного срока до шестимесячного осуществляет районный судья, от 6 до 12 месяцев - тот же суд по ходатайству прокурора субъекта, от 12 до 18 месяцев - суд субъекта с согласия генерального прокурора. Статья 122 обязывает орган дознания, арестовавший подозреваемого без санкции суда, в течение 48 часов доставить его к судье, а в противном случае отпустить (раньше в этот срок достаточно было получить санкцию прокурора). Статья 178 разрешает осмотр жилого помещения только с согласия проживающих в нем лиц или по решению суда. Статья 184 предписывает проводить судебно-психиатрическую экспертизу, а 188-я - помещать обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение только с его согласия или по решению суда. Статья 220 позволяет обжаловать действия прокурора не только у вышестоящего прокурора, но и в суде. Статья 220-1 полностью переписана, статья 220-2 - исключена. Существенно изменены также статья 232 ( "Возвращение дела для дополнительного расследования") , статья 248 ( "Участие прокурора в судебном разбирательстве") , статья 258 ( "Направление уголовного дела для производства дополнительного расследования") , статья 331 ( "Обжалование и опротестование определения суда первой инстанции и постановления судьи").