Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

  

Психи джунглей

Мексиканские повстанцы просят иностранцев оставить их в покое

Марина Латышева 

Недавно в магазинах Москвы на русском языке появилась книга текстов идеолога индейской революции субкоманданте Маркоса "Другая революция. Сапатисты против нового мирового порядка". Автор перевода - ОЛЕГ ЯСИНСКИЙ, преподаватель журналистики частного университета Сантьяго. Он уже 7 лет живет в Чили и наряду с занятием научной деятельностью является собкором русской службы Би-би-си и ряда российских и украинских изданий. Он бывал в Чьяпасе, общался с сапатистами и любезно согласился на интервью для "Версии".

- Как вы можете прокомментировать планируемые дебаты между двумя известными интеллектуалами по проблеме терроризма?

- Где реально могли бы состояться и состоятся ли вообще канарские дебаты, не знает никто. Просто еще не время переходить к технике этого вопроса. Испанское правительство относится к этому крайне негативно. ЭТА также объявила, что не намерена участвовать в этой пантомиме. Гарсон сказал, что ответит позже, но даже если он и будет "за", я думаю, испанские власти найдут форму подрезать ему крылышки. А массового движения в поддержку этого нет по той простой причине, что крупнейшие испанские СМИ просто не опубликовали последние письма Маркоса. Есть декларация испанских интеллектуалов в поддержку, но ее тоже мало кто читал.

- Каковы последние новости об обстановке в Чьяпасе?

- Субкоманданте Маркос довольно долго не напоминал о себе. Молчание сапатистов длилось с марта 2001 года. Оно было вызвано тем, что правительство Висенте Фокса нарушило абсолютно все свои обещания и гарантии, данные ранее сапатистам и гражданскому обществу, и вопрос о юридическом признании культуры и прав мексиканских индейцев зашел в окончательный тупик. В то же время усилилось давление на автономные сапатистские муниципалитеты Чьяпаса со стороны различных военизированных групп, вооруженных и финансируемых как правительством Фокса, так и оппозицией ПРИ. Избивая и убивая представителей гражданских властей сапатистских общин, организаторы этого попытались спровоцировать Сапатистскую армию национального освобождения (САНО) на вооруженный ответ, с тем чтобы обвинить их в эскалации насилия и дать повод правительству для окончательного военного решения. В то же время эта новая ситуация усилила позиции других вооруженных левых организаций Мексики, изначально выступавших против диалога и переговоров, считая, что единственным эффективным путем для решения индейского вопроса может быть только революционное насилие. Сапатисты оказались в одиночестве и изоляции. В ответ на это гражданские власти сапатистских общин приняли решение о прекращении всех контактов с внешними организациями и прессой и начали серию консультаций внутри общин, пытаясь найти выход. В прессе стали циркулировать различные гипотезы о тяжелой болезни, смерти или бегстве Маркоса из Мексики.

Я был в то время в Чьяпасе. Ситуация в тех сапатистских общинах, где мы были, критическая. Мы видели голод, нищету и усталость. Вызвав море интереснейших интеллектуальных дискуссий в Интернете и академических кругах мира и поток "революционного" туризма в Чьяпас, сапатизм с момента восстания 1 января 1994 года мало изменил реальность борющихся за выживание общин. Если правительство и обратило с тех пор больше внимания на Чьяпас, то это выразилось только в значительной материальной поддержке (деньгами и оружием) общин религиозных фанатиков - соседей и противников сапатистов. Это военное и экономическое давление начало давать свои результаты. Люди устали, чувствуют себя опять обманутыми правительством, и стали все громче раздаваться требования к командованию Сапатистской армии национального освобождения о возобновлении войны. В обещания центрального правительства страны уже никто в сапатистских общинах не верит. Мои знакомые участники движения были и остаются сторонниками ненасилия и диалога. Я видел их в состоянии, близком к отчаянию, потому что все мирные пути казались закрытыми.

- Какова система прохода в сапатистские общины, например, для иностранных граждан или для журналистов?

- Система достаточно проста: люди из некоторых гражданских организаций, известные сапатистскому командованию, могут дать вам письменную рекомендацию

(типа поручительства в вашей серьезности и порядочности) с объяснением цели посещения сапатистских автономных муниципалитетов и с обязательным указанием конкретного места, в которое вы направляетесь. При себе необходимо иметь паспорт. На входе в сапатистскую общину документы передаются охране, они связываются с гражданским руководством общины, и те дают ответ: можешь войти на территорию или нет. По дороге в некоторые общины есть военные посты, где проверяют документы и иногда разворачивают назад. При проверке на постах нужно делать из себя эдакого лоха-туриста, интересующегося, например, поведением обезьян в естественных условиях. Опять же через знакомых, связанных с сапатистами, можно найти водителя с джипом, который провезет куда нужно с наименьшими потерями.

- Вы упоминали революционный туризм. Это что такое?

- Это разнообразные радикальные шизофреники из самых разных стран мира, которым захотелось повоевать на стороне сапатистов. Незадолго до моего прибытия на территорию сапатистского поселения недалеко от Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас проник один молодой человек из Канады и требовал от несчастных сапатистов, чтобы его взяли бойцом САНО. Бедное индейское начальство пару недель пыталось от него избавиться, обращаясь ко всем неправительственным организациям с просьбой забрать этого юношу из общины. Мне бы не хотелось подробно останавливаться на этой проблеме, не дай бог, русские радикалы заинтересуются. Потому что один настоящий русский псих в лакандонской сельве может принести больше вреда, чем вся администрация Буша, вместе взятая. Дело в том, что сапатисты не принимают никаких добровольцев-интернационалистов извне.

- Почему?

- Потому что речь идет о конкретной борьбе организовавшихся общин за официальное и законодательное признание культурных прав и традиций индейских народов. То есть если их культура и понятие справедливости - судебно-процессуальное право - не совпадают с мексиканским федеральным (а на самом деле здесь идет речь о конфликте и несовпадении двух культурных моделей, двух цивилизаций - западной иудеохристианской и мезоамериканской майя), то на индейских сапатистских территориях должно действовать законодательство, определяемое общинами. И чтобы в рамках всей Мексики законодательно были гарантированы равные права на развитие и уважение для всех культур народов, населяющих Мексику. Это основное требование сапатистов к правительству. Поэтому речь идет о внутримексиканском вопросе, который должен быть решен самими мексиканцами, без какого бы то ни было вмешательства извне. Именно поэтому сапатисты просят, чтобы их пример в других странах не абсолютизировали, не копировали, не переоценивали и не превращали в очередной революционный фетиш, а просто искали разные творческие формы борьбы с неолиберализмом исходя из реальности, истории и национальных особенностей каждой страны.Это и была бы лучшая помощь иностранцев сапатистам.

Версия (Москва) 13.01.2003