Суд над организатором 9/11Материал подготовлен ИЦ Agentura.RuНа территории американского лагеря Гуантанамо на Кубе начался процесс над организаторами терактов 11 сентября 2001 года. Перед военным трибуналом предстанут Халид Шейх Мохаммед и четверо его товарищей. Обвинение требует для них смертной казни. Между тем, суд над Халидом Шейхом Мухаммедом может стать ключевым в войне с терроризмом. Здесь наиболее четко обнаружились главные проблемы американского способа ведения этой войны: сомнительный порядок вывоза арестованных с территории третьих стран, неопределенный статус пленных, обвинения в применении пыток к заключенным и проблемы жестокого обращения с заключенными. Порядок вывоза арестованных с территории третьих стран Согласно официальной версии, Халид Шейх Мухаммед был схвачен совместной группой ФБР и пакистанской разведки ИСИ 1 марта 2003 года в г. Равалпинди, в нескольких километрах от Исламабада. Он сразу же был вывезен в Гуантанамо. Как признает ЦРУ, после 11 сентября 2001 года спецслужбы США стали активно применять метод так называемой «чрезвычайной доставки» - подозреваемых в терроризме мусульманских экстремистов похищают с территории Европы и доставляют в мусульманские страны-союзницы США, где их подвергают допросу с применением физического воздействия. На самом деле тактика вывоза арестованных по обвинению в терроризме с территории третьих стран агентами ФБР (в терминологии ФБР «rendition») была впервые опробована еще в 1995 году, когда группа сотрудников агентства вывезла из Пакистана Рамзи Юсефа, организатора первого подрыва Всемирного торгового центра в 1993 году. Операцией руководил Джон О' Нейл, начальник управления по борьбе с терроризмом ФБР. 11 сентября 2001 года он погиб под развалинами Всемирного торгового центра, так как ко времени терактов он вышел в отставку и возглавил службу безопасности ВТЦ. После 11 сентября главную роль в вывозе пленных войны с террором взяло на себя ЦРУ, используя для этого свою частную авикомпанию. 1 июня 2005 года The New York Times опубликовала статью о том, как ЦРУ использует возможности частной авиакомпании, когда намерено схватить предполагаемого члена "Аль-Каиды" за границей и передать его следователям другой страны. Как пишет газета, если специалистам ЦРУ надо срочно вылететь за границу после поимки важной фигуры, самолет отправится из Johnston County и сделает остановку в вашингтонском аэропорту Далласа, чтобы взять группу на борт. Как следует из полетных данных и других документов, самолеты Aero Contractors доставили офицеров ЦРУ в Афганистан в 2001-м; американскую бригаду - в Карачи, сразу после взрыва американского консульства в этом пакистанском городе в 2002 году; в прошлом году совершили перелет между Ливией и базой Гуантанамо за день до того, как узника, схваченного американцами, допросили агенты ливийской разведки. Под видом частных чартеров - в Dun and Bradstreet эта услуга называется "аренда самолета с пилотом" - Aero Contractors обслуживает ЦРУ. Компанию создал в 1979 году легендарный офицер ЦРУ старший пилот Air America, авиакомпании ЦРУ времен войны во Вьетнаме. Анализ тысяч бортовых журналов, корпоративных документов, сведений о регистрации самолетов, а также интервью с бывшими пилотами и офицерами ЦРУ показывают, что Управлению принадлежит как минимум 26 самолетов, 10 из которых куплены после 2001 года. ЦРУ зарегистрировало эти самолеты на сеть из семи корпораций, не имеющих ни сотрудников, ни функций, помимо владения самолетами. Самолеты, которые регулярно предоставляются для частных чартеров, эксплуатируют реальные компании, контролируемые ЦРУ или связанные с ним: Aero Contractors и две компании из Флориды - Pegasus Technologies и Tepper Aviation. Парк самолетов включает в себя DC-3 времен Второй мировой войны, изящный корпоративный самолет Gulfstream V, транспортные машины Hercules и испанские самолеты, для которых годятся сложные взлетно-посадочные полосы. Флагманом является корпоративный Boeing, созданный на базе 737-й модели, на котором Aero летает из Кинстона, поскольку взлетно-посадочная полоса в Johnston County для него коротка. Кроме того, многие компании, которым номинально принадлежат самолеты, имеют разрешение приземляться на американских военных базах по всему миру. Из протоколов полетов явствует, что не менее 11 самолетов приземлялись на базе Кэмр Пейри в Вирджинии, которую ЦРУ использует как учебный центр. Несколько самолетов совершали регулярные рейсы на Гуантанамо. Самолеты ЦРУ использовались при выдачах - этим юридическим термином называют захват предполагаемых террористов в одной зарубежной стране и их доставку в другую зарубежную страну, в том числе в государства, где пытки являются обычной практикой. Скандал, длящийся уже два года, сорвал завесу секретности с полетов ЦРУ, так как любители, общественные деятели и журналисты проследили за передвижениями таинственных самолетов. В настоящее время расследования незаконных арестов на своей территории начали власти Италии, Германии и Швеции. В 2001 году война с терроризмом изменила характер авиационной деятельности ЦРУ. Штат Aero между 2001-м и 2004 годами увеличился с 48 до 79 человек. Подробнее см. Проблемы статуса пленных в войне с террором После терактов 11 сентября 2001 года США ввели в действие ранее невиданную тактику: они не считают лиц, подозреваемых в терроризме, уголовными преступниками и военнопленными. Фактически, подозреваемые в терроризме обрели некий новый статус, который не упоминается в международных конвенциях. Одной из причин этого является беспрецедентный статус войны с террором, которую ведут в США. Традиционно предполагается, что война начинается после некоторых формальных действий. Война возникает по определенным причинам, она официально объявляется легитимной властью той или иной страны, она преследует конкретные цели, ее начинают, имея разумные шансы на успех и т.д. Именно в этом случае вступают в силу международные конвенции, которые защищают права пленных и гражданского населения. Однако в случае с террористами эти принципы не действуют: даже декларации лидеров террористических структур нельзя расценивать как формальное объявление войны, поскольку неизвестно, насколько реальна власть этих людей. Террористы имеют крайне мало шансов одержать военную победу над регулярной армией, а требования, которые они выдвигают - часто невыполнимы. Для того, чтобы официально определить статус пленного, необходимо определить суть вооруженного конфликта: в первую очередь, носит от международный или внутренний характер. Если в войну вовлечены негосударственные вооруженные группы (например, сепаратисты, воюющие с правительственными войсками), то Женевская Конвенция не применяется, хотя правила защиты прав человека продолжают применяться. В Афганистане изначально был внутренний конфликт, сменившийся международным (когда в страну были введены советские войска), который вновь уступил место внутреннему ("Талибан" против "Северного Альянса"), а тот вновь - международному (в войну вступили США). Афганистан некогда присоединился к Женевской Конвенции. Однако правительство "Талибана" не было признано международным сообществом легитимной властью в стране, поэтому солдаты его вооруженных сил не считались военнопленными. В свою очередь, вооруженный конфликт между США и "Аль-Каида" имел международный характер, но структура, созданная Бен Ладеном, не является государством, поэтому ее члены военнопленными считаться не могут. Первые заключенные на Гуантанамо появились в январе 2002 года, в результате операции в Афганистане. В феврале президент США Джордж Буш издал меморандум, в котором декларировалось, что боевики «Аль-Каиды» не попадают под защиту Женевской Конвенции. Изначально США утверждали, что террористы не могут считаться военнопленными, однако чуть позднее Буш несколько изменил акценты: он признал, что бойцы «Талибана» являются военнопленными, а члены «Аль-Каиды» - нет. Однако и с талибами не обращались как с военнопленными, поскольку они не попадали под определение «законного комбатанта», данного Женевской Конвенцией. В свою очередь, члены "Аль-Каиды" не могли считаться военнопленными, поскольку эта организация не является государством. С самого начала действия США подвергались жесткой критике, прежде всего со стороны ООН (в начале 2006 года эксперты ООН опубликовали доклад о Гуантанамо, в котором критиковали США за отсутствие юридических оснований для содержания заключенных под стражей, несоблюдение международных стандартов правосудия и т.д.), Европейского Парламента, правозащитных организаций и правительств многих государств, граждане которых попали в этот лагерь. Логика властей США заключается в следующем: информация о террористических структурах добывается крайне трудно, спецслужбы не имеют права ее обнародовать (что требуется для ведения открытого судебного процесса), рискуя провалить своих агентов. Арестовать террориста крайне важно, поскольку строгое соблюдение традиционных юридических норм требует времени, что может позволить ему (или его сообщникам) организовать теракт. Если с террористами, являющимися гражданами США, известно как поступать, то с иностранцами ситуация намного более сложная и запутанная - для их ареста и содержания под стражей требуются длительные переговоры с иными государствами без всякой гарантии на то, что они завершаться успехом. Однако терроризм не признает государственных границ - абсолютно все участники терактов 11 сентября 2001 года не были гражданами США. Именно поэтому появился лагерь на Гуантанамо. Администрация США называет этих людей «незаконными» или «враждебными комбатантами», «лицами, воевавшими на стороне противника» или «террористами», на которых не распространяются международные конвенции (некоторые высокопоставленные представители Администрации США указывали, что Женевская Конвенция устарела, поскольку не содержит никаких правил, касающихся обращения с террористами). Поэтому дела заключенных Гуантанамо рассматриваются военными трибуналами, а не судами; их можно содержать не в более-менее комфортабельных помещениях, а в тюремных камерах-одиночках; а международные гуманитарные организации не имеют права посещать их и т.д. Однако в июне 2004 года Верховный Суд США пришел к выводу, что суды на территории США имеют право рассматривать обращения заключенных Гуантанамо. В 2005 году Конгресс США принял особый Закон об Обращении с Заключенными, который установил правила содержания и ведения допросов этих людей - они имеют право обращаться с петициями и протестами, однако окончательное решение об их статусе и судьбе принимает вашингтонский Апелляционный Суд. Суд рассмотрел несколько десятков обращений заключенных: результаты одного из них стали известны - Салим Ахмед Хамдан, бывший телохранитель и шофер Бен Ладена, был признан военнопленным (что, автоматически, переводит его под защиту Женевской Конвенции) до тех пор, пока в его отношении не принято иное решение. США также обязались не применять к заключенным смертной казни в случае, если военный трибунал установит их вину; кроме того, было допущено, что осужденные могут быть переданы для отбывания наказания в свои родные страны. Тем не менее, юридический статус и права, которыми обладают эти заключенные, остаются неясными. Подробнее см. Обвинения в применении пыток Почти сразу после появления первых пленных в Гуантанамо возникла проблема применения пыток. Дело в том, что по данным экспертов «Всемирной Организации Против Пыток», до сих пор не существует точно определенных границ между жестоким обращением и пытками. Это своеобразная «серая» зона международного и национальных законодательств, которая, фактически, позволяет негуманно обращаться с арестованными. К примеру, многие спецслужбы вполне официально используют «жесткие» методы допросов, считая (иногда обоснованно), что иные методы не позволяют получить информацию у задержанных. Впрочем, многие современные эксперты уверены, что показания, полученные под пыткой, крайне недостоверны, потому что допрашиваемые часто просто фантазируют и говорят то, что от них требуют, лишь бы прекратить истязания. В США Восьмая поправка к Конституции запрещает «жестокое и необычное наказание», что американские суды обычно трактуют как конституционный запрет на использование пыток. Согласно законодательству США, информация, полученная под угрозой физического воздействия, негуманного обращения или пыток, не может использоваться во время судебного процесса для доказательства вины. Вдобавок, следователи, которые применяют эту тактику, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Для получения информации от задержанных спецслужбы США разработали детальную стратегию. Манера и время проведения ареста рассчитываются таким образом, чтобы это стало полной неожиданностью для задерживаемого и причинило ему максимальный психологический дискомфорт. Арест должен проводиться тогда, когда преступник в наименьшей степени готов к этому и не способен оказать сопротивление - в идеале, это ранние утренние часы. Большинство людей в это время испытывают шок, чувствуют свою беззащитность, переживают мощнейший стресс и не способны адекватно реагировать на ситуацию. Поэтому допрос, проведенный непосредственно после ареста, часто дает нужные следствию результаты. Существуют и иные законные способы давления. К примеру, это может быть временное лишение света (на голову человека одевают капюшон из плотной материи), пищи, воды или сна, подача еды в неурочное время, дезориентация во времени, назойливое задавание бессмысленных вопросов и т.д. Во время допросов могут применяться фразы, которые возвращают допрашиваемого к его детскому опыту. Например, "Ты на самом деле хороший мальчик", " Все мальчики делают это" и т.д. В этой ситуации следователь выступает в роли взрослого, которому "ребенок" может и должен довериться. С этой же целью талибов, содержащихся на базе Гуантанамо, приносили на допросы на носилках. Путешествие на носилках заставляет арестованного подсознательно ощутить себя ребенком в люльке. В 2002 году газета Washington Post сообщила, что агенты ЦРУ, пожелавшие сохранить анонимность, рассказали о том, что для допроса лиц, подозреваемых в терроризме, они постоянно использовали метод "stressandduress" (примерный перевод - "стресс и давление". Это подразумевало, что агенты ЦРУ и сотрудники военной разведки избивали арестованных, не желавших давать показания, заставляли их долгое время находиться в меленьких помещениях, где нет возможности вытянуться во весь рост, заклеивали их рот липкой лентой, лишали сна и т.д. По данным правозащитников, пытки применялись и в отношении Халида Шейха Мухаммеда, в частности, принудительное погружение в воду. Подробнее см.: Жестокое обращение с заключеннымиВ связи с эскалацией войн, которые ведут Соединенные Штаты против террора и увеличением количества американских военных баз по всему миру, надзор за растущим числом военнопленных, а также лиц, подозреваемых в террористической деятельности или представляющих угрозу общественной безопасности, был передан в ведение сухопутных войск и морской пехоты. Возросшие потребности в тюремщиках были во многом удовлетворены благодаря резервистам. После апреля 2003 года более 5 тысяч надсмотрщиков гражданских тюрем были призваны на армейскую службу – а по данным Ассоциации пенитенциарных учреждений США эта цифра достигает 9 тысяч человек. Официальной информации о том, в чем именно состоят функции гражданского тюремного персонала, практически нет. По словам Марка Инча, руководителя службы, отвечающей в Управлении комендантской службы за тюремные заведения, «персонал, которому поручается надсмотр за военнопленными, почти целиком рекрутируется из резервистов и национальной гвардии. Опыт тех, кто ранее был занят в гражданской пенитенциарной сфере, существенно способствует успеху миссии по содержанию в заключении в Афганистане, Ираке и в Гуантанамо международных террористов или боевиков исламистских организаций, возложенной на военнослужащих запаса». Случаев применения такого опыта немало. Организация лагеря «Дельта» в Гуантанамо была поручена 300-й бригаде военной полиции, в которой числится немало надзирателей из тюрьмы штата Мичиган. Старший унтер-офицер бригады Джон Ванатта, например, был руководителем Карцерного центра «Майами» в штате Индиана. Шестьдесят других профессионалов-тюремщиков занимают ключевые административные и руководящие посты в Гуантанамо. Подробнее см: Роль Халида Шейха Мухаммеда в 9/11 Если представлять структуру Аль-Каиды в терминологии корпораций, то Бин Ладен был бы председателем совета директоров, аль-Завахири - заместителем председателя, а Халид Шейх Мухаммед- исполнительным директором. Подробнее см. |
НОВОСТИ
|