Реформа МВД по РушайлоИрина Бороган, Грани.ру Владимир Борисович на пост главы МВД в мае 1999 года пришел уже с четким планом полной реструктуризации прогнившего ведомства. Приход к власти Путина только приблизил воплощение его идеи - создать из правоохранительного ведомства сверхструктуру с прямым подчинением только министру, независимую от местных властей, которая единолично занималась бы и борьбой с мафией, и коррупцией в госорганах. Структуру, обладающую огромными полномочиями внутри страны, перед которой трепетали бы не только враги, но и конкуренты, и в первую очередь ФСБ. Ведь перед глазами Рушайло постоянно находится пример американского ФБР, с шефом которого Луисом Фри он поддерживает теплые отношения. У ФБР нет проблемы коррупции в регионах - все местные отделения подчиняются только директору и финансируются из центра. Губернаторы штатов платят зарплату только службе шерифов, чья компетенция ограничивается охраной общественного порядка и раскрытием бытовых преступлений. Кроме того, у ФБР намного больше полномочий, чем у российского МВД. В США, как известно, распределение ролей между спецслужбами очень простое: в ведении ФБР - раскрытие всех особо опасных преступлений в США, борьба с терроризмом и контрразведка, а ЦРУ отвечает только за разведдеятельность. Никто, конечно же, не возьмется утверждать, что мечты Рушайло заходят так далеко. Но факт остается фактом - экономической и организованной преступностью сегодня в России занимаются слишком много ведомств: кроме МВД, это ФСНП, Таможенный комитет (кстати, обладающий правом оперативно-розыскной деятельностью) и департамент экономической безопасности ФСБ. Кстати, на самом деле в ФСБ из 7 департаментов только один занят контрразведкой и еще один - борьбой с терроризмом. Все остальные сражаются с экономпреступностью, наркотиками, оргпреступностью и т. п. А после взрывов домов в Москве без чекистов не обходится ни одна значимая операция, они неизменно входят в состав оперативно-следственных бригад по любому резонансному преступлению. Несмотря на усилия противников, в декабре прошлого года план перестройки структуры МВД, предложенный Рушайло, поддержал президент. 7 декабря было подписано постановление правительства о "Подразделениях криминальной милиции", провозглашающее создание Федерального комитета криминальной милиции при МВД, который возглавил Валерий Гурьев, ранее - глава Главного управления по борьбе с экономической преступностью (ГУБЭП). Комитет объединил все управления криминальной милиции: по борьбе с организованной и экономической преступностью (ГУБОП и ГУБЭП), с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН), угрозыск (ГУУР), Управление собственной безопасности, управление "Р" (компьютерные преступления), оперативно-поисковое (наружка) и управление оперативно-технических мероприятий (прослушка). Следующим этапом должно стать создание поразделений Комитета в федеральных округах, а затем - в субъектах федераций, на транспорте и в ЗАТО. Насколько известно Граням.Ру, постановление правительства., регламентирующее милицейскую реформу, не последнее на эту тему, поэтому в нем многие очень важные моменты прописаны не внятно. Например, в документе не оговаривается порядок подчинения на местах: кто будет главнее - руководитель областного УВД или начальник местного Комитета криминальной милиции? И если все службы криминальной милиции войдут в Комитет, что же останется местным УВД - только патрульно-постовая служба, участковые и гаишники? Как рассказали "Граням" в управлении информации МВД, пока порядок подчинения предполагается следующий: начальник Комитета субъекта федерации - начальник УВД субъекта федерации - начальник окружного Комитета - начальник федерального Комитета - министр МВД. В МВД говорят, что областные Комитеты будут существовать при УВД и надеются, что тем самым привычный ход работы милиции не нарушится, напротив, усилится "координация между службами, обмен информацией, и улучшится борьба с оргпреступностью". Однако очевидно, что при таком положении вещей неизбежны конфликты между начальниками УВД и руководителями комитетов. В общем, схема Федерального комитета приближается к структуре ФБР США. Правда, есть одно серьезное препятствие - вопрос финансирования областных, краевых и республиканских Комитетов. Пока неясно, кто же будет давать деньги и в каком объеме - местные бюджеты или федеральный. Ведь именно от этого будет зависеть, чьи приказы реально будет выполнять криминальная милиция, - МВД или, как сейчас, губернаторские. Ведь сегодня даже в МВД признали, что пока львиную долю довольствия УВД получают из бюджетов регинов, ждать независимости милиционеров от местной администрации, нельзя. Кроме того, пока в МВД уверждают, что штат практически не будет расширяться, но поверить в это очень трудно: откуда тогда возьмутся руководящие кадры. В МВД говорят - засчет внутренних ресурсов. Но никто не сомневается, что генеральских погон прибавиться. К тому же понятно, что создание комитетов потребует дополнительных затрат. Между тем в предложенном сейчас проекте реформы МВД ни слова не говориться о судьбе второй половины МВД - милиции общественной безопасности (МОБ), которая тоже нуждается в изменении. Насколько известно, подразделения МОБ (патрульно-постовую службу, участковых, ГИБДД и др.), Рушайло намерен оставить в подчинении регионов. В точности как службу шерифов в США. Большинство вопросов должно разрешиться 2 февраля на расширенной коллегии МВД совместно с представителями администрации президента. А сейчас, как свидетельсвуют наши источники в МВД, Владимир Рушайло занят переговорами о поиске средств для федеральной криминальной милиции и способов финансирования ее из госказны. Ведь сейчас у Федеральных комитетов нет даже своих помещений. |
НОВОСТИ
|