Статья Бреславского о реформировании частей спецназ.
СПЕЦНАЗ НУЖДАЕТСЯ В РЕФОРМАХ
Для эффективной борьбы с сепаратизмом и терроризмом необходимо создать отдельный род ВС РФ - Войска Специального назначения Сергей Бреславский Об авторе: Сергей Владимирович Бреславский - кандидат военных наук, полковник запаса, офицер соединений и частей Войск Специального назначения ВС РФ. В начале 50-х годов ХХ века на авансцену военно-политического противоборства в большинстве стран мира в качестве инструмента холодной войны вышли так называемые части специального назначения (СпН), или Специальные силы.
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА СОЗДАЛА СПЕЦНАЗ В США части специального назначения, пройдя достаточно большой эволюционный путь, к 80-м годам XX века обрели форму Сил специальных операций (ССО), в которые в качестве органов управления вошли Объединенное командование ССО и Командование ССО видов ВС (СВ, ВМФ, ВВС), а также в качестве сил и средств - собственно части СпН видов ВС на континентальной, европейской и азиатских территориях. Всего общая численность ССО США составляет около 50 тысяч человек. О масштабах их боевого применения свидетельствует тот факт, что только в 2002 году части СпН применялись в 148 странах мира. И это только открытые данные. В конечном итоге поиски адекватного ответа на новую мировую угрозу в соответствии с новыми условиями "четвертой мировой войны" обусловили необходимость очередной модернизации военных и полицейских организаций большинства государств мира. Вместе с тем военно-политическое руководство многих стран пришло к убеждению, что Специальные силы, владеющие мастерством так называемых "малых войн" и знающие изнутри методы и формы специальных операций как на суше, так и на море, являются основным компонентом, который можно эффективно противопоставить новым угрозам и опасностям, исходящим со стороны мирового экстремизма и сепаратизма. Анализ боевого применения ССО США и специальных частей Великобритании, Германии и других стран НАТО, а также соединений и частей СпН ВС СССР и России выявил тенденцию роста доли их участия в вооруженных конфликтах и тайных операциях.
С УВАЖЕНИЕМ ОТ АМЕРИКАНЦЕВ Новые условия развития форм вооруженного противоборства настоятельно диктуют необходимость поиска эффективных путей решения данной проблемы и в России. Это может быть адаптация существующей военной организации или же создание качественно новой военной системы. Действительно, соединения и части СпН военных округов и ВМФ ВС РФ, их традиции, численность, оснащение и подготовка на сегодняшний день - по сравнению с другими компонентами военной организации России - наиболее полно отвечают требованиям современных опасностей и угроз. Штатные части специального назначения впервые были созданы в Вооруженных силах СССР в 1950 году, причем сначала в общевойсковых и танковых армиях, а затем и в военных округах. Предназначались они для ведения разведки и борьбы с мобильными тактическими и оперативно-тактическими средствами ядерного нападения в тылу противника на оперативной и оперативно-стратегической глубине, на территориях сухопутных и морских театров военных действий. Дополнительно на части возлагалась ответственность за выполнение группы специальных задач: вывод из строя или уничтожение объектов оперативного управления, тыла и инфраструктуры; организация партизанского и повстанческого движения (движения сопротивления); уничтожение видных политических и военных деятелей противника в оперативной глубине, тыловых районах и зонах коммуникаций противника. Исходя из важности разведывательных и специальных задач, а также осознания того, что в годы войны Генеральный штаб принимал участие в организации партизанского движения на оккупированных территориях, учитывая накопленный опыт и знания, Главное разведывательное управление Генерального штаба ВС СССР возглавило формирование сил, средств и органов управления частей СпН. В дальнейшем в силу различных причин части СпН и их органы управления неоднократно претерпевали как положительные, так и отрицательные по своим последствиям изменения: менялись их задачи, численность, уровень подготовки и оснащения. Одним из главных недостатков, который оказывал негативное влияние на боеспособность и оснащение соединений и частей СпН вплоть до 1979 года, было отсутствие альтернативы боевым задачам в мирное время. Военное руководство страны развивало и финансировало силы, средства и органы управления РВСН, войск ПВО, ВВС, ВМФ, выполнявшие боевые задачи путем организации боевого дежурства, воздушного и морского патрулирования в мирное время. А Сухопутные войска, которые предназначались для применения только в военное время и в состав которых входили части СпН, по понятным причинам финансировались по остаточному принципу. Высказывание "заботишься о том, что работает", как нельзя лучше свойственное военно-политическому руководству СССР отношение ко всем частям видов и родов войск, которые не выполняли боевых задач в мирное время. В процессе своего развития в частях СпН программы и методики были обновлены незначительно, поскольку не отражали современных тенденций развития вооруженной борьбы в области специальных операций. Вместе с тем для выполнения сложных задач малыми группами в глубоком тылу противника уже к концу 60-х годов соединения и части СпН нуждались в индивидуальной подготовке профессионалов, однако при подготовке специалистов продолжал действовать ранее заложенный групповой принцип обучения. Рассчитанный на массовость, такой подход был непригоден для подобных частей и подразделений. На тот момент страны, оказавшиеся вовлеченными в крупномасштабную войну и не имевшие возможность качественно и в короткие сроки подготовить большое количество высококлассных специалистов в этой области, сделали ставку на принцип массовости. Благодаря которому при больших потерях в целом можно было обеспечить выполнение разведывательных и специальных задач в тылу противника. От подобной практики отталкивался при формировании частей СпН в 50-е годы Генеральный штаб, и на первом этапе строительства такой подход приносил положительные результаты. Но дальнейшего развития ни принципы подготовки, ни оргштатная структура, ни основы боевого применения и частей СпН в силу различных причин вплоть до 1979 года не получили. После войны в СССР масштабное сокращение Вооруженных сил происходило дважды. Этот процесс коснулся и частей СпН. На 60-е годы пришелся второй этап сокращения ВС, для частей СпН ознаменованных масштабным развертыванием и укрупнением. Всего к 1 января 1963 года в Вооруженных силах СССР было сформировано 10 бригад специального назначения. Почти одновременно в бригадах начали создаваться отдельные подразделения, что являлось главным признаком того, что линейные подразделения не могли быть в полной мере адаптированы и подготовлены к возросшей сложности боевых задач. К 1968 году в ВС СССР было сформировано 12 отдельных бригад СпН и 4 отдельные части СпН ВМФ. Данный факт свидетельствует о том, что военно-политическое руководство СССР пошло по пути увеличения только количественных показателей соединений частей СпН. В то же время в странах НАТО в начале в 60-х годов наметился бурный рост качественного развития Специальных войск, которые все активнее применялись в качестве тайного инструмента холодной войны. Одновременно страны НАТО работали над совершенствованием системы охраны объектов и обеспечения борьбы с диверсионно-разведывательными силами, в том числе средств и типов охраны объектов, техники связи, системы контрразведывательного режима. Качественно новые объекты появляются для соединений и частей СпН. Таким образом, режим и условия, в которых предстояло действовать частям СпН СССР, постоянно ужесточаются, и вместе с тем усложняются условия выполнения, возрастает объем и содержание боевых задач. В этой гонке США и СССР, направленной на совершенствование качественных характеристик специальных частей, год от года становится все заметнее отставание России. Как уже было сказано, вплоть до 1979 года боевая практика в частях СпН как критерий готовности к выполнению сложнейших боевых задач отсутствовала. Однако с началом войны в Афганистане, в 1979 году, возникла необходимость в частях, которые могли бы активно и эффективно бороться с небольшими, маневренными, хорошо вооруженными и обученными тактике партизанской войны бандитскими формированиями. В ходе боевого применения отдельного отряда СпН совместно с подразделениями КГБ в операции "Шторм-333" в Кабуле в 1979 году военно-политическое руководство страны обратило особое внимание на части специального назначения, которые на тот момент находились в составе частей боевого обеспечения военных округов. Попытки привлечь к выполнению задач по борьбе с бандформированиями только спецподразделения КГБ и МВД не всегда оказывались эффективны в масштабе Афганистана в силу их малочисленности. Применяемая соединениями и частями СпН тактика ведения диверсионно-разведывательных действий в глубоком тылу противника позволила им, быстро адаптировавшись к тактике бандформирований в Афганистане, а позднее и в Азербайджане, Таджикистане, Северной Осетии и Чеченской Республике, проводить достаточно эффективные контрпартизанские операции. Именно здесь части СпН впервые за послевоенные годы получили свой первый боевой опыт. В этот период отрабатываются основные принципы боевого применения подразделений СпН, вопросы планирования и руководства, проводятся разработка и испытания новых образцов вооружения, средств связи, предметов экипировки и средств обеспечения жизнедеятельности, меняется оргштатная структура, в штаты вводятся боевая техника, тяжелое вооружение, новое стрелковое оружие, инженерная техника. Наращивается группировка частей СпН в Афганистане, увеличивается объем задач. Достаточно сказать, что в начале афганской войны в 1979 году в составе 40-й армии спецназ был представлен отдельной ротой СпН, а уже в 1986 году группировка соединений и частей СпН составляла две отдельные бригады СпН по четыре отдельных отряда СпН и отдельную роту СпН, что составило тринадцать рот СпН.
ПОСЛЕ РАСПАДА СТРАНЫ После распада СССР 8 соединений Специального назначения остались на территории стран ближнего зарубежья. А части, оставшиеся в России, подверглись сокращению и кадрированию. Средний уровень укомплектованности соединений и частей СпН личным составом снизился до 24%. В связи с финансовыми трудностями были заморожены или прекращены некоторые НИОКР по разработке для них новых образцов техники и вооружения, резко сократились их поставки. Начался новый период в жизнедеятельности соединений и частей СпН - обретение ими своего места в структуре Вооруженных сил Российской Федерации. Но, несмотря ни на что, они продолжали участвовать в вооруженных конфликтах в Таджикистане, Северной Осетии, Чеченской Республике, применялись для выполнения как боевых, так гуманитарных и миротворческих задач. В интересах выполнения задач в Таджикистане в 1992 году отдельные отряды СпН по собственной инициативе вновь вооружались боевой техникой и различными видами стрелкового вооружения, которое отсутствовало в их штате. В первой и во второй чеченской кампаниях снова проводились аналогичные операции по довооружению частей СпН. Таким образом, постоянное боевое применение и повышение значимости соединений и частей СпН является объективной тенденцией, с которой нельзя не считаться. Достаточно сказать, что в ходе чеченской кампании 1994-1996 годов группировка частей СпН была близка по численности созданной в Афганистане.
НОВЫЙ РОД ВОЙСК Исследование практики развития и боевого применения соединений и частей СпН показывает, что за 54 года своего развития они давно вышли за рамки своего первичного предназначения - боевого обеспечения, приобрели характер и черты самостоятельного вида боевых действий в вооруженном противоборстве с международным сепаратизмом и экстремизмом как на территории России, так и за ее пределами. В качестве новой формы боевых действий, во взаимодействии со средствами поражения, они широко применяют "специальные операции". В интересах военно-политического руководства страны - работать над созданием и развитием Специальных сил, которые первыми должны выполнять специальные и боевые задачи в интересах военно-политического руководства страны, обеспечивать достижение ими ограниченных целей и задач в мирное время и в угрожаемый период, а при необходимости развертывание эффективных действий основных группировок Вооруженных сил в ходе ведения крупномасштабной войны. Очевидно, что отсутствие в настоящее время в военной доктрине РФ соответствующих положений сдерживает развитие специальных форм и способов вооруженной борьбы, которые все чаще применяются в последнее время в вооруженных конфликтах и локальных войнах. Главная особенность соединений и частей СпН заключается в возможности их применения не только в военное, но и в мирное время в тех случаях, когда вооруженное противоборство сторон не достигло масштабов войны, или в угрожаемый период, когда степень военных приготовлений вероятного противника и соответственно военная опасность достигли таких пределов, за которыми противостояние агрессии и предотвращение ущерба возможно лишь за счет решительных превентивных мер. В интересах практического развития данной области военного искусства и военного строительства необходима теоретическая разработка специальных форм и способов вооруженной борьбы, в том числе форм боевого применения сил и средств СпН; формирование органа планирования специальных операций в соединениях и частях СпН, а также создание единого органа административного и оперативного управления соединениями и частями СпН на уровне войск СпН Вооруженных сил РФ. Вот почему одним из эффективных в современных условиях элементов военной организации России, с учетом решения имеющихся проблем, может стать создание в рамках Вооруженных сил РФ отдельного рода - войск Специального назначения. Их задачами в мирное время должны стать предотвращение и борьба с любыми проявлениями массового внутреннего и внешнего сепаратизма и экстремизма. В угрожаемый период - ослабление группировок агрессора и его союзников путем уничтожения его военных оперативных и стратегических объектов. А в военное время - обеспечение военного превосходства группировок войск на театрах военных действий путем комплексного применения Войск Специального назначения и на их базе партизанских и контрпартизанских формирований, сил и средств разведки и поражения во фронтовых операциях в полосе обеспечения, оперативной глубине и зонах коммуникаций противника на суше, водном и воздушном пространстве. Актуальность предложений о создании Войск Специального назначения на базе соединений и частей СпН военных округов подтверждает и тезис выступления министра обороны 2 октября 2003 года, о том, что партизанская война и диверсионно-разведывательные действия сегодня рассматриваются военно-политическим руководством как часть "обычной" войны. Таким образом, исследования показывают: в современных Вооруженных силах РФ уже обозначены контуры качественно новых войск, отвечающих требованиям современных опасностей и угроз, - Войск Специального назначения, которые с учетом экономической целесообразности, с минимальными затратами могут быть созданы на базе соединений и частей Специального назначения военных округов. Они должны стать мобильной и компактной вооруженной силой и включать три компонента: воздушный, наземный и морской. Основными формами боевого применения войск в зависимости от численности привлекаемых подразделений должны стать специальные операции и мероприятия. Объективный характер развития сил, средств и форм вооруженной борьбы в ближайшее столетие заставит рано или поздно тех, кто еще не имеет, создавать, а кто имеет - развивать Войска Специального назначения в составе военной организации государства, которые будут являться главным силовым элементом разрешения кризисов и конфликтов и обеспечивать отстаивание интересов государства без развертывания крупных группировок войск. Независимое военное обозрение 18 марта 2005. 19.03.2005 00:54:00 ВСЕ НОВОСТИ
Адвокаты Команды 29 запустили "Первый отдел"
Проректором Высшей Школы Экономики стал начальник регионального УФСБ
Второй адвокат по делу Сафронова уехал из России
СВР обвинила Госдеп в распространении ложной информации о о концентрации на территории России сил для военного вторжения на Украину
Дмитрий Песков: директору ФСБ Бортникову продлили срок службы
ЕСПЧ: Российские власти несут ответственность за убийство Литвиненко
Скотланд-Ярд обвинил третьего россиянина по делу об отравлении Скрипалей
Главе Минцифры понадобился шофер с допуском к гостайне уровня «совершенно секретно»
ФСБ задержала в Туле подозреваемого в шпионаже украинца
Роскомнадзор начал блокировать приложение "Навальный"
Великобритания ввела санкции против семи предполагаемых сотрудников ФСБ, причастных к отравлению Навального
Вынесен приговор пытавшимся вывезти оборудование для С-300
Нарышкин: СВР сотрудничает с деятелями искусства
В Краснодаре задержали подполковника ФСБ за вымогательство
Суд в Москве арестовал профессора МФТИ по делу о госизмене
ФСБ задержала главного конструктора и гендиректора НИП гиперзвуковых систем по обвинению в госизмене
ФСБ задержала консула Эстонии в Петербурге
Роскомнадзор требует запретить бот "Глаз Бога"
В ФСБ рассказали о задержании последователей Тесака
ФСБ задержала студента во Владивостоке из-за голосовых сообщений в телеграме
Контроль за хранением биометрии в МФЦ могут передать Роскомнадзору и ФСБ
ФСБ России может стать базовой организацией в борьбе с кибертерроризмом в СНГ
Три офицера управления авиации ФСБ арестованы по подозрению в особо крупном мошенничестве
Роскомнадзор предупредил о блокировке шести VPN-сервисов
Путин подписал закон о штрафах до 200 тысяч рублей или аресте до 4 месяцев за разглашение данных силовиков
Путин присвоил первому замдиректора ФСБ Королеву генерала армии
Дума ввела ненормированный рабочий день для руководящих сотрудников ФСБ
Bellingcat опубликовала детали покушения на Дмитрия Быкова со стороны ФСБ
ФСБ выдворила из России представителя RIPE, обвинив в шпионаже в пользу Украины
Замдиректора ФСБ заявил о выдворении британского корабля в районе Крыма в 2020 года |
НОВОСТИ
|