Войска превращаются в органы
Андрей Солдатов / Опубликовано в "Московских Новостях" / Характер и принципы работы погранслужбы полностью изменятся. Такова цель реформы ФПС, в результате которой она полностью интегрируется в структуру ФСБ. Кроме того, реформа должна решить некоторые специфические проблемы Лубянки, например, в области разведки. Как заявляют официальные лица ФПС, в ходе реформы погранвойска превратятся в пограничные органы, сотрудников которых переведут на профессиональную основу. Уже в этом году призыв в погранвойска сократили на 6 тыс. человек, а в 2005 году его планируется сократить еще на 10 тысяч. К 2008 году в ФПС рассчитывают полностью отказаться от призывников. Пограничная служба также переходит от линейного принципа охраны границы к "регионально-объектовому", и теперь вместо десяти региональных пограничных управлений созданы семь в пределах федеральных округов. Понятно, что при этом говорится о новом техническом уровне оснащения границы. В ФПС утверждают, что в погрануправлениях даже появится своя телекоммуникационная сеть, построенная по принципу "закрытого Интернета", в рамках которой будут развернуты узлы космической связи. Но самое главное - агентурная работа в погранслужбе будет резко усилена. Фактически же речь идет об изменении самого характера погранслужбы . Совсем не случайно в ФПС заговорили о замене понятия "погранвойска" на "органы". Не секрет, что в функции пограничников входит не только патрулирование границы с Мухтаром на поводке, но и агентурная работа с населением. Она включает в себя работу и за пределами границы - то есть разведку. Для этого в структуре ФПС всегда существовали разведывательные органы. В разное время они называлась по-разному: разведывательная служба Отдельного корпуса пограничной стражи Минфина Российской Империи, пятый отдел ГУПВ НКВД СССР, Оперативное управление ГУПВ КГБ СССР или Разведывательный департамент ФПС - суть не меняется. Пограничники имеют право на ведение разведки на территории, прилегающей к границе. Вопрос в том, на каком удалении от границы они это делают. До последнего времени пограничники жили по линейному принципу: погрануправления в приграничных районах, и в рамках этих управлений - так называемые "отделы оперативной деятельности" - то есть разведка. Поскольку погранслужба еще считалась войсками, то и разведка ФПС во многом напоминала войсковую разведку - то есть действующую на небольшом удалении от границы. Эта система прекрасно работала в советские времена, когда ловить надо было контрабандистов и шпионов. Когда же основной угрозой для границы стали отряды боевиков, прорывающиеся с территории стран СНГ, система работать перестала. Понадобился другой уровень разведывательной деятельности. Между тем, официально за разведку в наших спецслужбах отвечают Служба внешней разведки и ГРУ. Но они "заточены" под другие задачи: вербовать американских конгрессменов (в случае СВР) и выкрадывать чертежи субмарин (в случае ГРУ). Тогда кто должен шпионить за террористами на территории Грузии? История спецслужб в любой более или менее демократической стране мира - это история борьбы двух идей: отделения разведки от контрразведки, с четким разграничением зон влияния, и, наоборот, слияние разведки и контрразведки в одну структуру. В начале 90-х многократно заявлялось, что СВР не действует на российской территории, а ФСБ не лезет в международные дела. Какое-то время это было правдой. Однако в последнее время с возрастанием угрозы терроризма этот принцип был нарушен. На самом деле, ФСБ имеет право заниматься разведдеятельностью - "в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ". После начала второй чеченской войны в ФСБ вспомнили об этой строчке в законе. По нашим сведениям, в 1999 году был подписан президентский указ о создании Органов Внешней Разведки ФСБ России. Головным подразделением этих органов стало Управление координации оперативной информации (УКОИ) Департамента анализа прогноза и стратегического планирования (ДАПСП) ФСБ РФ (ныне Служба). Главной задачей УКОИ наши источники называют ведение разведки на территории стран СНГ. Это выглядит вполне логично. Дело в том, что еще в начале 90-х Служба внешней разведки подписала со своими коллегами из стран СНГ соглашения о неведении разведдеятельности на территории друг друга. Это позволяет СВР всегда с гневом отрицать обвинения в шпионаже на территории наших ближайших соседей. Между тем, Федеральная служба безопасности такое соглашение не подписывало, и руки у нее развязаны. После слияния ФСБ и ФПС в распоряжении Лубянки оказался в том числе и разведывательный аппарат погранслужбы . Осталось лишь реформировать его, подняв с уровня войсковой разведки, наладить взаимодействие с УКОИ, и у ФСБ появится своя очень мощная разведывательная служба. Смотри также на "Агентуре":
|
НОВОСТИ
|