Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Реувен Паз: Чечня никогда не была приоритетом для Аль-Каиды

  

Реувен Паз, директор израильского Проекта по изучению исламских движений (PRISM), в 1971-94 гг. служил в контрразведке ШАБАК, последняя должность - руководитель исследовательского отдела, в 1997-2000 гг. - директор Института международной политики в области борьбы с терроризмом в междисциплинарном центре Herzliya. Один из ведущих экспертов по исламистской идеологии. Он комментирует Андрею Солдатову (Agentura.Ru) роль Аль-Каиды на Кавказе:

- Я пытаюсь понять, когда Чечня перестала быть интересной для глобального движения джихада. Ведь, как мы видим, после Беслана чеченские боевики отказались использовать тактику Аль-Каиды. Как вы думаете, когда Аль-Каида потеряла интерес к Чечне?

- Я думаю, что Чечня никогда не была приоритетом Аль-Каиды в качестве части глобального джихада. Арабский батальон Хаттаба, конечно, прибыл в Чечню в середине 90-х из Афганистана или Боснии, но не по приказу Аль-Каиды. Аль-Каида не решила идеологическую проблему: как относиться к войнам за независимость таким, как Чечня или Палестина. Но я думаю, что главной поворотной точкой для Чечни был 2003 год - начало приезда в Ирак добровольцев. Упор на Ирак как альтернативу Афганистану заставила Аль-Каиду снизить интерес к чеченской борьбе и к России. Арабские добровольцы едут только в Ирак и перестали прибывать в Чечню. Хотя некоторые Саудовские исламисты, как Юсеф аль-Айири (командир ячейки Аль-Каиды в Саудовской Аравии и личный телохранитель Бен Ладена, убитый в 2003 году, прим. авторов), пытались рассматривать чеченский конфликт как часть глобального джихада. Однако складывается впечатление, что Чечня, по крайней мере, на некоторое время, ушла на задний план в стратегии Аль-Каиды.

- Некоторые эксперты (как Рохан Гунаратна, например) считают, что аль-Заркави намерен создать собственную глобальную сеть параллельно с Аль-Каидой. Какая будет разница между сетью аз-Заркави и Бин Ладена?

- я не знаю, на чем основаны утверждения Рохана. Я не знаю, что будет дальше с Заркави, поскольку он теперь не главная фигура от Аль-Каиды в Ираке. Я предполагаю, что он может попытаться построить сеть в странах вокруг Израиля - в Ливане, Египте и на Синае, Иордании (его родине), и в Газе, чтобы создать альтернативу возможному изменению политики Хамаса в области террора и бороться против Израиля и Иордании. Аз-Заркави больше способен, чем бин Ладен создавать сети людей, которые стремятся проводить немедленные операции без длительной идеологической и военной подготовки.

- Есть мнение, что сеть Заркави в конце концов может заменить собой находящуюся в упадке сеть Аль-Каиды…

- Еще слишком преждевременно делать такие заявления.

- А может ли Аз-Заркави решить проблемы с национально-освободительными движениями, в которые не в состоянии вписаться Аль-Каида?

- Аз-Заркави, больше чем Аль-Каида и бин Ладен, стремится включиться в местные и национальные конфликты. Факт, что он иорданец, может привезти к тому, что он попытается наладить контакт с чеченскими арабами.

Смотри также на "Агентуре":

В сентябре 2005 года в Daily Star Реувен Паз опубликовал крайне интересный материал об идеологии Аль-Каиды, который можно свести к следующим тезисам:

  • Западное разведсообщество испытывает трудности в понимании процесса принятия решений в Аль-Каиде
  • Сложно провести границу между идеологией Аль-Каиды и ее стратегией.
  • В прошлом терроризм был другим: он был локальным и преследовал местные, конкретные цели. Даже марксистский терроризм, при глобальной идеологии, исповедовался локальными группами с только общей идеологией и стратегией. Даже Хамас и Хезболлах - это локальные группы. В то же время исламистские движения, как Братья-мусульмане, Хизб ут-Тахрир, или Даава ва-Талиб, имеют глобальную природу, но предпочитают оставаться ненасильственными, и фокусируются тоже на локальных выступлениях.
  • Способности Аль-Каиды вербовать исламскую молодежь, в особенности в арабских странах, впечатляющи. Это основано в том числе на апокалиптическом видении, и на новом поколении как молящихся, так и проповедников и даже интеллектуалов.
  • В апреле 1988 года духовный отец Аль-Каиды Абдулла Азам написал статью "Солидная основа", где сформулировал принципы Аль-Каиды: 1. длительный период обучения (тарбиях), 2. смещение сущности джихада от средства для достижения религиозно-политических целей в самоцель. Азам был один такой идеолог, все остальные лидеры Аль-Каиды - бин Ладен, Абу Хафс, ал-Завахири и сейчас аз-Заркави - скорее оперативники
  • В настоящее время в Аль-Каиду пришло второе поколение бойцов, которые воевали не в Афганистане и Боснии, а пришли из Ирака, Европы, Южной Азии. Принцип действия Аль-Каиды - перенес боев в сердце врага, операции смертников, и убийства мусульман, причем одобренные священнослужителями - все это придумано оперативниками и действует на воображение мусульманской молодежи повсюду. Это новая стратегия на старой идеологии. Даже израильско-палестинский конфликт больше не так важен, как раньше. Завахири изменил позицию Египетского Исламского Джихада, заявив, что "дорога к освобождению Иерусалима лежит через освобождение Каира и Дамаска".
  • Стратегия Аль-Каиды и ее глобального джихада - это результат процессов в арабском мире: оппозиция арабским правительствам, война в Ираке и американская оккупация там, невозможность проникнуть на палестинские территории из-за традиционной оппозиции Хамаса с их совсем другим способом действия, слабость саудовского режима, растущая поддержка в саудовском обществе, также как и в других странах арабского мира, инсургентов в Ираке.
  • Основная идеологическая идея остается прежней: освобождение всего исламского мира от западно-еврейского колониализма, создание исламских государств на основе исламского права по божественным законам.
  • В то же время стратегия сильно изменилась: Ирак стал одним из важнейших элементов в стратегии Аль-Каиды,   - это модель для других. При этом Ирак не идеологическая цель - это катализатор для гнева мусульманской молодежи.
  • Джихадисто-салафисткие идеологи могут не одобрять это полностью, но контроль тут в руках оперативников. Кроме того, нынешнее поколение мусульман плохо знает Ислам, но их апокалиптичные взгляды позволяют использовать их для нужд стратегов.

Смотри также на "Агентуре":