Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Почему не спасли дипломатов

Андрей Солдатов / опубликовано в "Новой газете" 29.06.06 /

Играя в геополитику, российские власти долгое время видели в Ираке только две силы - американцев и иракское сопротивление, напрочь забыв про <Аль-Каиду>.  После похищения наших дипломатов спецслужбы и МИД, которые должны были отвечать за разрешение кризиса, сделали ставку на иракцев. Таким образом, та сила, которая на самом деле захватила заложников, то есть <Аль-Каида>, была просто выключена из игры. Но так заложников не спасают.

При освобождении заложников выбор тактики не слишком велик - или переговоры, или силовой вариант. По данным Brookings Institution, с мая 2003 года по 18 июня 2006 года в Ираке были похищены 287 иностранных граждан. 46 из них были убиты, шесть освобождены в результате действий спецслужб, 146 отпущены на свободу, трое бежали без посторонней помощи. Судьба 86 человек неизвестна.

Таким образом, статистика - на стороне переговорного пути. И многие страны действительно идут на переговоры: выплачиваются выкупы, частично выполняются требования.

Однако в большинстве случаев речь шла о гражданах государств, поддержавших вторжение в Ирак. Поэтому декларируемые цели захватов касались закрытия посольств в Ираке, сворачивания деятельности добывающих компаний и проч. То есть речь шла о требованиях, предъявляемых практичными людьми.

С такими людьми можно договориться. И даже можно пойти им навстречу, как это было сделано в Италии весной 2004 года, когда террористы из группировки <Зеленые бригады>, захватившие трех итальянцев, через эфир <Аль-Джазиры> потребовали провести демонстрации протеста против войны в Ираке (почти как во время захвата заложников в <Норд-Осте>), и они были проведены. Заложников освободили.

Однако российские власти выступали против войны в Ираке. До последнего дня мы поддерживали режим Саддама Хусейна (можно вспомнить, как американцы после взятия Багдада обнаружили сертификаты об окончании учебных курсов СВР, выданные иракцам). И до сегодняшнего дня эта политика остается неизменной.

Из этого следует простой и очевидный вывод: значит, наши дипломаты были захвачены другими людьми, которые мыслят другими категориями. Однако, судя по всему, российские власти стали действовать, исходя из простой логики: раз мы много лет подкармливали Ирак и предоставляем убежище представителям иракского сопротивления в России, значит, они помогут вытащить наших людей.

Эта логика основывается на одном историческом примере. В 1985 году в Бейруте были захвачены четыре сотрудника посольства СССР. Обстановка в Ливане тогда была следующей: страну делили между собой Сирия и организация Хесболлах, последняя при этом дружила с Ясиром Арафатом, предоставляя его людям лагеря на ливанской территории.

Советский Союз тоже дружил с Арафатом, и КГБ обратился к нему за помощью. Арафат вывел чекистов на похитителей, и дипломаты были освобождены. Правда, уже в процессе освобождения выяснилось, что похищали дипломатов личные охранники Арафата (в том числе знаменитый террорист Гиена - Имад Мугние), к тому времени работавшие на Хесболлах. В обмен на свободу дипломатов Арафат вытребовал гарантии от КГБ, что те не будут преследовать организатора похищения Имада Мугние. СССР пошел на эти условия, хотя один из дипломатов - Аркадий Катков - был террористами расстрелян. Кроме того, СССР по требованию Арафата еще и надавил на сирийского президента Асада, чтобы тот прекратил зачистки палестинцев в Бейруте.

В КГБ предпочли закрыть на все это глаза. Как признавался позднее бывший резидент КГБ в Ливане Юрий Перфильев, отвечавший за освобождение заложников, его заставили представить дело так, что именно Арафат спас заложников.

Однажды посчитав бейрутскую операцию крупным успехом советской проарабской политики, за двадцать лет наши компетентные органы не многому научились. Инцидент 2004 года, когда специалистов российской компании освободили в Ираке, узнав их гражданство, окончательно уверил наши органы, что они - на правильном пути.

По нашим данным, после захвата сотрудников посольства соответствующие ведомства сразу обратились к иракскому сопротивлению. А те свалили вину на американцев, и, что самое удивительное, им почти поверили. Эта бредовая версия муссировалась центральными газетами и радиостанциями несколько дней, цитировавшими озвучившего ее публично бывшего посла Ирака в Москве. А российские власти ограничились заявлениями МИДа с требованием освободить заложников и глухими обвинениями в адрес американцев - как за войну в Ираке, так и за то, что они не обеспечили защиту дипломатов.

Проблема была в том, что иракское сопротивление, на которое сделали ставку, действительно ничем не могло помочь.

<Аль-Каида> - первая в истории террористическая группировка, которая исповедует глобальные, а не локальные цели. Она не заигрывает с местными движениями, и на нее нельзя повлиять через местных сепаратистов. Поэтому было совершенно бесполезно пытаться использовать для переговоров как иракцев, так и чеченцев.

Кроме того, по стечению обстоятельств как раз на момент захвата наших дипломатов пришелся самый серьезный кризис в отношениях между иракским сопротивлением и <Аль-Каидой>, который привел к тому, что через четыре дня после захвата сотрудников нашего посольства был убит аз-Заркави. В такой ситуации было бы странно надеяться подействовать на похитителей через иракцев.

К сожалению, российским дипломатам выпал самый ужасный вариант - попасть к людям, с которыми нельзя договориться. Заявление <Муджахидин меджлис аш-Шура> было адресовано не российским властям (поскольку было заведомо невыполнимо). Скорее всего, это заявление должно было простимулировать северокавказских поклонников глобального джихада к активным действиям.

В такой ситуации надеяться на переговоры было нельзя. Оставался только силовой вариант. Это тот путь, который вынуждены использовать страны, публично отказавшиеся платить выкупы в Ираке: в первую очередь США и Великобритания. А отказавшись от переговоров, спецслужбы этих стран были вынуждены вложиться в инфраструктуру для силового освобождения заложников - агентурную сеть и проч.

В результате к ним стали обращаться за помощью правительства других стран, у которых переговоры срывались. Именно так поступило весной 2005 года шведское правительство, которое два месяца безрезультатно вело переговоры о выкупе своего гражданина - 63-летнего сотрудника нефтяной компании. Шведы обратились к британским спецслужбам за помощью, и в мае того же года заложника удалось освободить в ходе боевой операции.

В июне 2005 года таким же образом освободили австралийского инженера. Иракцы требовали вывода войск, правительство Австралии отказалось, и в ходе боевой операции иракской полиции и спецслужб США его удалось вытащить. Наконец, в марте уже этого года американцы освободили двух канадцев и британца - членов гуманитарной миссии Christian Peacemaker Teams.

Очевидно, что при силовом варианте российским спецслужбам также пришлось бы пойти за помощью к силам коалиции.

Не исключено, что это и было сделано на уровне посольств. Однако после того, как в течение трех лет официальные лица нашей страны многократно демонстрировали свою откровенную позицию по отношению к нынешним хозяевам Ирака, от них сложно ждать большого энтузиазма. Ситуацию могло спасти только публичное обращение высших чиновников Кремля к президенту Талабани и командованию коалиционных сил.

Этого сделано не было. Даже сейчас, когда люди уже погибли, но надо найти их тела и провести расследование, которое невозможно без содействия на месте, МИД сделал лишь соболезнующее заявление и вновь - с обвинениями в адрес коалиционных сил.

P.S. В среду Владимир Путин приказал спецслужбам РФ - найти и уничтожить террористов, казнивших наших дипломатов в Ираке, то есть фактически санкционировал операцию, подобную охоте израильского Моссада за группировкой <Черный сентябрь> после теракта в Мюнхене в 1972 году. Это заявление вряд ли было сделано под влиянием эмоций. По крайней мере законодательная база готовилась заранее - уже принят в первом чтении законопроект, по которому <подразделения специального назначения органов ФСБ по решению президента могут применяться против находящихся за пределами Российской Федерации террористов и баз для пресечения угрозы безопасности РФ>. Опять <удобный> повод?