Некоторые вопросы обеспечения физической защиты объектов атомной энергетики РоссииКузнецов В.М., директор программы по ядерной и радиационной безопасности Российского Зеленого Креста Глава 6. Физическая защита объектов атомной энергетикиСистема охраны ядерно-опасных объектов проектировалась и создавалась одновременно с развертыванием этих объектов, т.е. в начале 50-х, исходя из присущих тому времени представлениях о возможных угрозах для этих объектов. В то же время были сформулированы требования по обеспечению их защиты, которые просуществовали вплоть до 80-х годов. Начавшиеся с середины 80-х годов социально-политические процессы в стране и в мире, сокращение личного состава Вооруженных сил и снижение уровня подготовки призывного контингента в условиях обострения криминогенной обстановки привели к необходимости внесения кардинальных изменений в методологию обеспечения безопасности ядерно-опасных объектов. Суть комплексного подхода сводится к предотвращению возможных инцидентов с ядерными делящимися материалами (ЯДМ) и радиоактивными веществами (РВ) на всех этапах их жизненных циклов (производства, разработки, испытания, транспортировки и утилизации) и состоит в дополнении традиционных мер противотеррористической защиты быстрым внедрением высокоэффективных автоматизированных комплексов, существенно повышающих уровень защищенности ядерно-опасных объектов от воздействия всех факторов риска, в том числе, связанных с неосторожными и умышленными действиями персонала объектов, действием крупных хорошо оснащенных террористических групп и др. Отсрочка решения этой проблемы может привести к радиационным катастрофам, социальные и политические последствия которых будут необратимы. Несмотря на наличие Государственных программ, предусматривающих усиление мер безопасности ядерно-опасных объектов, заложенные в программах меры не выполняются в полном объеме из-за отсутстви|апример, выделенные Минобороны России в 1996 г. средства на закупки элементов физической защиты обеспечили лишь 3% заявленных потребностей войск, что не позволяет осуществить поставки необходимой номенклатуры технических средств охраны для решения хотя бы первоочередных задач [42]. Такое положение характерно для объектов, находящихся в ведении как Минобороны России, так и Минатома России. Неустойчивое финансирование программ по обеспечению безопасности ядерно-опасных объектов при недостаточной оснащенности техническими средствами контроля и охраны, в условиях роста социальной напряженности, ухудшения криминогенной обстановки, существования межнациональных конфликтов чревато последствиями, ущерб от которых не сопоставим с затратами, необходимыми на реализацию самих программ. Такое положение вещей находит свое отражение на практике. Так, согласно высказываниям заместителя начальника департамента Минатома РФ Н.Редина, в период с 1992 по 1995 гг., было зафиксировано около 30-ти хищений ядерных материалов с объектов Минатома России (ИТАР-ТАСС, 28.10.98 г.). Спустя год после этой информации, начальник отдела учета и контроля ядерных материалов Минатома России В.Ерастов в интервью с корреспондентом "Ядерного контроля" (№ 6, 1999 г.) сообщал уже о 52-х случаях хищения ядерных материалов за тот же временной интервал. Так, где же правильные цифры. Кроме этого, экс-Председатель Государственного таможенного комитета В.Драганов сообщал, что в 1998 г. российские таможенники предотвратили несколько попыток перемещений через границы РФ ядерных материалов. В ряде случаев подобные действия совершались под прикрытием дипломатического иммунитета. Причем указанные материалы не вывозились из России, а следовали транзитом через российскую территорию ("Интерфакс", 26.01.99 г.). Ниже приведены некоторые характерные примеры, связанные с хищением ЯДМ и РВ, а также инциденты, связанные с охраной режимных предприятий расположенных на территории экс-Советского Союза:
Кроме перечисленных инцидентов, хотелось остановиться на крайне опасной ситуации, складывающейся на некоторых ядерных объектах России ("Ядерное распространение" (выпуск 28, февраль 1999 г.):
Существующая, исторически сложившаяся система физической защиты в России основывается прежде всего на обеспечении охраны предприятий по периметру их ограждений, чем обеспечивается так называемый режим секретности. Современная же концепция охраны ядерно- и радиационно-опасных объектов, по аналогии с зарубежным опытом, предусматривает, что главными элементами в системе охраны являются непосредственно категорированные здания, хранилища и помещения, находящиеся на охраняемой территории объекта (что позволит контролировать ЯМ при перемещениях их внутри самих предприятий), при сохранении контроля за охраняемым периметром объекта в целом. Физическая защита на всех ядерно- и радиационно-опасных объектах таких, как атомные электрические станции, исследовательские ядерные установки и предприятия топливного цикла, организована на основе межведомственных актов, утверждаемых Минатомом России и МВД России. Войсковая охрана МВД осуществляется, как правило, по периметру объектов. Внутри периметра охрану технологических производств, зданий и сооружений несут: на одних объектах войска МВД, на других - подразделения вневедомственной военизированной охраны, а на некоторых и те, и другие одновременно. Пропускной режим, ограничение доступа лиц и грузов в охраняемые зоны организованы в соответствии с рядом ведомственных инструкций и положений, а также с частными инструкциями, отражающими специфику конкретных предприятий. Усиление физической защиты предприятий по-прежнему осуществляется путем внедрения образцов более совершенной аппаратуры инженерно-технических средств обнаружения (ИТСО), что делается в отдельных случаях силами самих предприятий, исходя из их финансовых возможностей. В то же время обеспечение предприятий современными ИТСО недостаточное. Практически не используется компьютерная техника. Значительное количество применяемой в системе охраны аппаратуры ИТСО выработало двух- трехкратный ресурс, она устарела не только физически, но и морально. Из-за проблем с финансированием отечественных производителей средств физической защиты в настоящее время на отечественный рынок выходят компании США. Уже подписан ряд соглашений, в которых участвует Минатом России. При этом существует не только опасность вытеснения отечественных производителей с данного рынка, но и более существенная опасность, связанная с возможностью снабжения поставляемой на особо важные объекты продукции из-за рубежа средствами несанкционированного доступа к информации. Создавшееся положение объясняется целым рядом причин. Среди основных следует отметить то, что едининых правил по организации и обеспечению физической защиты на ядерно- и радиационно-опасных объектах фактически нет. Отсутствует и нормативная документация, определяющая требования при проектировании систем физической защиты, требования по применению комплексов аппаратуры физической защиты, требования по организации центров управления охраной объектов и др. Применяемое в настоящее время инженерное оборудование контрольно-пропускных пунктов (КПП) и периметра охраняемых объектов не рассчитано на действия со стороны террористических групп. На проездах КПП отсутствуют противотаранные устройства; в местах прохода людей часовые охраны расположены открыто, нет защитных перегородок и пуленепробиваемого остекления; вдоль периметра отсутствуют охранные дороги, рвы, усиленные ограждения и др. Подавляющее большинство КПП не оборудовано приборами контроля за проносом (провозом) ядерных материалов, металлических изделий и взрывчатых веществ. Отсутствуют единые для всего объекта (в том числе и крупного) центры управления охраной. Действующие на объектах системы сбора и отображения охранной информации морально устарели, размещены, как правило, в неприспособленных помещениях, а не редко и в самих караульных помещениях, которые в инженерном отношении недостаточно защищены от внезапного нападения или огневого воздействия нападающих. Одним из наиболее слабых элементов в обеспечении охранных мероприятий продолжает оставаться связь в таких основных звеньях, как "караул-часовой" и "караул-войсковая часть". В системе связи, как правило, используются городские или объектовые коммутаторы связи. Международные требования устанавливают, что в системе физической защиты объекта должно быть не менее двух непрерывно действующих речевых каналов специальной связи. При перевозке спецпродукции и ядерных материалов по железной дороге в интервалах движения поездов между станциями переадресовки отсутствует надежная связь с лицами, сопровождающими груз. Постоянная недоукомплектованность личного состава войсковых частей, несущих охрану ядерно- и радиационно-опасных объектов, наряду со значительным разрывом в уровнях оплаты работников основного производства и персонала охраны, создают трудности в организации и поддержании эффективной охраны объектов. До конца не упорядочены правила применения огнестрельного оружия вблизи производственных или жилых помещений. В случаях, когда применение огнестрельного оружия недопустимо, не предусмотрены компенсирующие технические или другие боевые средства (шоковые) для воздействия на потенциального нарушителя. Порядок физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов определен Постановлением Правительства РФ от 07.03.97 г. № 264. В.М.Кузнецов 23.11.2000 г. |
НОВОСТИ
|