Об управлении контртеррористической операциейВладимир Рубанов, замсекретаря Совета безопасности РФ в 1993—1996 гг., руководитель Аналитического управления КГБ СССР в 1991—1992 гг., член президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП): - Для оценки результатов реформы управления контртеррористической операцией необходимо достоверное знание ее реальных политических целей и четких критериев, сформулированных высшим субъектом управления. Мне они неизвестны. Оценивать же совершенство структур управления и качество их деятельности на основе распространяемых в СМИ пропагандистских штампов - значит проявлять профессиональную некомпетентность. Да и никто, кроме самих руководителей и непосредственных участников операции, не может с полным знанием дела и прочувствованно судить об эффективности организационных решений. Поэтому я могу высказать лишь некоторые соображения об общеизвестном положении дел с позиций личного опыта и знаний в сфере государственного управления и деятельности спецслужб. Анализ общедоступной информации о состоянии дел в зоне контртеррористической операции свидетельствует о возрастании профессионализма силовых структур и усилении контроля над территорией конфликта, повышении уверенности в конечном успехе и слаженности действий при решении боевых задач. По сравнению с компанией 1994-1996 гг. очевидно возрастание активности федеральных сил с включением в операцию местных органов правопорядка и удержанием стратегической инициативы. Но главное - это укрепление боевого духа, без которого не может быть закономерных побед. Однако относить эти достижения к результатам реформы управления операцией я бы не стал. Существенную роль в позитивных переменах играет, как мне представляется, накопленный ценой тяжелых потерь опыт ведения личным составом боевых действий, улучшение технического оснащения силовых структур и многие другие факторы, выходящие за рамки организационно-управленческой сферы. О результатах управления самой операцией. И до бесланских событий, и после них было немало очевидных провалов и упущений. Поэтому я пока не склонен присоединяться к широко растиражированному представлению о том, что силовые структуры подошли к событиям в Нальчике с отлаженным взаимодействием, эффективным управлением и гарантиями безопасности на будущее. Снизить градус оптимизма в связи с боевым успехом в Нальчике заставляет ряд обстоятельств. Оценки и комментарии событий накануне, в период вооруженного столкновения и по его завершению, а также данные проводимого в настоящее время расследования существенно разнятся. Эти "информационные ножницы" порождают сомнения в обоснованности утверждений о полноте контроля и спланированном характере проведенной спецоперации на основе заблаговременно раскрытого плана нападения боевиков на Нальчик. Сегодня проявляется все больше признаков того, что в вооруженном конфликте участвовали не профессионально подготовленные боевики, а экстремисты, в чьих действиях больше признаков слепой ненависти и злобной мстительности, чем слаженности действий и следования разработанному плану. Низкое "качество" противника сыграло, по моим представлениям, существенную роль в достижении высокой эффективности подавления экстремистской акции. Поэтому оценивать исход столкновения в Нальчике как доказательство качественного перелома в управлении контртеррористической операцией на Северном Кавказе я бы пока поостерегся. Теперь о некоторых деталях, в которых, как известно, и "прячется черт". Такая "лингвистическая тонкость", как переход от "наведения конституционного порядка в Чеченской республике" к "контртеррористической операции на Северном Кавказе", более информативна для экспертной оценки, чем пропорции боевых потерь участвующих в вооруженном конфликте сторон. Ведь смена лексики, с помощью которой воспроизводится обстановка в регионе, отражает факт расширения зоны конфликта. Один из основоположников рационалистического мировоззрения Р. Декарт дал мудрый совет: "Определяйте значение слов, и вы избавите мир от половины его заблуждений". Актуальность и ценность этого совета возрастает в условиях жесткого конфликта, потому что "битвы за свои убеждения, никогда не бывают столь жестоки, как битвы за свои заблуждения". Если представления о происходящем формируется неадекватными понятиями, то они вводят управленцев в заблуждение и влекут принятие неадекватных решений. Исполнение таких решений дает результат, далеко отстоящий от изначальных замыслов и благих намерений, даже при самых совершенных формах организации и управления. Ситуация, когда говорится "одно", а подразумевается "другое", резко повышает вероятность ошибок и снижает качество управления сложными операциями. У меня, как, впрочем, и у многих аналитиков, много сомнений в точности определения происходящего на Северном Кавказе в терминах "международный терроризм" и "контртеррористическая операция". На основании материалов наших СМИ у меня складывается впечатление, что поиск признаков истинности "вначале сказанного слова" отнимает у участников информационно-аналитического и пропагандистского обеспечения контртеррористической операции гораздо больше интеллектуальных усилий, чем объективный анализ ситуации и поиск решений, адекватных реальной сложности обстановки в регионе. На Северном Кавказе мы имеем в наличии не только терроризм как таковой с опорой на зарубежные центры, но также сепаратизм, религиозный фанатизм, обыкновенный бандитизм, кровную месть, мафиозные разборки, уголовные политтехнологии и экстремизм загнанных в "гетто" социальных "низов". Очевидно также и то, что причины и характер конфликтных ситуаций в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и на территории Ставропольского края существенно различаются. Истина же, как известно, конкретна. Поэтому каждый из названных факторов, каждая из прибегающих к насилию групп, каждая из территорий и каждая из ситуаций требуют своего подхода и поиска своего метода воздействия на обстановку. Сегодня уже очевидно, что упрощением ситуации, силовым перекосом средств и методов воздействия на ситуацию и упованием на реорганизацию управления невозможно подавить расползающееся насилие в регионе. У экспертного сообщества сложилось впечатление о том, что за борьбу с терроризмом на Северном Кавказе сегодня несет ответственность не ФСБ, а МВД в лице Внутренних войск. Правильно ли это и адекватна ли такая практика законодательному распределению функций силовых структур? Если исходить из того, что в регионе осуществляется "контртеррористическая операция", то решение основного объема задач силами Внутренних войск вряд ли можно признать правильным и адекватным. Это прямая задача органов государственной безопасности и их специальных служб. Но ведь на самом деле объем проявлений собственно терроризма в регионе существенно меньше, чем объем насилия по другим причинам и с другой социальной природой. Неутихающие конфликты между отдельными группами населения и властью, а также между кланами, "кровниками" и мафиозными структурами, принимают формы организованного бандитизма, массовых беспорядков и т. п. А их подавление - функция МВД и Внутренних войск. Поэтому реально складывающаяся практика управления и распределения функций "на местности" оказывается, по моим представлениям, ближе к "правде жизни", чем сформированный в массовом сознании ее политико-пропагандистский образ. Несколько важных, по моим представлениям, замечаний о качестве информационного обеспечения контртеррористической операции и механизмах информационного обмена между ее участниками. Профессионалы знают, что качественная и наиболее ценная информация добывается агентурным путем. Поэтому постоянные комментарии экспертов, требования политиков и заверения силовиков о необходимости получения "упреждающей информации" свидетельствуют о слабости агентурно-оперативных позиций в зоне конфликта. В существенной мере - это упрек спецслужбам, чей профессионализм определяется, прежде всего, уровнем агентурной работы, способностью непосредственного проникновения к центрам принятия решений противника и умением управлять через агентурные возможности развитием оперативной обстановки. Но я бы не стал бросать безапелляционные упреки в адрес профессионального сообщества, к которому когда-то и сам принадлежал. Каким бы мастерством ни обладал оперативный работник, успех в приобретении агентурных позиций в значительной мере определяется общей политико-психологической ситуацией и моральным климатом в стране и регионе, а также уровнем доверия населения к власти. Ведь оперативный сотрудник убеждает, привлекает к негласному сотрудничеству и организует деятельность агента при необходимых гарантиях его безопасности от имени и в интересах власти. А ставками в такой работе выступают судьбы и жизни агентов, их родных и близких. Объективно трудно вести агентурную работу в условиях общего низкого доверия общества к власти как таковой. Несколько слов об организации обмена информации. Хотел бы разделить информационные потоки на агентурные данные, добываемые большими усилиями и с большими рисками, и информацию менее ценную, добываемую иными средствами или с более дальних оперативных позиций, а также аналитическую информацию. Ценная агентурная информация никогда не была и, полагаю, не будет предметом широкого обмена между ведомствами и организациями. Именно этим обстоятельством объясняется расширение практики реализации ценной информации мобильными группами, внезапно прибывающими в зону конфликта из федерального центра. И это правильно. Полагаю, что к такому решению руководители операции пришли ценой ряда провалов и потерь ценных агентов. На мой взгляд, возможность и необходимость обмена ценной агентурной информацией должна приниматься высшим политическим руководством страны, а не путем прямого взаимодействия руководителей спецслужб и силовых структур. Обмен информацией иного рода, позволяющей, к примеру, формировать полные досье на лица, организации и события из данных разных ведомств, крайне необходим. Это понимают все. И делают соответствующие заявления. Вплоть до Президента России. Почему же до сих пор нет удовлетворительного решения проблемы информационного взаимодействия? Полагаю, что здесь действует четыре фактора. Во-первых, на практике трудно отделить более ценную от менее ценной информации. Во-вторых, факты коррупционного разложения спецслужб и правоохранительных органов заставляют их руководителей проявлять максимум осторожности при организации информационного обмена. В третьих, остается непреодоленным извечное соперничество силовых ведомств. В четвертых, существуют проблемы технологического характера, так как ведомственные информационные системы создавались на различных, часто несовместимых, технических и программных платформах. Как решить этот комплекс проблем? Полагаю, что организационной основой межведомственного взаимодействия мог бы стать аппарат Совета безопасности Российской Федерации с включением в информационный обмен его Ситуационного центра. Что же касается "языка" взаимодействия, преодолевающего эффект "вавилонского столпотворения", то программные средства "взаимопонимания" разнородных информационных систем сегодня существуют. Так что все необходимые средства и возможности налаживания эффективного информационного обмена имеются в наличии. Чтобы решить, наконец-то, эту проблему требуется осознание ее актуальности и перевод политических заявлений в политическую волю. |
НОВОСТИ
|