Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Реформа МВД по Рушайло

Ирина Бороган, Грани.ру

Владимир Борисович на пост главы МВД в мае 1999 года пришел уже с четким планом полной реструктуризации прогнившего ведомства. Приход к власти  Путина только приблизил воплощение его идеи - создать из правоохранительного ведомства сверхструктуру с прямым подчинением только министру, независимую от местных властей, которая единолично занималась бы и борьбой с мафией,  и коррупцией в госорганах. Структуру, обладающую огромными полномочиями внутри страны, перед которой трепетали бы не только враги, но и конкуренты, и в первую очередь ФСБ

Ведь перед глазами Рушайло постоянно находится пример американского ФБР, с шефом которого Луисом Фри он поддерживает теплые отношения. У ФБР нет проблемы коррупции в регионах - все местные отделения подчиняются только директору и финансируются из центра. Губернаторы штатов платят зарплату только службе шерифов, чья компетенция ограничивается охраной общественного порядка и  раскрытием бытовых преступлений.

Кроме того, у ФБР намного больше полномочий, чем у российского МВД. В США, как известно, распределение ролей между спецслужбами очень простое: в ведении ФБР  - раскрытие всех особо опасных преступлений в США, борьба с терроризмом и контрразведка, а ЦРУ отвечает только за разведдеятельность.

Никто, конечно же, не возьмется утверждать, что мечты Рушайло заходят так далеко. Но факт остается фактом - экономической и организованной преступностью сегодня в России занимаются слишком много ведомств: кроме МВД, это ФСНП, Таможенный комитет (кстати, обладающий правом оперативно-розыскной деятельностью) и департамент экономической безопасности ФСБ. Кстати, на самом деле в ФСБ  из 7 департаментов только один занят контрразведкой и еще один -  борьбой с терроризмом. Все остальные сражаются с экономпреступностью, наркотиками, оргпреступностью и т. п. А после взрывов домов в Москве без  чекистов не обходится ни одна значимая операция, они неизменно входят в состав оперативно-следственных бригад по любому резонансному преступлению.

Несмотря на усилия противников, в декабре прошлого года план перестройки структуры  МВД, предложенный Рушайло, поддержал президент. 7 декабря было подписано постановление правительства о "Подразделениях криминальной милиции", провозглашающее создание Федерального комитета криминальной милиции при МВД, который возглавил Валерий Гурьев, ранее - глава Главного управления по борьбе с экономической преступностью (ГУБЭП).

Комитет объединил все управления криминальной милиции: по борьбе с организованной и экономической преступностью (ГУБОП и ГУБЭП), с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН), угрозыск (ГУУР), Управление собственной безопасности, управление "Р" (компьютерные преступления), оперативно-поисковое (наружка) и управление оперативно-технических мероприятий (прослушка).

Следующим  этапом должно стать создание поразделений Комитета в федеральных округах, а  затем -  в субъектах федераций, на транспорте и  в ЗАТО.  Насколько известно Граням.Ру,  постановление правительства., регламентирующее милицейскую реформу, не последнее на эту тему, поэтому в нем  многие очень важные моменты прописаны не внятно.  Например, в документе не оговаривается порядок подчинения на местах: кто будет главнее -  руководитель областного УВД или начальник местного Комитета криминальной милиции?  И если все службы криминальной милиции войдут в Комитет, что же останется  местным УВД - только патрульно-постовая служба, участковые и гаишники?

Как рассказали "Граням" в управлении информации МВД,  пока порядок подчинения предполагается следующий: начальник Комитета субъекта федерации  -  начальник  УВД субъекта федерации - начальник окружного Комитета - начальник федерального Комитета - министр МВД.  В МВД говорят, что областные  Комитеты будут существовать при УВД и надеются, что тем самым привычный ход работы милиции не нарушится, напротив,  усилится  "координация между службами, обмен информацией, и улучшится борьба с оргпреступностью". Однако очевидно, что при таком положении вещей неизбежны  конфликты между начальниками УВД и руководителями комитетов.

В общем, схема Федерального комитета приближается к структуре ФБР США. Правда, есть одно серьезное препятствие - вопрос финансирования  областных, краевых и республиканских Комитетов. Пока неясно, кто же будет давать деньги и в каком объеме - местные  бюджеты или федеральный. Ведь именно от этого будет зависеть, чьи приказы  реально будет выполнять криминальная милиция,  -  МВД или, как сейчас,  губернаторские. Ведь сегодня даже в МВД признали, что пока львиную долю довольствия  УВД  получают из бюджетов регинов, ждать независимости милиционеров от местной администрации, нельзя.

Кроме того, пока в МВД уверждают, что штат практически не будет расширяться, но поверить в это очень трудно: откуда тогда возьмутся руководящие кадры. В МВД говорят - засчет внутренних ресурсов. Но никто не сомневается, что генеральских погон прибавиться. К тому же понятно, что создание комитетов потребует дополнительных затрат.

Между тем в предложенном сейчас проекте реформы МВД  ни слова не говориться о судьбе второй половины МВД - милиции общественной безопасности (МОБ), которая тоже нуждается в изменении. Насколько известно, подразделения  МОБ (патрульно-постовую службу, участковых, ГИБДД и др.), Рушайло намерен оставить в подчинении регионов. В точности как службу шерифов в США.

Большинство вопросов должно разрешиться 2 февраля на  расширенной коллегии МВД совместно с представителями администрации президента. А сейчас, как свидетельсвуют наши источники в МВД, Владимир Рушайло занят переговорами о поиске средств для федеральной криминальной милиции и способов финансирования ее из госказны.  Ведь сейчас у Федеральных  комитетов  нет даже своих помещений.