Шпионская перестройкаМихаил Фальков, Новости онлайн На этой неделе в рамках сотрудничества с палестинскими журналистами, проживающими за пределами автономии, в распоряжение автора этих строк попал весьма любопытный документ, озаглавленный "Специфика работы спецслужб США в мусульманских странах после 11 сентября". Судя по кратким данным, приведенным в оглавлении документа, он был составлен в конце прошлой недели экспертами аналитическо-консультативного государственного органа одной из арабских стран. Особое внимание его авторы уделяют анализу деятельности американских спецслужб на Ближнем и Среднем Востоке, а также в ряде стран Африканского континента. Как говорится в первой части документа, в настоящее время "мероприятия, проводимые структурами американского разведывательного сообщества в указанных регионах, носят как тактический, так и стратегический характер. При этом они четко скоординированы с действиями внешнеполитического ведомства США и направлены на выполнение следующих задач: а) обеспечение политической, технической и разведывательной поддержки со стороны правящих режимов указанных регионов, операции союзников в Афганистане; б) установление сотрудничества практически со всеми режимами на Ближнем Востоке и Африканском континенте в области борьбы с исламскими террористическими организациями. В данном случае исключением не являются даже те страны, которые, по словам официальных представителей Белого дома, до сих пор входят в список спонсоров международного террора; в) укрепление общих позиций США в указанных регионах. Убедившись в полном несоответствии современным условиям своей прежней политики в Африке, Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, Вашингтон в настоящее время активно ее пересматривает. Большее значение, чем при администрации Клинтона, уделяется тайной дипломатии, услугам закулисных посредников, щедрому финансированию агентов влияния и различного рода "активным" мероприятиям. Как следствие - уже с конца сентября отмечаются попытки спецслужб США наладить "альтернативные" связи в указанных регионах, найти новых союзников и подготовить здесь на будущее более "удобных" для США политических лидеров". В разделе, посвященном отношениям спецслужб США со специальными службами указанных регионов, в частности, говорится: "Руководство американского разведывательного сообщества все меньше полагается на партнерство со Службой общей разведки Королевства Саудовской Аравии и Межведомственной пакистанской разведкой ИСИ. Обе эти структуры с первой половины 80-х годов и до недавнего времени были одними из главных союзников спецслужб США в Африке, Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, а также в мусульманских регионах бывшего СССР. Одновременно отмечается определенное дистанцирование разведывательного сообщества Соединенных Штатов от спецслужб Израиля. Наблюдается попытка освободиться от влияния последних в ряде специфических вопросов, которые до сих пор считались прерогативой ШАБАКа или АМАНа. В то же время руководство спецслужб США стремится использовать оперативные возможности израильского разведывательного сообщества при выполнении текущих тактических задач". В связи с этим авторы цитируемого документа приводят сведения о совместных операциях спецслужб США и Израиля, осуществленных два месяца назад в Аргентине, Бразилии и Уругвае. Тогда их деятельность на территории Латинской Америки была направлена против местной инфраструктуры шиитских экстремистских организаций, в первую очередь, "Хизбаллы". Как отмечают авторы документа, израильская сторона выполняла тогда всю наиболее сложную и опасную работу. ФБР и ЦРУ выступали лишь в качестве "наводчиков", обеспечивали прикрытие проводимых мероприятий, а также частично привлекли собственную местную агентуру. То же самое говорится о "совместных" операциях израильских и американских спецслужб, имевших место в последние два с половиной месяца в Южной Азии, на Африканском континенте и Среднем Востоке. При этом в документе отмечается, что "Вашингтон пытается ограничить израильскую активность в отношении Палестинской автономии и большинства арабских стран (Ирак является исключением, что вполне соответствует интересам США). С апреля сего года американская администрация также инициировала проведение более тщательной селекции передаваемой Израилю разведывательной информации в рамках двухстороннего стратегического сотрудничества". Анализируя взаимоотношения Израиля и США в области спецслужб за последний период, авторы документа уделяют особое внимание двухсторонним консультациям, состоявшимся в октябре в Вашингтоне. Тогда в столицу Соединенных Штатов прибыла довольно крупная израильская делегация, которую возглавили министр Дан Меридор и руководитель совета по национальной безопасности Узи Даян. Вместе с ними в США прилетели 17 высокопоставленных сотрудников практически всех израильских спецслужб, среди которых особенно выделялись представители АМАНа и ШАБАКа. С американской стороны в переговорах участвовали Кондолиза Райс (советник американского президента по национальной безопасности), Ричард Армитадж (заместитель госсекретаря США - один из крупнейших американских специалистов в области внешней политики), а также представители вице-президента Дика Чейни, офицеры из Пентагона, ФБР, АНБ и ЦРУ. По сведениям составителей документа, консультации проходили в рамках двух рабочих групп, израильских участников которых в обоих случаях возглавлял Узи Даян. Одна группа занималась двусторонней кооперацией по "иранской проблематике" и "вопросами российско-иранского военно-стратегического сотрудничества". Консультации второй рабочей группы были посвящены взаимодействию США и Израиля в борьбе с исламским экстремизмом и терроризмом. Как отмечают авторы документа, в ходе переговоров отчетливо проявились многочисленные разногласия стратегического характера. В частности, это касалось вопроса о причастности иранских и сирийских спецслужб к террористическим группировкам, действующим на Ближнем и Среднем Востоке, а также в некоторых районах Африканского континента и Европы. Американские и израильские участники проходивших в Вашингтоне консультаций также не сошлись во мнениях по проблеме "Хизбаллы". К тому же представители США высказали критику некоторых методов деятельности спецслужб Израиля, назвав их чрезмерно "жесткими и порой противоречащим законам демократического общества". В документе сообщается о довольно крупной (более двадцати человек) рабочей делегации израильских специалистов, прибывшей в Вашингтон в прошлом месяце. По сведениям авторов документа, они будут работать в США до окончания антитеррористической операции. Эта группа израильских разведчиков будет выполнять функции консультативного органа и связующего звена между разведывательными сообществами обеих стран. Помимо прочего, в данном документе рассказывается о планах расширения легальной и нелегальной резидентуры ЦРУ в Израиле и Палестинской автономии под предлогом осуществления контроля над выполнением соглашения о прекращении огня. Отдельный раздел в этом документе посвящен сотрудничеству спецслужб США с силовыми структурами Иордании и Египта. В нем также рассказывается об американо-иранских отношениях и недавнем визите тайной американской делегации в Йемен. 25.11.01 фото AP Photo/Greg Baker |
НОВОСТИ
|