Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

В горячих точках "по мелочи"

Ирина БОРОГАН, Андрей СОЛДАТОВ, "Агентура.Ру" 

Ми-26 в Сомали

Легальный бизнес в "горячих точках" чаще всего строится по двум моделям. Первая - когда все работы в регионе выполняют собственные сотрудники фирмы, иногда под патронатом гуманитарных миссий, иногда самостоятельно. В другом случае на место отправляется небольшая команда управленцев, координаторов и квалифицированных специалистов. Их задача - набрать рабочую силу из местных жителей, наладить производство и осуществлять контроль. Выгода очевидна: дешевая рабсила плюс прекрасный повод заручиться поддержкой "аборигенных" властей и завоевать симпатии населения, что в нестабильных регионах - залог успеха. 

Вертолетчики 

По первой схеме работает российская компания "Тюменьавиатранс", которая доставляет грузы в самые экзотические точки земного шара по контрактам с ООН. 12 лет вертолеты авиакомпании перевозят гуманитарные грузы и технику для миротворческих миссий ООН, а иногда эвакуируют людей из опасных зон. Сегодня ее 19 вертолетов регулярно летают в Сьерра-Леоне, Восточный Тимор, Эритрею и Западную Сахару. Экипажам приходилось работать и в бывшей Югославии, Анголе, Камбодже, Мозамбике, Сомали и Центральноафриканской республике. 

Выиграв в августе прошлого года тендер на транспортное обеспечение миротворческой миссии ООН в Западной Сахаре, "Тюменьавиатранс" получила годовой контракт на сумму 2,3 млн долл. В марте этого года ООН продлила на год контракт на сумму 11,7 млн долл. на транспортное обеспечение миротворческой миссии в Сьерра-Леоне, где используются два Ми-26 - самые большие вертолеты в мире (грузоподъемность до 20 тонн). 

Естественно, в таких местах прежде всего приходится думать о безопасности. "За исправность техники мы отвечаем сами, а безопасность в отношении радикальных элементов в зонах конфликтов - это сфера ООН. Там есть миротворческий департамент (Peacekeeping Department), который разрабатывает маршрутные карты, зоны безопасного полета, утверждает маршруты, патрулируемые с земли. Мы как частная компания не имеем ни права, ни возможности осуществлять разведдеятельность в "горячих точках", договариваться с местными властями и на основании полученных данных разрабатывать маршруты полетов, - рассказывает Сергей Иванютин, замначальника службы по связям с общественностью компании "Тюменьавиатранс". - ООН также разрабатывает инструкции поведения людей в опасных зонах и обучает им сотрудников. Инструкции ООН - документы максимально формализованные и конкретизированные, поэтому, если их придерживаться, - ЧП не будет. У нас сотрудники не попадали ни в какие переделки". 

С миру по нитке 

Работа в "горячих точках" приносит компании примерно четверть всех доходов. В этой сфере конкурентами "Тюменьавиатранса" являются три мировых вертолетных гиганта - PHI (Petroleum Helicopters, Inc.), CHC (Canadian Helicopter Corporation) и OLOG (Offshore logistics, Inc.). 

Эти компании летают в десятки стран мира, включая Анголу, Колумбию, Гвиану, Никарагуа, Филиппины, Сомали, Судан, Демократическую Республику Конго (Заир), Нигерию. В основном они обслуживают нефтяных гигантов, таких как "Шеврон", "Шелл", "Бритиш петролеум", Arabian Oil Company, UNOCAL и других. Правда, конкуренция эта пока весьма условная. Дело в том, что данные корпорации с миротворческими миссиями почти не сотрудничают: расценки слишком низкие, а забот много. Ведь ООН - бюрократическая организация с лучшими традициями и предъявляет к перевозчикам очень строгие требования, поэтому известные зарубежные компании предпочитают зарабатывать по контрактам с нефтяными корпорациями. 

Российским авиакомпаниям пока приходится довольствоваться контрактами с ООН, утешая себя тем, что так они завоевывают авторитет на международном рынке. Регулярные грузовые перевозки для ООН выполняет авиакомпания "Ист Лайн", аккредитованная при организации с 1999 г. За это время "Ист Лайн" доставляла миротворческие силы ООН в Косово, Боснию, Восточный Тимор, Конго. Авиакомпания "Полет" переправляет на "Русланах" в Африку и Восточный Тимор медикаменты, строительное оборудование, водоочистные сооружения. Ее прямой конкурент - авиакомпания "Волга-Днепр" с 1990 г. перевозит на "Русланах" грузы для миротворческой миссии. 

За "миротворческий" рынок борются и украинские компании. И хотя они старательно сбивают цены, особых перспектив, по оценкам экспертов, у них нет. Украинцы эксплуатируют старую технику, доставшуюся по наследству от СССР, и поэтому у них много ЧП. 

По некоторым данным, россияне "откусывают" примерно восьмую часть контрактов на авиаперевозки от ооновского пирога, то есть примерно на 100 млн долларов.