Второй этап1961-1979 (создание бригад и учебных заведений)20 августа 1961 года ЦК КПСС издало Постановление “О подготовке кадров и разработке спецтехники для организации и оснащения партизанских отрядов”. В соответствии с данным постановлением 5феврвля 1962 года Генштаб издал директиву, которая обязывала командующих военными округами для развертывания партизанского движения в военное время отобрать одну тысячу семьсот военнослужащих запаса, свести их в бригаду и провести в течение месяца с ними сборы. По окончании сборов им присваивались специальные военно-учетные специальности, их запрещалось бронировать народным хозяйством и использовать не по прямому предназначению. Директивой Генерального штаба от 27 марта 1962 года были разработаны проекты штатов бригад специального назначения на мирное и военное время. К концу 1962 года в Белорусском,Дальневосточном,Закавказском,Киевском,Ленинградском,Московском,Одесском,Прибалтийском,Прикарпатском и Туркестанском военных округах были сформированы скадрованные бригады специального назначения. Это означало, что в составе бригады часть подразделений были развернуты по штату мирного времени, то есть в угрожаемый период они могли доукомплектовываться приписным составом. Несколько подразделений в бригаде имели только командиров отрядов, все остальные офицеры, сержанты и солдаты находились в запасе. В результате этого реформирования к 01.01.1961г. советский спецназ включал в себя двенадцать отдельных рот, пять отдельных батальонов и десять скадрованных бригад. В 1963 году на территории Белорусского, Прибалтийского и Ленинградского военных округов ГРУ ГШ проводит первые крупномасштабные учения, в ходе которых разведывательные группы реально забрасываются на глубину их деятельности согласно определенным задачам. Радисты обеспечивают связь работающих органов специальной разведки. Группы специального назначения успешно работали против реальных войск и объектов глубокого тыла противника. Одним из организаторов этих учений, позволивших реально отработать многие вопросы, касающиеся боевой работы, был Иван Николаевич Щелоков. Его работа была высоко оценена руководством ГРУ и лично прибывшим на учения заместителем начальника ГРУ генерал - полковником Х.Д. Мамсуровым. Несмотря на успешную работу в ходе учений, к концу 1964 года, в результате очередной реорганизации, спецназ потерял три батальона и шесть рот. В то же время руководство ГРУ ГШ в 1968 году вернулось к идее создания учебного заведения, которое бы готовило офицеров- разведчиков специального назначения. Так в Рязанском воздушно-десантном училище создается девятая рота, курсантов. В программы входило изучение английского, немецкого, французского и китайского языков. С1970 года в программу боевой подготовки войск включают языковую подготовку. Разведчики изучают язык вероятного противника на своем театре военных действий. Однако за сорок часов языковой подготовки человека, не знающего даже азов, например турецкого, можно при всем старании заставить выучить не более чем несколько элементарных фраз без надежды на то, что спрашивающий поймет, что ему ответит захваченный “язык”. Вся надежда была на жителей союзных республик, чьи языки были схожи с языком противника. Таджики, например говорят на фарси, а азербайджанский очень схож с турецким. В августе 1977 года в Военной академии им. Фрунзе в составе разведывательного факультета были созданы учебные группы по подготовке офицеров спецназа. С первого сентября 1978 года первая такая группа приступила к занятиям. |
НОВОСТИ
|