Организация защиты государственных секретов в МИДе Российской империи в период с 1903 по 1917 годСергей Чертопруд (infohunter@omen.ru) В начале 20 века крупные капиталистические государства вступили в борьбу за рынки сбыта и колонии. Это потребовало от всех государств активно защищать свои интересы, и как следствие этого, возросла роль информации о внешнеполитических планах отдельных стран в том или ином регионе, о военном и промышленном потенциале, мобилизационных планах и новинках военной техники. Выход России на мировую арену и её активное участие в этой борьбе, потребовал развития дипломатических отношений со многими странами. И как следствие этого проведение более гибкого внешнеполитического курса. В 1902 году у России за границей было 6 посольств, 25 миссий, 3 политических и дипломатических агентств, 29 генеральных консульств, 69 консульств и 39 вице консульств. Всего же различных “ штатных установлений” министерства за границей было 173, кроме того, имелось более 300 консулов, вице - консулов и консульских агентов. При этом руководство МИДа не предпринимала почти никаких попыток создать комплексную систему защиты информации. И более того, многие чиновники просто не понимали необходимость соблюдать элементарные правила по обеспечению сохранности сведений содержащие информацию о планах и особенностях проведения внешнеполитического курса российской империи. В качестве примера можно привести отрывок из воспоминаний министра иностранных дел В. Н. Ландздорфа (1900 - 1906). Всю жизнь он был связан с центральным аппаратом МИДа. С 1886 года он являлся членом цифирного комитета МИДа (орган, ведающий вопросами организации криптографической защиты информации в министерстве). В силу своего положения “... граф Ламздорф был ходячим архивом Министерства иностранных дел по всем секретным делам этого министерства”. Как писал сам Ламздорф в своем “Дневнике” - “ странным является мое положение в данный момент, мои секретные архивы содержат все тонкости политики последнего царствования. Ни молодой государь (Николай II), ни почтеннейший Шишкин, назначенный временно управляющим Министерством иностранных дел, ни имеют не малейшего представления о документах, доверенных в последние годы исключительно и совершенно бесконтрольно мне... Я оказался исключительным обладателем государственных тайн, являющихся основой наших взаимоотношений с другими странами”. В своем дневнике граф Ламздорф помещал копии порой совершенно секретных документов. Например, копии перлюстрации переписки германского посольства в России. Если записи из этого дневника попали бы к иностранным правительствам или были бы опубликованы, то кроме серии дипломатических скандалов и ухудшения международного положения Российской империи, была бы значительна затруднена работа российских спецслужб. В качестве доказательства этого утверждения можно привести историю, связанную с министром иностранных дел Лобановым - Ростовским. В одной из своих бесед, с иностранным дипломатом, он оказался чересчур откровенным и повел с ним речь о чем - то, что не могло быть известно русскому министру из официальных источников. Об этом стало известно германскому послу, чьи интересы оказались задеты. Реакция немецкого дипломата последовала незамедлительно. В своей шифретелеграмме, отправленной в Берлин, он писал “использую этот шифр из осторожности, так как предыдущий употреблялся слишком часто и у меня появились основания для недоверия. Меня предупредили, прошу о новом шифре”. По мнению Ламздорфа поместившего этот документ в свой “Дневник” “проболтаться могли Лобанов или Шишкин при их разговорах с дипломатами или же с министром финансов и его агентами”. Одной из причин такого отношения - отсутствие чёткого перечня вопросов не подлежащих разглашению перед посторонними лицами. Перечень сведений в сфере внешнеполитической деятельности государства относимых к государственной тайнеВ России не существовало общего перечня сведений относимых к государственной тайне. Каждый владелец секретной информации - Правительство, МИД, Министерство обороны, Департамент полиции самостоятельно определяли состав сведений, относимых к государственным секретам. Основным источником, позволяющим получить представление о составе сведений, охраняемых государством в сфере внешней политики, служат архивы царского МИДа, частично рассекреченные после революции 1917 года. Можно выделить следующие группы сведений. Секретные договора и секретные протоколы к обычным договорам заключенным Россией со своими союзникамиНапример, Тайное соглашение между Россией и Японией ( 17 - 30 июля 1907 года ), Русско - болгарское соглашение ( проект договора декабрь 1909). В каждом из этих договоров был предусмотрен пункт, что подписавшие его стороны обязуются хранить в тайне содержание подписанного документа. Переписка императора и руководства государстваМатериалы полученные в результате перлюстрации переписки зарубежных консульств и посольств со своими правительствамикачестве примера, шифропереписка французского посла в Петербурге М.Палеолога с министром иностранных дел Франции Т. Декассэ или шифропереписка посла Великобритании сэра Дж. Бьюкена с статс - секретарем по иностранным делам сэром Эд. Греем. Донесения сотрудников спецслужбТак в архив МИДа попали “Донесение военного Агента в Берлине от 30 января 1909 Михельсона”, “Донесение Морского Агента в Германии от 18 января 1907 Б.Бопа” или “Донесение Агента Министерства Финансов в Германии и Австро - Венгрии П.Миллера от 21 января 1909 года”. Аналитические материалыНапример, “Раздел Турции. Справка по малоазиатскому вопросу.” Как мы видим из приведенного выше перечня под конфиденциальную информацию попадал очень широкий круг вопросов - начиная от переписки послов и заканчивая аналитическими материалами по различным аспектам внешней политики. Органы защиты информации в МИДеВ МИДе вопросами обеспечения защиты государственной тайны в сфере внешней политики занимались:
В конце XIX века шифровальная служба МИДа была организована следующем образом. При канцелярии министра был шифровальный департамент с двумя отделениями. Их функции были сведущими:
Специального учебного заведения, где бы преподавали искусство криптографии, в России не было, и поэтому чиновниками в шифровальный департамент, как, впрочем, и во все другие департаменты министерства, назначались не лица, обладающие суммой определенных знаний и известными способностями, а окончившими лицей или юридический факультет. В годы первой мировой войны организацией шифросвязи в МИДе ведал цифирный комитет. В 1915 году в него входили А. Нератов, В. Арцимович, Базили, К. Таубе, Э. Феттерлайн, Ю. Колемин, М. Чекмарев, Н.Г. Шиллинг, Н.И. фон дер Флит. Члены этого комитета были в курсе всех вопросов связанных с организацией шифросвязи в России. В частности, члены комитета располагали информацией о всех использующихся на линиях связи шифрах, о действующих системах ключей и т.п. 5 октября 1917 года управляющий шифровальным отделением МИД, член цифирного комитета Ю. А. Колемин подал подготовленную им совместно с его помощником М. Н. Чекмаревым докладную записку на имя министра иностранных дел Сазонова. Эта записка, по словам Колемина, писалась в момент, когда специальная служба России “оказалась на грани крушения”. Поэтому Колемин считал совершенно необходимым безотлагательную ее полную реорганизацию. Он писал: ”Отделение теперь функционирует. Но я не вижу возможности, чтобы оно оказалось впоследствии жизнеспособным без проведение в жизнь указанных мною принципов, которые, по моему глубокому убеждению, могут быть изменены в частностях, но не по существу”. Иначе дело идет “к неминуемому банкротству, последствие которого могут быть для нас неисчислимыми”. Записка Колемина представляет особый интерес. В ней автор рассматривает место сотрудников шифровального отделение МИДа в “табеле о рангах” и предлагает, как нужно перестроить всю систему шифровальной службы МИДа. Необходимость перестройки деятельности криптографической службы в общем понимали и руководители министерства. Но вопрос пытались решить лишь формально. Хотя и был наспех подготовлен проект, в котором делалась попытка скопировать подобную немецкую специальную службу. В этих условиях и появился документ Колемина. В своей записки Колемин указывал, что работники криптографической службы всегда считаются как бы людьми второго сорта, рядовыми чиновниками, что особенно бросается в глаза на фоне привилегированных дипломатов. Но между тем этим людям второго сорта “шифры и вместе с ними все государственные тайны даются прямо в руки ... Но это еще не все. Получив шифры и государственные тайны в свои руки, эти люди навсегда замыкаются в ... экономические рамки ничтожного оклада. Прозябание на местах и беспросветная будущность - вот к чему сводится горизонт этих людей”. Далее Колемин пишет: " на каком именно основание тут предполагалось бы, что они должны чувствовать особую с интересами своего дела солидарность, остается неизвестным, за исключением только тех случаев, если удалось бы набрать полный штат таких идеалистов, добросовестность коих можно было бы безнаказанно эксплуатировать, что, очевидно, не входит в расчет законодателя. Я не отрицаю, что во время войны можно и на самом деле рекрутировать такой благонадежный кадр даже на основание только что изданного положения. Стоит только обратиться, как это и делается, к раненым офицерам, числящимся на действительной службе, чтобы иметь людей, исполняющих свой воинский долг хотя бы и в тылу. Но ведь такое состояние не вечно. Когда - ни будь да кончится война и настанет час демобилизации. И в этот час наши шифровальщики перестанут быть прикомандированными к нам офицерами и очутятся всецело в условиях делопроизводителей VIII и VII разряда шифровального отделения”. Из приведенной цитаты можно видеть, что не все благополучно в шифровальной службе МИДа России. Маленькая зарплата, отсутствие перспектив роста, пренебрежительное отношение со стороны дипломатов и обычных чиновников, ограничение накладываемые самой спецификой службы шифровальщиков - все это вызывало проблемы с подбором кадров для шифровального отделения МИДа и обеспечением режима секретности. А может попытка скопировать иностранные образцы организации криптографической службы на русскую почву поможет решить эту проблему? Ответ Колемина: “Я считаю свою обязанность высказать глубокое мое убеждение, что эта цель не достигается вовсе. Я осмеливаюсь утверждать, что здесь имеется только одна неизбежность провала всего нашего дела о шифрах и возможность нанесения интересам непоправимого вреда. На самом деле, при осуществление задания, заключающегося в перенесение на русскую почву иностранных образцов, хотя бы и хороших, нельзя упускать из виду необходимость согласовывать их с нашей социальной восприимчивостью, которая слагается из целой сети факторов, от грубых материальных условий до нашего сокровенного психического облика включительно. Иначе материальная копия может вылиться в карикатуру”. Далее Колемин рассуждает о менталитете русского и немецкого чиновника. И приходит к выводу, что если для Германии такой вариант организации криптографической службы работал вполне успешно, то в России “специалисты - криптографы будут попадать безвыходные условия второразрядной службы со всеми внутренними предпосылками неудовлетворенности. Они будут принадлежать к хорошо известному классу вечно обиженных ...” И это означает не только возможность вербовки иностранными спецслужбами, хотя и, по мнению Колемина”: ... если бы и устояла честность, то рвение к делу вряд ли устоит. А создавать организацию, в которую заложено игнорирование стимулов производительности труда, - дело безнадежное. Из такого учреждения, при наступление нормальных условий, лучшие силы уйдут, а с остальными оно будет влачить жалкое существование до краха ... и притом до такого краха, который при совершившимся уже приспособление всего Министерства к новому порядку ведения нашей секретной переписки, может обойтись очень дорого”. Колемин дает конкретные предложения по организации корпорации работников криптографической службы, деятельность которой была бы обусловлена соответствующими гарантиями как экономического, так и морального свойства, и, что не менее важно, корпорации, свободной от протекционизма и других пороков. Методы защиты информацииОрганизационные методы защиты информации19 октября 1917 года каждый из чиновников шифровального отделения МИДа подписал текст присяги, которую составил Ю. А. Колемин для криптографов. Вот ее текст: “Я, нижеподписавшийся, вступая в исправление моих обязанностей, обещаю, что буду всегда свято и ненарушимо соблюдать перед посторонними лицами молчание обо всех материалах, при помощи которых я буду исполнять возложенное на меня ведение секретной переписки Министерства иностранных дел. Обещаю, что буду свято и ненарушимо сохранять в тайне от посторонних лиц все сведения, которые будут проходить через мои руки и перед глазами моими при ведение этой секретной переписки. Обещаю, что буду всегда осторожно, обдумано и предусмотрительно обходиться с вверенными мне тайными материалами, обещаю, что буду всегда осторожно, обдумано и предусмотрительно относиться к тем условиям, при которых я могу с сослуживцами по отделению говорить об имеющихся у нас профессиональных сведениях, дабы всеми силами моими содействовать ненарушимости и непроницаемости этих тайн, составляющих собственность не мою, а доверяющего их мне Министерства, ведающего при помощи их, через меня, интересами моего Отечества. Обещания сии подкрепляю благородным и честным моим словом. Петроград, 19 октября 1917 года”. Если криптографическая защита находилась под контролем государства и почти все проблемы с подбором персонала пытались решить силами самого государства, то подбор технического персонала для заграничных учреждений зависели от личных качеств посла или консула. В качестве примера можно процитировать слова посла Остен - Сасен, писавшего еще в 1895 году в своем докладе, что в консульствах расположенных в пограничных пунктах Мемель, Кенигсберг, Торне и Бреславе нарушаются элементарные требования режима секретности. В частности, дипломат указывал, что “присутствие на службе в их канцеляриях прусских поданных я считаю недопустимым и опасным”. Далее автор этого доклада, аргументируя свою точку зрения, напоминая, что “нельзя забывать, что к пограничным консулам беспрестанна командируются с секретными поручениями чиновники и офицеры разных ведомств и что в делопроизводстве находится масса дел доверительного характера. Кроме того, в этих консульствах постоянно хранятся шифры трех министерств: военного, внутреннего и иностранных дел ...” И более того “эти же иностранцы должны заменять наших пограничных консулов во время их служебных разъездов, отпусков, болезней и принимать секретные депеши и разных офицеров направляемых в Пруссию”. Здесь уместно будет заметить, что все или почти все курьеры, фельдъегеря, прислуга и пр. были подкуплены. За небольшую мзду выплачиваемую ежемесячно или поштучно, они приносили в указанное место содержимое корзин, стоящих у письменного стола их хозяев, но и копировальные книги из канцелярий, черновики и подлинники получаемых писем и официальных донесений и даже целые коды и шифровальные ключи. В качестве подтверждения этого факта можно вспомнить историю Юлиуса Рейхака прослужившего в российском посольстве в Швейцарии более 20 лет в должности старшего канцелярского служащего и имевшего доступ во все помещения посольства и ключи от всех сейфов. Кроме этого, он сам упаковывал и отвозил на вокзал всю дипломатическую почту посольства, тем самым значительно облегчая работу немецкой разведки по перлюстрации российской дипломатической почты. Если бы российский дипломат в декабре 1910 года не подслушал разговор двух беспечных немецких разведчиков, то Ю. Рейхак продолжал бы спокойно работать на немецкую разведку ещё много лет. После поражения в русско - японской войне только военное ведомство начало более серьезно относиться к проблеме защиты информации в загранучреждениях. В частности, была предпринята попытка решить проблему подбора персонала для обслуживания военных атташе. Один из вариантов решение этой проблемы - выписывать прислугу из России. Предусматривалась возможность каждого военным атташе иметь денщика из нижних чинов полевой жандармерии. При этом государство брало на себя все расходы по доставке служащего к месту работы, выдачи ему “подъемных”, а атташе был обязан сам только содержать слугу. Другим мероприятием можно назвать рассылку Генштабом инструкции, где всем атташе рекомендовалось хранить секретные бумаги в сейфах посольств, наполнилась, что квартиры военных атташе не имеют статуса “зкстерритариальности”. В инструкции содержались признаки, по которым можно было определить, что прислуга получает второе жалование в местной контрразведки. Разумеется это был не выход, но хотя бы первый шаг по организации режима секретности в посольствах. В августе 1912 года Генштабом была введена секретная инструкция “военным агентам и лицам их замещающим”, где были изложены правила пользованием почтовой и телеграфной связью. В частности в ней говорилось, что несекретные срочные документы нужно отправлять с курьером МИДа, секретные срочные шифрованные телеграммами, а секретные несрочные заказным письмом или через знакомых лиц. Тем самым Генштаб признал ненормальное положение в технологии пересылки секретной почты загранучереждений России и более того, фактически узаконил этот порядок. Рассмотрим чуть подробнее как пересыпалась секретная корреспонденция. Использование запечатанных конвертов и специальных вализных мешков не гарантировало защиту содержимого пакетов и мешков от любопытных глаз противника. Так, “в присутствии секретаря посольства однажды, в виде опыта, была вынута почта из посольского вализного мешка, не трогая печатей, замков, не разрезая наружного шва у мешка”. Это из воспоминаний русского морского атташе в Америке в 1911 - 1912 году капитана 1 - го ранга Васильева. В начале 1913 года некий П. Брандт написал статью “К борьбе со шпионажем”, опубликованную в газете “Русский инвалид” (№ 112 от 29 апреля 1913 года), где доказал всю ложность надежд на сохранность секретов при существующих тогда образцах конвертов, прошивание и накладыванное сургучных печатях. А порой при пересылки секретной корреспонденции происходили совсем странные ситуации. И только глупостью чиновников можно объяснить тот факт, что в Японии, например, конверты с грифом “секретно” и “совершенно секретно” часто терялись, а телеграммы попадали не по адресу. При этом следует учесть, что секретные письма отправлялись обычной почтой. Пакеты распределялись на простые, секретные и совершенно секретные в зависимости от их содержимого, что не как не влияло на степень защищенности при пересылке по обычной почте. Пакеты содержащие донесение военных агентов “пересыпалось открытой почтой, с надписью “совершенно секретно” и запечатанном сургучом”. Документы пересылаемые военному атташе в Китае имели пометку на конверте “военному агенту”. И это было распространенным явлением, когда вся переписка с военными агентами велась на официальных бланках, с указанием на конверте полного адреса (название учреждения, должность и чин адресата и т.п.). Другим направлением деятельности в сфере применения методов организационной защиты были попытки разработать типовую инструкцию по хранению и обработки конфидициальных документов. Правда и это начинание не увенчалось успехом. Разрабатывались лишь указания отдельным дипломатам по организации секретной переписки с Петербургом. Например, в “Секретной инструкции Российско - Императорскому Генеральному Консулу в Индии” датированной 7 января 1900 года, говорилось о том, что по прибытию Вашему в Калькутту, Вам надлежит тот час же озабоченности наилучшего способа переписки Ваших секретных донесений в России и в Лондоне. Со своей стороны, мы обращаем вместе с сим, и Французское правительство с просьбой разрешить Вам пользоваться с этой целью любезным посредничеством Французского Генерального Консульства в Калькутте, подобно тому, как это происходит в настоящие время в Бомбее. Из силы Вам придется, вероятно, периодически отправлять Вашу секретную корреспонденцию с доверенных лиц, быть может, с одним из чиновников вверенного Вам генерального консульства, что же касается секретных планов, адресованных в императорскую миссию в Пекине, то Вы могли бы посылать таковые в наше Консульство в Калькутте, либо для дальнейшего отправления по назначению на срочных русских пароходах. И порой сами дипломаты были вынуждены импровизировать пытаясь избежать перехвата своей переписки спецслужбами противника. Про графа Н. П. Игнатьева в “черном кабинете” рассказывали, что он, будучи послом в Турции, отправлял свои письма простыми (незаконным) письмами, в грошовых конвертах, которые пролежали некоторое время рядом с селедкой и мылом. Адрес же на конверте он заставлял писать своего лакея, причем не на имя иностранных дел, а на имя его дворника или истопника, по частному адресу. Эти меры действительно спасали корреспонденцию графа от перлюстрации. Несмотря на принимаемые меры по организации защиты информации почти ничего не изменилось в этой сфере. В начале первой мировой войны, как пишет в своих мемуарах Игнатьев, что когда он приехал в Париж, то человек печатавший на пишущий машинке шифротелеграммы в одной из комнат посольства встретил его радостной фразой на немецком языке... Когда Игнатьеву А.А. объяснили, почему именно барон Х. занят столь важным делом - умеет печатать на машинки и вообще хороший человек, то Игнатьев пришел в ужас от происходящего... Правда, это не единичный случай. Так князь Орлов приехавший в отпуск к своему богатому дядюшке в Париж во время первой мировой войны был привлечен к шифрованию телеграмм. И таких эпизодов десятки. Порой доходило до курьезов. Так военный атташе в Швейцарии полковник Гурко в первые дни войны был вызван в Петербург, оставив в стране пребывания ключ от сейфа со списками агентуры в Германии. По иронии судьбы немецкий агент Юлиус Рейхак разоблочёный в декабре 1910 работал именно в этом посольстве и возможно имел ключ к сейфу военного атташе. Криптографические методы защиты информацииРусскими дипломатическими представителями в Европе при переписки с МИДом активно использовались биграммные шифры. Основные недостатки такого шифра - короткий, не более трех лет, срок использования. Но многие из них активно использовались по пятнадцать - двадцать лет, что значительно увеличивало вероятность “взлома” противником. Существовало две разновидности биграммных шифров:
Еще один вид шифров - это биклавные шифры. Они представляли собой шифр многозначной замены, состоящий из 26 различных простых замен с достаточно сложным выбором замены на каждый знак открытого текста, определяемые двумя ключами. При этом отдельным знакам открытого текста (буквами и знаками препинания) соответствуют два знака шифрованного текста. Таким образом, длина шифрованного текста не соответствуют длине открытого текста. Правда биклавные шифры не нашли широкого применения в начале 20 века. Как писал Таубе в 1901 году: ”Система биклавная не применима в настоящие время ввиду смешанной передачи буквами и цифрами, не допускаемой телеграфными конвенциями”. Активно использовались до 1917 года шифровальные коды. Объем словаря составлял до 10 тыс. слов и выражений. При достаточном объеме шифротекста можно сравнительно легко дешифровать. Большинство кодов были алфавитными, то есть буквы, слоги и слова располагались в порядке алфавита, а соответствующие им кодовые обозначения представляли собой естественные числовые последовательности. Это в значительной мере облегчало дешифрования, поскольку место каждого кодового обозначения определялось местом слова в словаре соответствующего языка эквивалентного объема. После кражи экземпляров шифров из Российской миссии в Пекине 19 августа 1888 года, биграммный шифр с ключом № 356 был временно выведен из употребления, но в конце 19 века вновь введен в другом регионе. В начале XX века многие страны имели свои действующие весьма эффективно службы дешифровки. Поэтому применения в чистом виде алфавитные и неалфавитные шифры было опасно. В связи с этим возникла насущная необходимость по введению усложнений для увеличения стойкости кодов. В инструкциях к шифрам МИД и Военного министерства России неоднократно рекомендовалось применять различные способы увеличения стойкости. Применяли следующие способы увеличения стойкости шифра:
Параллельное применение нескольких кодов требовало больших затрат на составление и издание большого их количества, поэтому широкого распространения не получило. В России, как и во многих других странах, применялись различные виды перешифровок кодов: с помощью колонной замены, гаммирования и перестановок. Например, использованный в МИДе начиная с 1910 года, “передвижной условно-словарный ключ № 437” был “предназначен для шифрования приведенных в секретных сообщениях выражений общего характера и ссылок, независимо от набора любым секретным ключом (или сочетанием ключей) открытого текста шифруемого сообщения”. Ключ № 437 представлял собой шифр, который можно назвать “код + гамма + обратный код + набор простых замен для шифрованная чисел”. Применения в шифре № 437 обратной операции кодирование практически сводит на нет возможности применения указанных методов дешифрования, по крайне мере до тех пор, пока нем удается накопить достаточно большой объем шифроматериала, чтобы с достаточно большой надежностью можно было снять обратный (алфавитный) код. Перешифровальный ключ № 448 “Лямбда” предназначался для перешифрования первичного цифрового шифротекста, полученного при шифрованное сообщения с помощью какого либо цифрового кода. Шифром “Лямбда” были снабжены:
На время войны этим шифром снабжалась также дипломатическая канцелярия при штабе верховного главнокомандующего. Но уже к концу 1914 года стало ясно, что действующие коды не обеспечивают в достаточной мере тайну шифрованной корреспонденции и вместе с тем не позволяет сам процесс шифрованная. Министерству было предложено срочно изготовить для снабжение своих учреждений: 1) особые словари на 10 тыс. знаков, наборные и разборные; 2) словарные разборные и наборные таблицы с особыми вертикальными шифрами; 3) особые ключи для перешифрования. Однако через два года, осенью 1917 - го, в докладе, представленном руководством шифровального отдела Временного правительству, констатировалось, что выполнение этой программы провалилось и в качестве временных мер пришлось вводить более слабые шифры - трехзначные словари.” Подводя итоги можно сказать, что несмотря на предпринимаемые отдельными чиновниками МИДа попытки организовать систему защиты государственных секретов в сфере внешнеполитической деятельности все их действия были обречены на провал. Основные причины следующие: Отсутствие органа координирующего деятельность по защите информации в МИДе. Как следствие этого - отсутствие комплексного подхода при разработке и осуществление мероприятий по защите информации. Отсутствие Перечня сведений составляющих государственную тайну в сфере внешней политики и уголовной ответственности за разглашение этих сведений. Непонимание руководством МИДа необходимость сохранение в секрете сведений в сфере внешней политики государства. И как следствие этого хаотичность мероприятий по организации защиты информации. В тоже время именно в тот период был заложены принципы организации ведения шифропереписки и организации защиты информации в заграничных учреждениях МИДа получившие широкое распространение уже после революции 1917 года. Можно выделить следующие принципы: отказ от использования местных жителей в качестве технического персонала загранучереждений, что значительно снижает шансы проникновения агентов спецслужб на территорию загранучереждений с целью установки аппаратуры для тайного сбора информации, проведение тайных “выемок” документов и других носителей информации и т.п. перевозка всей диппочты только дипкурьерами, сводит к минимуму вероятность “перлюстрации” дипломатической переписки все помещения используемые сотрудниками спецслужб - квартиры, офисы и т.п. рассматриваются как находящиеся под круглосуточным контролем контрразведки противника и поэтому все конфедициальные документы должны обрабатываться и храниться только на территории загранучереждений организацией шифропереписки занимаются только спецслужбы, при этом шифровальщик не имеет доступа к источникам информации разведчика или дипломата, а те в свою очередь, не имеют доступа к системам шифрования. Витте С. Ю. Воспоминания. -М.; Международные отношения, 1990.,т.2., 326 стр., с. 112-113 Ламздорф В. Н. Дневник. 1894 - 1896, М.; Международные отношения, 238 стр., с. 133-134 Ламздорф В.Н. Указ. соч., с. 213 Сборник секретных документов из архива бывшего МИДа № 1, Петроград, Издание НКИД, декабрь 1917, 32 стр., стр. 5 Сборник секретных документов из архива бывшего МИДа № 2, Петроград, Издание НКИД, декабрь 1917, 80 стр., с. 38 Константинополь и проливы. По секретным материалам бывшего МИДа, кн. 1, М., Издание Литиздата НКИД, 1925, 584 стр., с. 221 Сборник секретных документов из архива бывшего МИДа № 6, Петроград, Издание НКИД, январь 1918, стр. 190 - 272, 231 с. Сборник секретных документов из архива бывшего МИДа № 2, 56 с. Соболева Т. А., Тайнопись в истории России. - М.; Международные отношения, 1994. - 384 с., с. 232 - 275 Соболева Т. А. Указ. соч., с. 289 - 291 Соболева Т. А. Указ. соч., с. 291 - 295 Звонарев К. К., Агентурная разведка .- М.; Издание IV управления Рабочи - Крестьянской Красной армии, 1929. - т 1.- с. 7- 9 Эндрю К. Гордиевский О. КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева. - М.; “Nota Bene”, 1992, стр. 766, с.- 47. Звонарев К. К. Указ. соч., стр. 80 -82 Звонарев К. К. Указ. соч., стр. 87 Звонарев К. К. Указ. соч., стр.79 - 80 Звонарев К. К. Указ. соч.; т. 1, стр. 2- 78 Синяя книга. Сборник тайных документов извлеченных из архива бывшего министерства иностранных дел, М., 1918, 116 стр., с. 1- 3 Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю кн. 4 - 5, “Правда”, Москва, 1989, стр. 13 -20 Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю кн. 1 - 3, “Правда”, Москва, 1989, стр. 582 - 583 Соболева Т. А. Указ. соч.; с. 184 - 189 |
НОВОСТИ
|