ГЛАВА 7. Роль средств массовой информации в манипулировании общественным мнениемСовременные средства массовой информации полностью контролируют распространение информации, которая определяет наши представления, установки, а в конечном итоге и наше поведение. Намеренно фабрикуя сообщения, искажающие реальную социальную действительность, они, без сомнения, с тем или иным успехом пытаются манипулировать массовым сознанием. Согласно определению Пауло Фрейде, манипуляции разумом человека Честь средство его порабощенияЧ. Это один из способов, с помощью которых "правящие элиты пытаются подчинить массы своим целям". Используя оправдывающие существующие условия мифы, манипуляторы обеспечивают широкую поддержку такому социальному строю, который не отвечает истинным долгосрочным интересам большинства. Манипуляция не первое в ряду средств, используемых правящей элитой для достижения социального контроля. Как указывает Фрейде, правители прибегают к манипуляции только тогда, "когда народ начинает (пусть даже наивно) выбиваться из исторического процесса". Способов манипуляции много, но совершенно очевидно, что главным является контроль на всех уровнях над информационным аппаратом и аппаратом формирования идей. Это гарантируется действием простого правила рыночной экономики. Владеть и управлять средствами массовой информации, как и всеми прочими видами собственности, могут лишь те, в чьих руках капитал. Радио и телекомпании, газеты, журналы, издательства принадлежат конкретным корпорациям и конгломератам. Таким образом, аппарат всегда готов к активному, доминирующему участию в манипулятивном процессе. Именно поэтому и ведется в наших средствах массовой информации "война компроматов". Только наивные люди могут считать, что это издержки "свободы прессы". Если тщательно проанализировать принадлежность средств массовой информации, то становится ясным почему вдруг происходит утечка информации из правоохранительных органов и спецслужб. Поссорился Березовский с Чубайсом и сразу же ЧсвободныйЧ журналист Минкин начинает расследование деятельности "Союза писателей". Скорее всего борьбой за средства массовой информации, а в конечном счете за возможность манипулировать общественным сознанием, объясняется и трагическая смерть популярного телеведущего В. Листьева. Рассмотрим, как наши информационные монополии ограничивают информационный выбор во всех сферах нашей деятельности. Они предлагают лишь одну версию действительности - свою собственную. Несмотря на наличие конкурентной борьбы за аудиторию между основными телевизионными компаниями (ОРТ, РТР и НТВ), условия, определяющие рамки предлагаемых ими программ, одинаковы. Ведя оживленную конкурентную борьбу за завоевание как можно большего числа зрителей, все телекомпании тем не менее предлагают схожие по форме и содержанию программы. Ярким примером этого является новогодний вечер 1995 года, когда ОРТ выпустило на экраны "Старые песни о главном - 1", РТР ответило однотипной программой. В ответ на латиноамериканские сериалы ОРТ, РТР неутомимо крутит бесконечную "Санта-Барбару". Кроме того, каждая из этих компаний представляет собой часть (например, НТВ Ч это часть империи "Мост-Медиа", которая, в свою очередь, входит в группу "Мост") или сами (ОРТ, РТР) являются огромными информационными деловыми предприятиями, ставящими прибыль своей главной целью. Отсюда следует, что разнообразие информационно-зрелищного сектора заключается лишь в показе поверхностно отличающихся вариантов категорий программ. Именно эти условия информационного ЧплюрализмаЧ, лишенного по сути какого бы то ни было разнообразия, и делают такой могущественной доминирующую систему программирования сознания. Многоканальный информационный поток заставляет верить в иллюзорное понятие свободного информационного выбора. В то же время основной его целью является постоянное закрепление существующего статус-кво. Мифы создаются для того, чтобы
держать людей в повиновении. Когда их удается незаметно внедрить в сознание
масс, как это делается с помощью культурно-информационного аппарата, мифы
обретают огромную силу, ибо большинство людей не подозревает о происходящей
манипуляции. Специальные методы передачи информации делают процесс управления
еще более эффективным. Метод передачи сам по себе добавляет еще одно измерение
к манипулятивному процессу. По сути дела в настоящий момент мы сталкиваемся с
тем, что форма коммуникаций олицетворяет управление сознанием. Два метода формирующих сознание (по Г. Шиллеру). Дробление (по Фрейде) - "один из характерных приемов культурного подавления, который, за редким исключением, не осознается преданными, но наивными профессионалами, сосредоточивающими внимание на локализованном подходе к проблемам и поэтому не способным воспринимать их как измерения одной общей проблемы в целом". Сегодня дробление или локализация информации представляет собой доминирующий метод распространения информации в нашей стране. При передаче новостей по радио и телевидению многочисленные, не связанные друг с другом сообщения выстреливаются в эфир подобно автоматной очереди. Газеты представляют собой толстые подборки материала, расположенные почти наугад или в соответствии с тайными законами журналистики. Журналы намеренно разбиваются на статьи, помещая основную часть текста в конце номера, с тем чтобы заставить читателя просмотреть несколько страниц рекламы. Радио- и телепрограммы постоянно прерываются для рекламных пауз. С внедрением в информационную систему новой информационной техники фрагментация приобретает еще одно измерение. Поток несвязанной информации ускоряется до такой степени, что это вызывает порой до известной степени обоснованные жалобы на Чинформационную перегрузкуЧ. В действительности количество значимой информации не увеличивается. Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая и эффективная техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации (информационным шумом), еще более осложняющей для индивида и без того сложные поиски смысла. Немедленность передачи информации. Немедленность не только связана с методом фрагментации, но и является обязательным элементом для его осуществления. Качество это способствует усилению манипулятивных возможностей информационной системы. Тот факт, что информация не имеет сколько-нибудь постоянной структуры, также снижает возможность ее понимания. Скорость при передаче информации вряд ли можно считать достоинством, как таковым. Основанная на конкуренции система превращает информацию в товар потребления, и выгода состоит в том, чтобы первым заполучить и продать этот скоропортящийся товар. Это можно рассмотреть на примере декабрьского переворота 1989 года в Румынии. Вспоминаются первые манифестации, Чаушеску, внезапно освистанный толпой во время своего последнего выступления в Бухаресте. Вспоминается сообщение о демонстрации, разгромленной солдатами в Тимисоара, народные восстания во всех городах, бегство руководства страны, его задержание, процесс над ними и очень подозрительно короткий суд и немедленная казнь, уличные сражения между армией и Службой Безопасности, триумф, а затем и приход к власти Фронта национального спасения, внезапно появившегося из ниоткуда ... Если детально рассмотреть, как освещался ход румынских событий в нашей и зарубежной прессе, то возникают большие сомнения в том, насколько полной и точной была "горячая" информация с места событий. В первые дни по телевизору непрерывно демонстрировали искалеченные тела, включая женщин, держащих на руках своих детей. Несколькимя днями позже это был вопрос не более чем нескольких десятков трупов. Еще немного позднее сообщали, совершенно не суетясь вокруг убитых службой безопасности оппозиционеров, о людях, умерших естественной смертью в больнице и о вскрытиях, проводимых по закону институтом судебной медицины. Еще через несколько недель по западным средствам массовой информации открыто было заявлено, что бойня в Тимисоара Ч не более чем погребальная мизансцена, несомненно задуманная с помощью западно-германских экспертов и разоблаченная по милости причастных к ней в той или иной мере венгерских и югославских журналистов. Теперь, оглядываясь в прошлое, можно с уверенностью сказать, что все эти страсти и эмоции формировали образ жестокого диктатора Чаушеску, который становился все более отвратительным по мере появления правдоподобных подробностей. Их уже как бы ждали, чтобы подтвердить первоначальное суждение и оправдать резню. Таким образом, сообщение прессы о 70 тысячах погибших воспринималось основной массой аудитории с определенным ужасом, но без особого удивления. Однако достаточно простого размышления, чтобы показать, что цифры эти не могут быть точными. 70 тысяч убитых за несколько дней Ч это глобальные боевые действия, не возможные без массового применения авиации, бронетанковой техники и тяжелой артиллерии. От уличных перестрелок из автоматического оружия и единичного применения бронетанковой техники, потери с учетом гражданского населения не могли составлять более 2Ч3 тысяч человек, что и подтвердилось в дальнейшем. Немедленность - очень эффективный манипулятивный прием, используемый манипуляторами общественным мнением с целью помешать массам понять и осмыслить суть происходящих событий. Недаром во время проведения американцами и их союзниками в 1991 году операции "Буря в пустыне" на деятельность средств массовой информации в зоне конфликта были наложены жесткие ограничения. Ярким примером манипуляций массовым сознанием является информационная подоплека так называемого "наведения конституционного порядка в Чеченской Республике". Пассивность Ч конечная цель манипулирования массовым сознанием. Содержание и форма средств массовой информации современной России Ч мифы и средства их передачи Ч полностью опираются на манипуляцию. Конечной целью этого является приведение индивида к состоянию инертности, которое предотвращает действие, так как пассивность гарантирует сохранение статус-кво. В условиях рыночной экономики пассивность имеет как физическое, так и интеллектуальное измерение, и оба они искусно эксплуатируются аппаратом манипулирования сознанием. Телевидение лишь самое эффективное средство, вызывающее состояние пассивности индивида. Именно с целью снижения социально-политической активности домохозяек и пенсионеров (а это, как показывает российская практика, самая политически активная категория) крутятся бесконечные латиноамериканские сериалы, для молодежи Ч это всевозможные боевики и развлекалки типа ЧИмперии страстиЧ и ЧЛюбви с первого взглядаЧ. Можно с уверенностью сказать, что для достижения состояния пассивности используется не одно телевидение. До появления телевидения существовало и существует немало средств, оказывающих на сознание такое же притупляющее воздействие. Радио, кино, массовые зрелищные виды спорта и большое количество более или менее значительных шоу и ЧпроектовЧ используются для ослабления способности людей к противодействию. Хотя большинство подобных зрелищных развлечений не требует от индивида участия, по крайней мере в физическом смысле, но и в основных видах развлекательного искусства Ч радио, телевидение, кино Ч не содержится ничего, что могло бы вывести его из состояния умственного оцепенения. Конечно, изредка появляются передачи, пробуждающие сознание и концентрирующие внимание на проблемах огромной важности. Но эти исключения не могут скрыть главного Ч цель их появления не в том, чтобы пробуждать, а в том, чтобы усыплять обеспокоенность социальной и экономической действительностью. Подобное сочетание лишенных жизненного содержания программ и располагающей к пассивности коммуникационной техники Ч это инструмент современного аппарата манипулирования массовым сознанием. |
НОВОСТИ
|