Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

 ФСБ против Пасько

13 ноября 1997 года во время вылета в служебную командировку в Японию в аэропорту Владивостока у Григория Пасько, сотрудника газеты "Боевая вахта", изъяли все материалы, которые он вез с собой. 20 ноябрятого же года, по прилете из командировки Григорий Пасько прямо в аэропорту Владивостока был арестован. Ему предъявлено обвинение в "государственной измене". Капитан 2-го ранга Пасько параллельно с работой в "Боевой Вахте" сотрудничал с приморским бюро японской телекомпании NHK, а также японской газетой "Асахи", где получал гонорары за опубликованные материалы. Известно, что в свое время военный журналист прославился тем, что снял и передал NHK видеозапись процесса слива в Японское море жидких радиоактивных отходов, образующихся при ремонте и демонтаже атомных подлодок России. Зимой 1995 года эта пленка была показана по японскому телевидению, после чего в Стране восходящего солнца поднялся большой шум.

Аресту Пасько предшествовал шпионский инцидент с участием представителей все той же Эн-Эйч-Кей. В ноябре 1997 года с разрешения властей они должны были провести в прямом эфире репортаж с российско-китайско-северокорейской границы. Пограничники задержали журналистов после того, как часовой, наблюдавший за ними, доложил командованию о том, что японцы ведут съемку тремя камерами: одна направлена на диктора, а две другие ведут съемку инженерно-технических сооружений заставы, моста, радиотехнического поста ПВО.

Сотрудники ФСБ утверждали, что Пасько передавал японцам за деньги секретные материалы о Тихоокеанском флоте. В тоже время в ФСБ заявили, что Пасько не был ничьим агентом, не имел агентурной сети и не был завербован спецслужбами. Кроме того, МИД РФ сделал заявление, что к японским журналистам у дипломатического ведомства нет претензий и они могут спокойно продолжать свою работу во Владивостоке.

Уголовное дело против Григория Пасько было возбуждено сотрудниками отдела УФСБ по Тихоокеанскому флоту, которые изъяли у журналиста ряд материалов, содержащих, по мнению контрразведчиков, секретные сведения об обороноспособности России. Эти документы были конфискованы у журналиста в аэропорту перед вылетом в Японию. Сам подследственный и его адвокат Олег Котляров утверждают, что изъятые документы не были секретными, а уголовное дело полностью сфабриковано военной контрразведкой Тихоокеанского флота (начальником отдела УФСБ по ТОФ был в то время Герман Угрюмов).

Пасько был помещен во Владивостокский СИЗО. Следствие по делу было завершено 20 мая 1998 года, после 1 сентября его передали в суд. Григорию Пасько инкриминируется передача зарубежным организациям секретных документов о боеготовности Тихоокеанского флота. В октябре 1998 года состояние здоровья в Пасько резко ухудшилось. Он был госпитализирован в санчасть СИЗО. У Пасько отмечались отеки лица и конечностей. В связи с ухудшением здоровья Пасько направил обращение президенту российского Фонда защиты гласности Алексею Симонову и генеральному директору российского ПЕН-центра Александру Шевченко.

21 января 1999 года во Владивостоке начался закрытый процесс над Пасько. До этого суд 18 раз откланял просьбы Пасько об изменении ему меры наказания. После многочисленных переносов суд признал Пасько невиновным.

21 ноября 2000 года Верховный суд удовлетворил протест Главной военной прокуратуры и направил дело Григория Пасько на новое судебное рассмотрение.После семичасового судебного разбирательства военная коллегия Верховного суда пришла к выводу о том, что военный суд Тихоокеанского флота "недостаточно исследовал обстоятельства дела и не дал надлежащую оценку доказательствам, предъявленным прокуратурой". Сам Григорий Пасько расценивает решение военной коллегии Верховного суда РФ как "вынесение смертного приговора". Это "не эмоциональная оценка, а мнение, основанное на знании ситуации во Владивостоке". По словам Пасько, УФСБ и дальневосточная прокуратура уже делали заявления, что в случае направления дела на дополнительное расследование они намерены добиваться более жесткого решения военного суда Тихоокеанского флота по его делу.

В 10 часов утра 4 июня 2001 года в военном суде ТОФ должен был начаться второй круг слушания дела по обвинению военного журналиста Григория Пасько по статье 275 УК РФ (государственная измена). Напомним, что по протесту военной прокуратуры флота военная коллегия Верховного суда вернула дело в военный суд ТОФ на повторное рассмотрение (по первому приговору Пасько получил три года по статье "за превышение служебных полномочий" и был амнистирован). Это рассмотрение вскоре и начнется. Однако суд перенесли на 20 июня.

Справка: в новый состав группы защитников Григория Пасько, помимо адвоката Анатолия Пышкина, теперь входят член Приморской краевой коллегии адвокатов Ольга Коровина, член Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Иван Павлов (входил в группу защитников, которая добилась полного оправдания каперанга Александра Никитина, также обвинявшегося в госизмене) и президент Русского ПЕН-центра Александр Ткаченко.

11 июля 2001 г. начался повторный процесс по делу Пасько. В военном суде Тихоокеанского флота на заседании по делу обвиняемого в государственной измене военного журналиста Григория Пасько завершилось слушание обвинительного заключения. Адвокат обвиняемого Анатолий Пышкин сообщил, что суд принял решение просить трех японских журналистов, фигурирующих в деле прибыть в суд для дачи показаний. Двое из них работали в корпункте NHK во Владивостоке, третий - в японской газете "Асахи". Кроме того, суд назначил две дополнительные экспертизы. Фоноскопическую экспертизу нескольких аудиозаписей телефонных разговоров Пасько, записанных спецслужбами. Для поведения второй экспертизы суд намерен обратиться к специалистам Минобороны, МИД и Минатома, которые установят степень секретности ряда документов, фигурирующих в деле. В то же время суд отверг требование Пасько пригласить в свидетели главкома ВМФ России Владимира Куроедова. Судьи посчитали, что главком "не мог знать о взаимотношениях Пасько с японскими журналистами", передает РТР.  Представители обвинения заявили на суде, что у них есть 50 свидетелей, которые готовы выступить против Пасько. Однако, по словам журналиста, "едва ли пятеро из них действительно имеют отношение к этому делу", сообщает РИА "Новости".

3 сентября 2001 г. защита журналиста Григория Пасько привезла во Владивосток своего эксперта по "секретным" документам. Им оказался недавно подозреваемый в раскрытии гостайны военный эколог Александр Никитин. Он намерен проследить, как комиссия Министерства обороны и Минатома проверяет степень секретности документов, за передачу которых японским журналистам приморского журналиста Григория Пасько обвиняют в раскрытии государственной тайны. Комиссия начала свою работу 30 августа. Пока ее члены не дают никаких комментариев по поводу хода работ.

Как говорит сам Александр Никитин, заключение экспертов является главным доказательством в таких делах. Поэтому он и прибыл в Приморский край из Санкт-Петербурга, чтобы поддержать "товарища по несчастью" в критический момент. Суд уже сформулировал вопросы к членам комиссии, и эксперты теперь появятся в здании, где идет процесс, только с готовым заключением. Предполагается, что это произойдет как минимум через десять дней.

Тем временем, в суде продолжается допрос свидетелей. На вопросы судей ответили уже почти пятьдесят человек. По словам адвоката журналиста Анатолия Пышкина, их показания подтверждают невиновность журналиста.  Например, вице-адмирал Александр Конев на заседании суда сообщил, что фото- и видеосъемку Пасько вел только с санкции руководства предприятий. Причем вице-адмирал добавил, что сам разрешил Пасько отправиться в режимные воинские части. Во время съемок в одной из частей вместе с Пасько был Анатолий Фомин. Он сообщил суду, что ничего лишнего, и тем более секретного, заснять было невозможно — журналистов "постоянно сопровождали представители командования и военной контрразведки", которые следили за каждым шагом корреспондентов. Эти свидетели, по словам адвокатов, должны были выступать на стороне обвинения. Однако их показания практически разрушили дело. И теперь у обвинения остается надежда только на заключение экспертизы. /Газета.ру "Пасько хотят освободить по аналогии"/.

25 декабря 2001 г. суд Тихоокеанского флота признал Григория Пасько виновным в шпионаже в пользу Японии (ст. 275 УК РФ) и приговорил к четырем годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима. Также суд приговорил Пасько к конфискации имущества и лишению воинского звания. Как пишет "Газета.ру", адвокат Пасько Анатолий Пышкин заявил после вынесения приговора, что в ходе повторных слушаний девять из десяти пунктов обвинения были отклонены. Однако по каким-то причинам суд не принял во внимание очевидную надуманность десятого пункта и наказал невиновного человека серьезным сроком заключения.

Смотри также:

Участники:

Источники: