Коммерсанты, ведущие бизнес в "горячих точках", нуждаются в поддержке
государства. Не всегда в финансовой, но в информационной уж точно. Ведь в
странах, где они работают, ситуация меняется со скоростью света, и не
установленные вовремя контакты с новой властью могут стоить бизнеса. Больше
всего этот вопрос актуален не для корпораций-гигантов, давно работающих в
нестабильных регионах, а для компаний, только выходящих на рынок. Коммерсанты
ждут от государства двух вещей - предоставления информации (в том числе
разведывательной) и лоббирования их интересов.
Агентура не поможет
Недавно руководители
30 российских компаний, заинтересованных в работе на Африканском континенте,
собрались в Госдуме и образовали что-то вроде бизнес-клуба. Как рассказал "ДХ"
Владимир Коптев-Дворников, депутат Госдумы, руководитель группы по связям с
парламентами африканских стран, в клуб вошли КамАЗ, ГАЗ, АЛРОСА, Внешэкономбанк
и др. "Мы создали этот клуб, чтобы проинформировать государство, что Африка
перспективна для России в плане бизнеса. Но в данный момент наши
предприниматели не имеют никакой поддержки от госструктур - МИДа и
Минэкономразвития. А из-за невнимания к этой проблеме мы проигрываем на Черном
континенте нашим конкурентам из Европы и Америки", - убежден депутат.
Но,
к сожалению, в вопросах безопасности бизнеса государство не всегда в силах
оказать поддержку. "Конечно, в таких странах возможны инциденты: все помнят
историю с захваченными в плен летчиками в Анголе. Поэтому мы обращались в СВР с
просьбой пойти нам навстречу и предоставлять российским компаниям информацию о
происходящем в этих странах, но разведчики ответили: вся агентура в Африке была
закрыта из-за отсутствия финансирования и только сейчас начинает
восстанавливаться. Так что безопасностью бизнеса компаниям придется заниматься
самостоятельно", - говорит Коптев-Дворников.
Сила оружия
Хартум, столица Судана. Вскоре здесь могут
появиться нефтяники из "Славнефти" (Фото: Александр Чумичeв)
А вот лоббировать интересы
компаний у государства получается лучше, чем предоставлять ценную информацию.
Возможно, потому, что действовать приходится на знакомом поле - поставлять
нестабильным режимам оружие. В сентябре 2001 г. с Судана были
сняты санкции Совета безопасности ООН (они действовали с 1996 по 2001 год).
В январе 2002 г. министерство
энергетики и шахт Республики Судан подписало с компанией "Славнефть" контракт
на геологоразведку в провинции Хартум. Сделка оценивается в 200 млн долл. По
условиям контракта специалисты одной из дочерних компаний "Славнефти" изучат
имеющиеся данные геологоразведки. Если выводы специалистов подтвердят
предположения о крупных запасах нефти, то в августе компания приступит к
разведочному бурению, а затем и к добыче.
Почему именно эта нефтяная
компания была выбрана суданским правительством, можно лишь предполагать. С 1983
г. в Судане идет гражданская война, и Хартум постоянно нуждается в оружии. В
конце прошлого года появилась информация о том, что Россия заключила с Суданом
контракт на поставку 12 самолетов МиГ-29 на сумму около 120 млн долл. Кроме
того, западная пресса писала о начале строительства завода по производству
танков Т-72.
А в минувшем апреле Москву
посетил министр обороны Судана генерал-майор Бакри Хасан Салех и встретился со
своим российским коллегой Сергеем Ивановым. После переговоров Иванов заявил:
"Мы начинаем подготовку российско-суданского межправительственного соглашения о
военно-техническом сотрудничестве". Характер сотрудничества стал понятен из
дальнейшей программы визита суданского министра: он посетил 51-й полк 106-й
Тульской дивизии ВДВ, зашел в Общевойсковую академию Минобороны, а также
побывал в корпорации "МиГ" и ФГУП "Рособоронэкспорт".
В России достаточно нефтяных
компаний, но почему выбор пал именно на "Славнефть" - российско-белорусскую
компанию? Вполне возможно, что свою роль сыграл недавно заключенный Белоруссией
контракт на поставку Судану 10 тыс. АКМ.
Информация для размышления
Побочный заработок
В прошлом году в Бельгии вспыхнул
скандал вокруг участия бельгийских компаний в разграблении природных ресурсов
Демократической Республики Конго. Поводом стал доклад ООН, в котором
утверждалось, что многие фирмы нажились на войне в бывшей бельгийской колонии,
экспортируя оттуда природные ресурсы с нарушением международных правил. Под ударом
оказалась репутация швейцарско-бельгийской авиакомпании "Сабена", главный
акционер которой - бельгийское государство. Особенно варварски, по утверждению
ООН, вывозились из Конго редкие минералы, необходимые для высоких технологий.
Подобный экспорт использовался также для финансирования закупок оружия с целью
продолжения военного конфликта.