Валерий Дятленко, заместитель председателя Комитета ГД по безопасности, член
парламентской комиссии по Беслану. С 1995 г. по июнь 2003 года — начальник
УФСБ по Ростовской области: — Прежде
всего, говорить серьезно о каких-то реформах в ФСБ за этот период, наверное,
неправильно. В ФСБ произошли внутренние изменения: в сфере наименований,
соподчинения. Структура не поменялась. Да, в Штатах была крупнейшая реформа,
когда в рамках одного министерства создали аналог КГБ, в Испании тоже произошли
серьезные изменения. У нас таких изменений не было. В Ингушетии и Беслане
произошло то, о чем Патрушев говорил, выступая в Думе: алгоритм действий
не соответствовал тем вызовам, которые реально перед нами поставили террористы.
С моей точки зрения, выход один — борьба с терроризмом должна быть только
в одних руках. — У нас два департамента по
борьбе с терроризмом: один в ФСБ, другой в МВД, и каждый чем-то занимается… — Необходимо, чтобы было понятно, кто и чем занимается. Если
говорить о Чеченской Республике, о наведении там порядка, то, конечно, это
дело МВД. А если говорить о предотвращении терактов — конечно, это функция
ФСБ. И в принципе ФСБ должна быть головной в системе управления. — Но сейчас на Кавказе за
все отвечает МВД. — Если говорить о борьбе с терроризмом, то есть две составляющие.
Первое — это все, что касается так называемого полицейского режима. Вот на
сегодняшний день РОШ — это структура, которая обеспечивает полицейский режим:
защиту граждан, охрану порядка, контроль за оружием. Это все милицейская
работа, и поэтому этим занимается МВД. Но стратегическая работа должна быть
в руках ФСБ. — В рамках чего? — Вот сейчас об этом и идет речь. Есть несколько идей. В частности,
рассматривается вопрос о создании так называемого Национального антитеррористического
комитета как структуры, отвечающей за борьбу с терроризмом. — Это будет спецслужба? — Да, как вертикаль. Это один из вариантов, который обсуждается. — А создание Групп оперативного
управления является адекватным ответом террористам? — Замысел тут в том, чтобы в каждом регионе создать постоянно
действующий орган, который ежедневно бы получал информацию из всех ведомств
и прогнозировал возможные события. То есть начальник УФСБ, получив информацию,
должен говорить: вот информация для ГрОУ, чтобы там ее оценили и проверили. — Но мы же с вами прекрасно
понимаем, что полковник внутренних войск к оценке и прогнозированию угроз
неспособен. Это работа для руководителей местных УФСБ. — У нас ведь в чем проблема. Происходит захват или диверсия —
cразу возникает вопрос, кто чем занимается. И вот теперь есть ответ: во всех
случаях на первых порах всем занимается ГрОУ. У них есть силовая составляющая,
которую можно поднять по тревоге. — То есть когда уже что-то
случилось? — Да, когда случилось. И прогнозировать возможные угрозы. — Понятно, как должны действовать
ГрОУ после того, как случилась атака, но неясно, как они могут что-то прогнозировать.
Все равно это задача местных УФСБ, только они обладают агентурой и т.п. — Тут, конечно, есть вопрос профессионализма… Но ведь ГрОУ всю
информацию получают из УФСБ и на основе этого принимают решения.