Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Обезврежен агент ЦРУ Сабаев-Норман

Ранним утром 23 июля Олег Сабаев был арестован в Александрове сотрудниками УФСБ по Владимирской области. Он был обвинен в государственной измене - сотрудничестве с ЦРУ.

Впервые Олег Сабаев задумался о карьере шпиона еще в 80-х. Дела у него не складывались: пытался заняться бизнесом - не вышло. Профессии как таковой не имел. На жизнь зарабатывал фарцовкой. В апреле 88-го Сабаев пришел в американское посольство в Москве. Говорил, что ненавидит Советскую власть, хочет уехать в страну победившей демократии. А чтобы было наверняка - намекнул: готов привлечь к сотрудничеству с США своих друзей, офицеров-ракетчиков. В итоге он получил статус беженца и осенью 90-го с женой и двумя детьми отправился за океан. Однако, как пишут в военно-патриотических книжках, хлеб чужбины горек.

Работал то официантом, то шофером. Был мальчиком на побегушках. Жизнь его перевернулась после того, как в газете "Новое русское слово" он прочитал объявление: ФБР просит эмигрантов из СССР, владеющих советскими секретами, помочь своей новой стране информацией. Сабаев позвонил по указанному телефону. Встретившемуся с ним сотруднику ФБР Джону Д. Коста он рассказал о знакомых офицерах РВСН, особенно об одном из них - капитане А. Эмигрант вызвался помочь завербовать ракетчика.

 ФБР заинтересовалось возможной вербовкой. К работе подключилось и ЦРУ. Сабаев неоднократно встречался с Костой и сотрудником разведки Майклом (контакты проходили в нью-йоркской гостинице "Хайятт"). За каждый визит ему платили по сто долларов.  Дважды он звонил в Россию, капитану А. Разговоры эти проходили под неусыпным контролем спецслужб и, конечно, записывались на пленку. Весной 92-го Сабаев приехал на родину, в город Александров Владимирской области. Правда, звали его теперь по-другому - Алекс Норман. Хотя обычно американское гражданство эмигранты получают лишь через 5-6 лет, Сабаеву сделали одолжение.

Навестив ракетчика, Норман-Сабаев предложил ему заработать.

 - Есть люди, готовые хорошо платить за информацию.

 - Кто? - спросил А.

 - ЦРУ США.

Немного поколебавшись, офицер дал согласие. Окрыленный Сабаев вернулся в Штаты, где получил за работу тысячу долларов.  Откуда ему было знать, что, несмотря на все предосторожности - встречи проходили конспиративно, а вербовка и вовсе в лесу под Александровом, - российская контрразведка не спускала со шпиона глаз. Что присматривать за ним начали еще в 88-м, с похода в американское посольство. Невдомек ему было и то, что несколько дней спустя ракетчик пришел в особый отдел своей части и рассказал обо всем.

Так началась операция, получившая в ФСБ кодовое название "Западня". Замысел ее состоял в том, чтобы внедрить ракетчика в агентурную сеть

американской разведки и снабжать ЦРУ дезинформацией, одновременно выявляя интересы спецслужб США.

По условиям, выдвинутым Сабаевым офицеру в александровском лесу, следующий контакт "агента" должен был состояться за пределами России. Выбор пал на Киев. Организация встречи заняла почти год. Однако в условленное время, в июне 93-го, американцы на связь не вышли. Техническая накладка. Ракетчик уехал из Киева ни с чем.

Что делать? Сабаев просит свою жену Милану, отправившуюся навестить родных, сфотографировать офицера, чтобы ЦРУшники могли опознать его без посторонней помощи. Жена приказ выполнила.

22 октября 1994 года сотрудник ЦРУ Уильям Пеннигтон, работающий под дипломатическим прикрытием, встретился с А. у памятника Ленину в районе киевского Крещатика. Ракетчик подтвердил готовность сотрудничать, ответил на все поставленные вопросы (ответил, разумеется,

соответственно). Разведчика интересовало расположение частей РВСН, их номера, технико-тактические характеристики оружия, в том числе ядерного. На прощание он передал А. письменную инструкцию о способах дальнейшей связи, вопросник и гонорар - полторы тысячи долларов. Сабаев-Норман же, в свою очередь, получил еще тысячу "зеленых". И указание: прервать все контакты с офицером. Отныне ракетчик напрямую взаимодействовал с американцами.

Лиха беда начало. А. ведь был не единственным военнослужащим из расквартированной на Владимирщине части РВСН, которого знал Сабаев. Решено было привлекать к работе и других. Летом 98-го он во второй раз прибыл в Россию. На этот раз в последний.

Поскольку поставленные в ходе оперативной игры задачи были в целом уже выполнены, а Сабаев стал представлять реальную угрозу интересам национальной безопасности, в ФСБ посчитали, что пора прекращать операцию.

 Ранним утром 23 июля Сабакевич (такой псевдоним присвоили ему чекисты при разработке) был арестован в Александрове сотрудниками УФСБ по Владимирской области. Сабаева "взяли" у коммерческого ларька, куда он пришел поправить здоровье. Недаром на первом же допросе шпион выпил шесть полуторалитровых (!) бутылок газированной воды. На следствии Сабаев полностью признал себя виновным. Он откровенно рассказал о своих делах, назвал конкретные имена сотрудников спецслужб, раскрыл методы работы.

Учитывая чистосердечное признание и помощь следствию, а также то, что он не сумел нанести существенный вред безопасности страны, следственное отделение УФСБ по Владимирской области в соответствии с примечаниями к ст. 275 УК РФ (измена Родине) прекратило уголовное дело в отношении Сабаева. В начале 1999 года он был выпущен из-под стражи.

Участники:

Источники: