На сайте «Первого отдела» говорится, что это открытое сообщество юристов и правозащитников, занимающееся делами, «которые рассматривают за закрытыми дверями». Среди них дела о госизмене, шпионаже, незаконном получении и разглашении гостайны, а также другие закрытые процессы.
Команда так объяснила название: «Первый отдел Следственного управления ФСБ расследует уголовные дела о госизмене и шпионаже. Первый отдел судов обеспечивает судопроизводство по таким делам. Первый отдел предприятий занимается засекречиванием документов и хранением тайн. Наш «Первый отдел» борется за то, чтобы сотрудники всех первых отделов страны соблюдали требования законодательства Российской Федерации».
Юристы «Первого отдела» готовы участвовать не только в уголовных, но также в гражданских и административных делах — например, помогать тем, кто хочет получить информацию о своих репрессированных родственниках или другие сведения, которые власти обязаны предоставить по закону.
«Мы слишком громко вели важные для силовиков дела, и нас заставили уехать. В РФ — „на земле“ — нас поддерживают наши коллеги. Мы не всегда можем называть их имена: сотрудничество с нами чревато репрессиями. Но поверьте — наша совместная работа приносит результат», — заявили в «Первом отделе».