Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Некоторые вопросы обеспечения физической защиты объектов атомной энергетики России

Кузнецов В.М., директор программы по ядерной и радиационной безопасности Российского Зеленого Креста

Глава 6. Физическая защита объектов атомной энергетики

Система охраны ядерно-опасных объектов проектировалась и создавалась одновременно с развертыванием этих объектов, т.е. в начале 50-х, исходя из присущих тому времени представлениях о возможных угрозах для этих объектов. В то же время были сформулированы требования по обеспечению их защиты, которые просуществовали вплоть до 80-х годов.

Начавшиеся с середины 80-х годов социально-политические процессы в стране и в мире, сокращение личного состава Вооруженных сил и снижение уровня подготовки призывного контингента в условиях обострения криминогенной обстановки привели к необходимости внесения кардинальных изменений в методологию обеспечения безопасности ядерно-опасных объектов. Суть комплексного подхода сводится к предотвращению возможных инцидентов с ядерными делящимися материалами (ЯДМ) и радиоактивными веществами (РВ) на всех этапах их жизненных циклов (производства, разработки, испытания, транспортировки и утилизации) и состоит в дополнении традиционных мер противотеррористической защиты быстрым внедрением высокоэффективных автоматизированных комплексов, существенно повышающих уровень защищенности ядерно-опасных объектов от воздействия всех факторов риска, в том числе, связанных с неосторожными и умышленными действиями персонала объектов, действием крупных хорошо оснащенных террористических групп и др.

Отсрочка решения этой проблемы может привести к радиационным катастрофам, социальные и политические последствия которых будут необратимы.

Несмотря на наличие Государственных программ, предусматривающих усиление мер безопасности ядерно-опасных объектов, заложенные в программах меры не выполняются в полном объеме из-за отсутстви|апример, выделенные Минобороны России в 1996 г. средства на закупки элементов физической защиты обеспечили лишь 3% заявленных потребностей войск, что не позволяет осуществить поставки необходимой номенклатуры технических средств охраны для решения хотя бы первоочередных задач [42].

Такое положение характерно для объектов, находящихся в ведении как Минобороны России, так и Минатома России.

Неустойчивое финансирование программ по обеспечению безопасности ядерно-опасных объектов при недостаточной оснащенности техническими средствами контроля и охраны, в условиях роста социальной напряженности, ухудшения криминогенной обстановки, существования межнациональных конфликтов чревато последствиями, ущерб от которых не сопоставим с затратами, необходимыми на реализацию самих программ.

Такое положение вещей находит свое отражение на практике. Так, согласно высказываниям  заместителя начальника департамента Минатома РФ Н.Редина, в период с 1992 по 1995 гг., было зафиксировано около 30-ти хищений ядерных материалов с объектов Минатома России (ИТАР-ТАСС, 28.10.98 г.).

Спустя год после этой информации, начальник отдела учета и контроля ядерных материалов Минатома России В.Ерастов в интервью с корреспондентом "Ядерного контроля" (№ 6, 1999 г.) сообщал уже о 52-х случаях хищения ядерных материалов за тот же временной интервал.  Так, где же правильные цифры.

Кроме этого, экс-Председатель Государственного таможенного комитета В.Драганов сообщал, что в 1998 г. российские таможенники предотвратили несколько попыток перемещений через границы РФ ядерных материалов. В ряде случаев подобные действия совершались под прикрытием дипломатического иммунитета. Причем указанные материалы не вывозились из России, а следовали транзитом через российскую территорию ("Интерфакс", 26.01.99 г.).

Ниже приведены некоторые характерные примеры, связанные с хищением ЯДМ и РВ, а также инциденты, связанные с охраной режимных предприятий расположенных на территории экс-Советского Союза:

  • сентябрь 1998 г. Пять военнослужащих Минобороны России на Новой Земле - единственном российском ядерном полигоне - убили конвойного. Захватили другого в качестве заложника и попытались захватить самолет. Им удалось захватить еще большое количество заложников перед тем, как они были обезврежены силами Минобороны и "командос" Федеральной службы безопасности (ФСБ);
  • сентябрь 1998 г. 19-летний матрос убил семь военнослужащих на ядерной многоцелевой подводной лодке класса "Акула" и забаррикадировался в торпедном отсеке, где находился в течении 20 часов, угрожая взорвать подлодку с ядерным реактором на борту;
  • сентябрь 1998 г. Сержант Министерства внутренних дел (МВД) России на объекте ПО "Маяк", где складировано более 30 т наработанного оружейного плутония, застрелив двух и ранив одного военнослужащего, скрылся вооруженным с места службы. Этот инцидент вынудил Президента России распорядиться о проверке состояния ядерной безопасности на объекте;
  • декабрь 1998 г. Начальник Управления Федеральной службы безопасности сообщил агентству ИТАР-ТАСС, что на одном из ядерных объектов области агентам ФСБ удалось предотвратить хищение и незаконное использование 18,5 кг оружейных ядерных материалов;
  • в июле 1998 г. на пункте приема металлолома Корсаковского торгового порта (Сахалинская обл.) обнаружен радиационный источник (РИТЭГ) в разобранном виде. Похищенный РИТЭГ принадлежал Минобороны России;
  • май - июнь 1998 г. Хищения со склада объединения "Тувакобальт" двух 90 - килограммовых контейнеров с Cs-137 активностью 6,5 Ки, а также хищения гамма-дефектоскопа "Гаммарид-192/120" в ЗАО "СевкавСГЭМ" (Карачаево-Черкесская Республика);
  • апрель 1998 г. В результате грубого нарушения правил перевозки радиоактивных грузов произошло хищение 33 комплектов РИА-наборов. (г.Москва, В/О "Изотоп");
  • в марте 1993 г. на заводе минеральных удобрений ПО "Салаватогсинтез" (г.Салават) обнаружена пропажа двух источников типа ИКИ-Д4 на основе изотопа Cs-137 активностью 1,73 Ки;
  • в конце марта 1993 г. из цеха фосфорной кислоты КПО "Фосфорит" г.Санкт-Петербурга похищены два блока БГИ-75У от гамма-реле ГР-7 с источником излучения на основе радионуклида Cs-137;
  • 10 сентября 1993 г. во время проведения ревизии на Орско-Халиловском металлургическом комбинате обнаружена недостача 18 -ти источников гамма-излучения ИГИ-Ц-Ч из цезия -137. Как выяснилось позже, помещение, где хранились источники, не охранялось;
  • в ноябре 1992 г. рабочие Брянского машиностроительного завода вскрыли датчик (РИД) пожарной сигнализации с плутонием. Кроме облучения рабочих произошло загрязнение территории завода;
  • аппаратчиком Подольского (Московская обл.) НПО "Луч" в течении 1991- 1992 гг. систематически похищались изотопы U -235 для перепродажи. Всего было похищено около 1,5 кг U-235;
  • в октябре 1992г. из ФЭИ г.Обнинск был похищен источник с Cs-137, весом 180 кг;
  • на рынке г.Ижевска задержаны трое человек при попытке продать связку металлических прутьев общим весом 140 кг. При проверке оказалось, что прутья изготовлены из урана с содержанием U-235 на уровне 0,2-0,4%. Среди задержанных оказался сотрудник Чипетского механического завода в г.Глазове (Удмуртия). Чипетский механический завод является одним из предприятий ядерного топливного цикла. По результатам происшествия проведена проверка запасов урана. Обнаружена недостача урана в размере 300 кг. Инцидент с кражей стратегического сырья в ЧМЗ является не первым;
  • в сентябре 1993 г. в г.Херсоне (Украина) при попытке вывоза за границу 38-микилограммового контейнера с цезием-137 задержан житель г.Винница. По оценкам экспертов контейнер оценивается в 200 млн.долларов;
  • 20 октября 1993 г. при подготовке к перегрузке 3-его блока Чернобыльской АЭС обнаружено исчезновение 123-х граммов ядерного топлива из ТВС. Сборка изготовлена в 1982 г. В 1985 г. при проведении операций по перегрузке в ней был обнаружен дефект. Обычно в таких случаях вызывается представитель завода-изготовителя для устранения дефекта, но помешала авария на 4-ом энергоблоке 26 апреля 1986г. Потом решили не вывозить ничего с АЭС, и кассета осталась в одном из помещений блока, без особого присмотра;
  • во время боевых действий и пожара в Московской мэрии  3 - 4 октября 1993 года пострадали радиационные извещатели дыма (РИД). РИД - прибор, который используется в пожарной охране и содержит плутоний. В мэрии установлено 300 таких приборов, многие из которых обгорели и пришли в негодность. Повышенный радиационный фон наблюдался лишь вблизи дефектных приборов. Кроме этого, бесследно исчезли 13 РИД;
  • в декабре 1993 года сотрудники Черноморского УВД на транспорте МВД Украины задержали с поличным группу "бизнесменов", пытавшихся вывезти за границу 260 капсул с ураном-235. Утечка ядерного топлива произошла на одном из предприятий топливного цикла Казахстана. Установлено,что предполагаемая сумма сделки 1200000 долларов США (по примерным данным, подлинная цена этой партии урана на мировом рынке около 20.000.000 долларов США).

Кроме перечисленных инцидентов, хотелось остановиться на крайне опасной ситуации, складывающейся на некоторых ядерных объектах России ("Ядерное распространение" (выпуск 28, февраль 1999 г.):

  • военнослужащие МВД России оставляют свои посты в поисках пищи. Другие отказываются патрулировать периметр объекта, поскольку им не была выдана своевременно зимняя форма одежды;
  • на одном из объектов была отключена вся система безопасности - сигнализация, видеокамеры и портальные мониторы, поскольку из-за неуплаты там была прекращена подача электроэнергии;
  • сентябрь 1998 г. Группе американских экспертов, посетивших г.Москву, было показано здание одного из режимных объектов, где хранилось 100 кг высокообогащенного урана. Оно было неохраняемым, поскольку предприятие, которому принадлежали расщепляющиеся материалы, не могло платить охраннику зарплату, равную 200 долл.США в месяц.

Существующая, исторически сложившаяся система физической защиты в России основывается прежде всего на обеспечении охраны предприятий по периметру их ограждений, чем обеспечивается так называемый режим секретности.

Современная же концепция охраны ядерно- и радиационно-опасных объектов, по аналогии с зарубежным опытом, предусматривает, что главными элементами в системе охраны являются непосредственно категорированные здания, хранилища и помещения, находящиеся на охраняемой территории объекта (что позволит контролировать ЯМ при перемещениях их внутри самих предприятий), при сохранении контроля за охраняемым периметром объекта в целом.

Физическая защита на всех ядерно- и радиационно-опасных объектах таких, как атомные электрические станции, исследовательские ядерные установки и предприятия топливного цикла, организована на основе межведомственных актов, утверждаемых Минатомом России и МВД России.

Войсковая охрана МВД осуществляется, как правило, по периметру объектов. Внутри периметра охрану технологических производств, зданий и сооружений несут: на одних объектах войска МВД, на других - подразделения вневедомственной военизированной охраны,  а на некоторых и те, и другие одновременно.

Пропускной режим, ограничение доступа лиц и грузов в охраняемые зоны организованы в соответствии с рядом ведомственных инструкций и положений, а также с частными инструкциями, отражающими специфику конкретных предприятий.

Усиление физической защиты предприятий по-прежнему осуществляется путем внедрения образцов более совершенной аппаратуры инженерно-технических средств обнаружения (ИТСО), что делается в отдельных случаях силами самих предприятий, исходя из их финансовых возможностей. В то же время обеспечение предприятий современными ИТСО недостаточное. Практически не используется компьютерная техника. Значительное количество применяемой в системе охраны аппаратуры ИТСО выработало двух- трехкратный ресурс, она устарела не только физически, но и морально.

Из-за проблем с финансированием отечественных производителей средств физической защиты в настоящее время на отечественный рынок выходят компании США. Уже подписан ряд соглашений, в которых участвует Минатом России. При этом существует не только опасность вытеснения отечественных производителей с данного рынка, но и более существенная опасность, связанная с возможностью снабжения поставляемой на особо важные объекты продукции из-за рубежа средствами несанкционированного доступа к информации.

Создавшееся положение объясняется целым рядом причин. Среди основных следует отметить то, что едининых правил по организации и обеспечению физической защиты на ядерно- и радиационно-опасных объектах фактически нет. Отсутствует и нормативная документация, определяющая требования при проектировании систем физической защиты, требования по применению комплексов аппаратуры физической защиты, требования по организации центров управления охраной объектов и др.

Применяемое в настоящее время инженерное оборудование контрольно-пропускных пунктов (КПП) и периметра охраняемых объектов не рассчитано на действия со стороны террористических групп. На проездах КПП отсутствуют противотаранные устройства; в местах прохода людей часовые охраны расположены открыто, нет защитных перегородок и пуленепробиваемого остекления; вдоль периметра отсутствуют охранные дороги, рвы, усиленные ограждения и др.

Подавляющее большинство КПП не оборудовано приборами контроля за проносом (провозом) ядерных материалов, металлических изделий и взрывчатых веществ.

Отсутствуют единые для всего объекта (в том числе и крупного) центры управления охраной. Действующие на объектах системы сбора и отображения охранной информации морально устарели, размещены, как правило, в неприспособленных помещениях, а не редко и в самих караульных помещениях, которые в инженерном отношении недостаточно защищены от внезапного нападения или огневого воздействия нападающих.

Одним из наиболее слабых элементов в обеспечении охранных мероприятий продолжает оставаться связь в таких основных звеньях, как "караул-часовой" и "караул-войсковая часть". В системе связи, как правило, используются городские или объектовые коммутаторы связи. Международные требования устанавливают, что в системе физической защиты объекта должно быть не менее двух непрерывно действующих речевых каналов специальной связи.

При перевозке спецпродукции и ядерных материалов по железной дороге в интервалах движения поездов между станциями переадресовки отсутствует надежная связь с лицами, сопровождающими груз.

Постоянная недоукомплектованность личного состава войсковых частей, несущих охрану ядерно- и радиационно-опасных объектов, наряду со значительным разрывом в уровнях оплаты работников основного производства и персонала охраны, создают трудности в организации и поддержании эффективной охраны объектов. До конца не упорядочены правила применения огнестрельного оружия вблизи производственных или жилых помещений. В случаях, когда применение огнестрельного оружия недопустимо, не предусмотрены компенсирующие технические или другие боевые средства (шоковые) для воздействия на потенциального нарушителя.

Порядок физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов определен Постановлением Правительства РФ от 07.03.97 г. № 264.

В.М.Кузнецов  23.11.2000 г.