Немецкие спецслужбы создали «Совместный центр по наблюдению за Интернетом»
Из интервью начальника Федеральной службы разведки Эрнст Урлау журналу Шпигель (от 16.04.2007):
«Шпигель»: Верно ли, что «Аль-Каида» успешно реорганизовалась?
Урлау: И «Талибан», и «Аль-Каида», без сомнения, реанимировались и снова существуют как наднациональные сетевые структуры. При этом факт перегруппировки «Аль-Каиды» не означает, что восстановлена классическая структура с единым центром, как она существовала до 11 сентября 2001 года. «Аль-Каида» приспособилась к новым обстоятельствам. На севере Африки в нее влилось как раз недавно несколько новых групп, которым важен сам бренд, дающий им ощущение, будто они играют в высшей лиге. Сегодня «Аль-Каида» — это в значительной мере головное идеологическое звено, имеющее свою стратегическую задачу: разжечь в мусульманском мире борьбу против немусульманских режимов. А главное направление этой борьбы в каждом регионе свое.
«Шпигель»: Если так смотреть, то нет большого различия, жив Усама бен Ладен или нет?
Урлау: Совершенно верно. Сейчас наступление исламского терроризма превратилось в самовоспроизводящийся процесс. Пленение или уничтожение бен Ладена рассматривается как часть этой борьбы. Бен Ладен рождает идеи, поставляет идеологию, он — Че Гевара исламистской сети. При этом бен Ладену, а еще больше — Айману аль-Завахири, раз за разом удается очень оперативно подладиться под меняющуюся политическую и военную ситуацию.
«Шпигель»: И какую роль во всем этом играет Интернет?
Урлау: Интернет частично взял на себя ту роль, которую играли тренировочные лагеря боевиков в Афганистане. «Аль-Каида» выступает за социальный и религиозный регресс, но Интернетом пользуется с колоссальной эффективностью. Он стал средством и подготовки операций, и обучения кадров, и проведения пропагандистских акций. Поэтому с января службы безопасности объединили свои ресурсы в «Совместном центре по наблюдению за Интернетом» в Берлине, в работе которого участвует и Федеральная служба разведки (БНД).