Страна не для жизни
Андрей Солдатов / www.agentura.ru, специально для "МН" / Окончательный ответ на вопрос, почему погибли люди, появится не скоро. Но уже ясно: теракты на транспорте - серьезная угроза для всех, кто передвигается по России. И дело, конечно, не только в том, как четко работает контроль в аэропортах. Все гораздо сложнее. Проверки пассажиров и багажа - это всего лишь последний рубеж обороны. Если террорист отловлен на этой стадии, это значит одно: спецслужбы не справились со своей работой. Напомню, работа комиссии, расследовавшей причины трагедии 11 сентября 2001 года в США, привела к отставке руководства ЦРУ. И это не случайность. Американскую разведку упрекали не в том, что ее сотрудники не сидели в каждом самолете, а в том, что они не предотвратили теракт на ранней стадии - не смогли обнаружить гамбургскую ячейку "Аль-Каиды", планировавшую атаки. 5 августа в аэропорту Хитроу предотвратили теракт. Операцию проводили спецслужбы Великобритании и Пакистана, и роль служб безопасности авиакомпаний и аэропортов была скромной. Между тем в России система спецслужб выстроена так, что сравнительно небольшое число терактов можно объяснить только слабыми возможностями террористов. Печально, но эти катастрофы - результат того, как неправильно организована работа правоохранительных органов и спецслужб в Чечне. В России ответственность за безопасность транспорта несут сотрудники Управлений внутренних дел на водном и воздушном транспорте. Однако последние пять лет половины сотрудников этих служб обычно не бывает на месте, потому что они находятся в командировках на Кавказе. Это и есть так называемая система ротаций - когда на полгода в горячий регион отправляются сотрудники всех подразделений милиции, включая оперативников угрозыска и линейных отделов, якобы для усиления местных кадров. Не стоит обсуждать, как все это неэффективно для Чечни. Не владея языком, не зная обычаев, командированные милиционеры должны создать на месте агентурный аппарат и обеспечивать порядок в мятежной республике. А когда милиционеры возвращаются домой, то проходит почти год - ведь после Чечни полагаются отпуска. По возвращении домой оказывается, что, будучи профессионалами в своем деле до отъезда, они утратили наработанные связи. Такая система ротации предполагает, что в Чечне у нас война, а в России - мир и спокойствие. Спустя пять лет генералы так и не смогли понять, что терроризм не знает границ, безопасность надо обеспечивать и в Москве, и в Сыктывкаре, а профессионал только тогда выполняет свою работу, когда он сидит на своем месте. Теперь о роли ФСБ. В ФСБ существует специальное подразделение, которое отвечает за то, чтобы терактов не было ни в самолетах, ни в поездах - это так называемое Управление "Т". Странности начинаются уже с названия. Расшифровывается оно как Управление по контрразведывательному обеспечению транспорта. Получается, что основная задача этого управления - ловить шпионов на вокзалах, срисовывающих планы путей. Такова уж традиция нашей страны, так как во времена КГБ Управление "Т" входило во Второе главное управление (контрразведка). Однако в ФСБ не зря все эти годы шли реформы. Сегодня это управление входит в состав ДЭБа (Департамента экономической безопасности). Того самого ДЭБа, сотрудники которого засветились в скандалах вокруг группы "Мост", дела "Трех китов" и т.п. Управление "Т" не случайно оказалось в ДЭБе. Точно так же в состав ДЭБа входят Управление по контрразведывательному обеспечению предприятий промышленности (Управление "П"), Управление по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой системы (Управление "К") и Управление по контрразведывательному обеспечению МВД, МЧС, Минюста (Управление "М"). Все это - надзирающие подразделения, которые следят, чтобы интересы государства не страдали в результате приватизации или коррупции. Именно поэтому начальник Управления "Т" оказался в совете директоров "Аэрофлота" и в руководстве ОАО "Российские железные дороги". И эти же управления проводят антитеррористические учения. Например, в июне такие учения прошли в Перми на объектах ЛУКойла. Руководил ими заместитель руководителя ДЭБа генерал-лейтенант Анатолий Грошев, до недавнего времени - начальник Управления "П". Кем на самом деле являются сотрудники этих управлений - борцами со шпионами, с террористами или с коррупционерами, - непонятно. Но есть ощущение, что охота за шпионами им все-таки ближе. Не случайно нынешний глава Департамента контрразведки Олег Сыромолотов до этого возглавлял Управление "Т". То самое, которое должно (в сотрудничестве со спецслужбами других стран, забыв про секреты) предотвращать теракты в самолетах и поездах. Ведь жизнь людей все же важнее гостайны. * * * P.S. Сразу же после катастроф Владимир Путин поручил правительству подготовить изменения в законы с целью передачи функций обеспечения безопасности от администрации аэропортов в МВД. Хотя шахидов не ловят, пропуская через рамки металлоискателя... В общем, число людей в форме, проверяющих паспорта у прилетающих из кавказских республик, в аэропортах и вокруг них резко возрастет. Только к борьбе с терроризмом это не имеет отношения. Московские новости № 32 / 27.08.2004 / |
НОВОСТИ
|