Возвращение майяМарина Латышева К середине 90-х Мексика считалась одной из самых активных в промышленном развитии латиноамериканских стран. Индейцы, потомки древних майя, неуклонно вытеснялись в сельву, где жили привычной сельскохозяйственной жизнью, но в дикой нищете. Половина населения здесь не обеспечена питьевой водой, не получает медицинской помощи, страдает от истощения, абсолютно безграмотна. 1 января 1994 года на территории страны вступал в силу договор о едином экономическом пространстве между Канадой, США и Мексикой (НАФТА), и мексиканские власти предполагали, что это позволит сделать новый скачок в развитии промышленности в стране. Но в первые часы действия этого договора индейцы, которые, как потом выяснилось, готовили свою революцию 10 лет, заняли столицу штата Чьяпас и прилегающие к ней территории. Почта, телеграф) телефон...За несколько дней до нового, 1994 года некоторые индейские общины предупредили власти Мексики, что в первые дни действия договора НАФТА они, индейцы, поднимут восстание. Власти им не поверили. В новогоднюю ночь сотни индейцев в черных масках и со старыми карабинами заняли столицу штата Чьяпас, немедленно захватили телеграф и представились миру как Сапатистская армия национального освобождения (САНО). Их военным лидером, говорившим с прессой, был некий субкоманданте Маркос. На следующий день армия страны атаковала крупнейшие города штата и вела боевые действия 17 дней. Но в первые же дни войны индейцы по всей стране вышли на улицы и потребовали оставить восставший штат в покое. В поддержку индейцев выступили также крупнейшие общественные организации мира. И правительство страны объявило о прекращении боевых действий и о желании договориться с восставшими. Все прошедшее время переговоры то велись, то снова прерывались, а восставшие индейцы так и остались хозяевами столицы Чьянаса, нескольких крупных городов и некоторых других земель в соседних штатах. Их главное требование - предоставление индейцам законной широкой региональной автономии. Сапатистские общины есть не только в Чьяпасе, но и в четырех соседних штатах. Но вообще же сапатисты - меньшинство мексиканских индейцев. Большинство - под властью либо сторонников бывшей правящей партии, либо новой, находящейся у власти два года. В обмен на избирательную поддержку старейшины сохраняют на своих территориях древние жестокие порядки - линчевание еретиков, бесправие женщин и др. Власть на сапатистских территориях принадлежит деревенским общинам. Решения по поводу всех важных вопросов принимаются в результате всеобщего обсуждения. Любое решение должно выражать мнение всех. Когда дети, мужчины, женщины и старики одной общины приходят к согласию внутри своих групп, им предстоит договориться между собой, выбрать своего представителя, способного наилучшим образом выразить мнение группы и встретиться с соответствующими представителями других общин. На всех этих этапах, если у какого-либо представителя любой из групп возникает сомнение в том, выражает ли он действительно мнение избравшей его группы, его обязанность - вернуться в группу и прояснить этот вопрос. На сапатистских территориях еще до восстания был принят "сухой закон", кстати, по инициативе женщин. Женщины составляют почти треть военного командования армии. На сапатистских территориях никто не может быть насильно выдан замуж. Изнасилование наказывается смертной казнью (этот закон был принят тоже по инициативе женщин и несмотря на то, что Маркос и многие другие - в принципе противники смертной казни). Женщины, у которых есть несовершеннолетние дети, не могут быть бойцами САНО. Желающие быть бойцами обязаны пользоваться противозачаточными средствами. На сапатистских территориях есть даже пара библиотек и школы, где преподают добровольцы в невероятно скромных условиях. Чтобы добраться до некоторых из этих школ, нужно идти несколько часов пешком через сельву. Бойцы регулярных войск САНО обязаны уметь читать и писать, и еще для них обязательно изучение истории Мексики. Для индейских общин договор НАФТА, предусматривающий неограниченное освоение нефтяных залежей и древесины на землях этих общин, стал бы, как они считали, приговором. Поэтому, пока власти Мексики готовили договор НАФТА, индейцы готовили революцию. После подписания договора вопрос о вооруженном восстании был принят всеми без исключения сапатистскими общинами сельвы, и в штат вошла их армия. Она полностью подчинена гражданским властям и является исполнителем их решений. Военное руководство избирается общинами раз в год. Оно всегда коллективное. Сапатисты не казнят пленных, не захватывают заложников, не грабят "вражеские территории", более того, вообще избегают военных действий в тех местах, где есть гражданское население. Поэтому даже госдеп США, страны, особенно заинтересованной в нефтегазовом освоении Чьяпаса (здесь расположена треть всех мексиканских запасов нефти), не смог включить САНО в список террористических организаций. Что, конечно, осложняет властям Мексики борьбу с сапатистами. За прошедшие годы власти страны выполнили некоторые требования сапатистов и даже вывели войска с четырех территорий Чьяпаса. И начали готовить специальный закон о юридическом признании культуры и прав мексиканских индейцев, который давал им некоторые права в решении вопроса о промышленном освоении их земель. Но в сентябре прошлого года готовый проект закона был отвергнут верховным судом страны - эта инстанция объявила себя некомпетентной в индейском вопросе. А правительство нарушило все свои обязательства. Многие другие левые организации Мексики считают, что проблему индейцев надо решать военным путем и идти чуть ли не на штурм Мехико. Сапатисты отказываются воевать и лишь защищают захваченные территории. Шаткое перемирие с властями позволило им даже провести весной 2001 года марш протеста индейцев. 24 командира сапатистской армии начали его в Чьяпасе и дошли до столицы Мексики уже в сопровождении нескольких сотен тысяч сторонников. Среди митингующих была и Даниэль Миттеран, вдова бывшего президента Франции. Этот караван сапатистов возглавлял субкоманданте Маркос, давший позавершении марша длительную пресс-конференцию в университете в Мехико. Мартовский Заяц и мировая революцияКто такой субкоманданте Маркос, не знает никто. Самый знаменитый сапатист всегда ходит в черной маске. Известно, что он появился в сельве в начале 80-х с несколькими товарищами в качестве "народника" - принес в сельву идеи марксизма-ленинизма и параллельно изучал культуру индейцев. Он называет себя Маркосом в честь одного из своих погибших товарищей. Из гремучей смеси индейских традиций и марксизма и родилась сапатистская революция. Мексиканские спецслужбы заявляют, что они выяснили, кто такой Мар-кос. По их мнению, это Рафаэль Себастьян Гильен Висенте из семьи торговца мебелью в Тамико. Он изучал философию и литературу в Национальном автономном университете Мехико. Сам Маркос опровергает эту версию. По его словам, не важно, кем он был, а сейчас он - переводчик для всего мира с языка индейцев мексиканской сельвы. Французский социолог Ивон Ле Бот писал о нем, что "Маркос вписывается в традицию, начатую еще во времена завоевания Мексики Гонсало Герреро, испанским солдатом, который после кораблекрушения был спасен и принят индейской общиной Юкатана и стал военным вождем сопротивления майя. Маркос никогда не пытался превратиться в индейца. Симпатии и доверие, которым он пользуется в индейских общинах, - это результат уважительной дистанции, которую он сумел сохранить. Только так он может выполнять свою роль окна, моста между двумя мирами". Маркос всегда не только в черной маске, но и с ноутбуком. Он проповедует мексиканскую революцию во Всемирной паутине. В его посланиях чередуются поэзия, проза, фольклор, детские считалки, в этих текстах он общается с Шерлоком Холмсом, Мартовским Зайцем, ученым жуком Дурито из сельвы и богами майя, цитирует Шекспира, Борхеса, Сервантеса и Пабло Неруду. Его эссе издаются во многих странах мира. Он завоевал себе поклонников среди многих известных общественных деятелей и интеллектуалов. Он заставляет солдат армии учиться читать и писать и изучать историю. Он говорит о революции индейцев, что она направлена не в сегодняшний день, и даже не в завтрашний, что это борьба не за власть, а против забвения. С момента отклонения ВС Мексики закона о правах индейцев он замолчал и не появлялся перед прессой. Обращение к Балтасару Гарсону и испанской общественности - его первое явление миру с той поры. ***Сначала террористы и радикалы Европы в поисках революционной инициативы смотрели не только на Латинскую Америку, но вообще на все страны третьего мира. В конце 70-х главной задачей членов немецкой "Фракции Красной армии" (РАФ) было открытие революционного фронта в странах третьего мира. То есть их целью было как раз создание некоего пятого Коминтерна. Немецкие активисты РАФ установили связи с "Красными бригадами" в Италии, с ИРА в Северной Ирландии, с ЭТА в Испании. Во Франции были базы РАФ. Уже все вместе они пытались помогать повстанцам третьего мира. В основном деньгами и помощью в лечении партизан. В Европе существовало несколько фондов поддержки, которые и собирали деньги. Всемирно известный режиссер Фассбиндер из собственных средств оплачивал лечение раненых латиноамериканцев в клиниках Европы. Не сами активисты террористических группировок, а простые рядовые европейские левые ездили воевать в Латинскую Америку. Самая известная из таких историй закончилась печально - активистка левого движения Германии погибла во время партизанской войны в Гватемале. И наоборот, были солдаты в этих партизанских отрядах, как Патрик Аргуэльо, американец никарагуанского происхождения, который воевал и в Никарагуа, и в Сальвадоре, участвовал в деятельности европейских террористов. Он погиб во время захвата израильскими командос самолета в аэропорту Афин. Свою лепту вносила и Россия. Если не говорить о финансовой поддержке партизанских движений в Латинской Америке, которую разведчики отрицают до сих пор, можно вспомнить личную инициативу советских студентов. В СССР тогда существовало несколько молодежных бригад по поддержке студентов из Латинской Америки - студенческие интербригады, отряд Хосе Марти, бригада Че. Разумеется, они не были террористами. Советские студенты знакомились с обучающимися в СССР латиноамериканцами, зарабатывали деньги в стройотрядах и передавали их в Чили, Никарагуа, Перу местным повстанцам. Есть данные, что некоторые наши бывшие студенты уехали в Латинскую Америку воевать по-настоящему, да так там и потерялись. Сегодня многие левые считают своим идеологом субкоманданте Маркоса. Ему, прежде всего, помогают идеологически. Во время недавнего марша сапатистов в нем принимали участие сотни социальных активистов со всего мира, например около 600 итальянцев из радикальной экологической бригады "Белые обезьяны". Маркосу помогает и французский крестьянский лидер Жорж Бове, прославившийся как первый погромщик "Макдоналдсов". И хотя многие слишком радикальные левые мечтают повоевать вместе с Маркосом) пока он смог этого избежать. Он против любой военной иностранной помощи: "Следуйте своей дорогой и дайте нам следовать нашей. Не спасайте и не выручайте нас. Какой бы ни оказалась наша судьба, мы хотим, чтобы она была нашей". Версия (Москва) 13.01.2003
|
НОВОСТИ
|