Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Лучший портретист ЦРУ

Ирина Бороган

Такие шпионские атрибуты, как накладные усы, очки и парик, слишком часто показывают кино, поэтому никто не воспринимает их всерьез. Тем не менее грим и переодевания спецслужбы использовали всегда и не собираются отказываться от приемов маскировки.

Правда, к гриму во всех спецслужбах относятся по-разному. Например, у советских разведчиков грим никогда не был в особом почете. В ПГУ КГБ отсутствовало подразделение, специализирующееся на гриме, нет его и в Службе внешней разведки. Специалисты этого профиля раньше работали только в так называемой "семерке" (7-ом управлении КГБ, отвечающим за слежку), а сегодня служат в Оперативно-поисковом управлении ФСБ.

ЦРУ, напротив, прибегало к гриму при каждом удобном случае. Там несколько десятилетий существует отдел, который занимается только маскировкой: гримом, фальшивыми документами, переодеваниями - в общем тем, что может превратить хорошо знакомого вам человека в совершенно неузнаваемую личность. Создатель этого подразделения Тони Мендес - живая легенда американской разведки. И хотя 12 лет назад он вышел в отставку, техники маскировки, разработанные гениальным гримером, используются до сих пор.

Верный штрих

В 1965 году, прочитав объявление в газете: "ищем художников для работы по всему миру", - Мендес попал в штаб-квартиру ЦРУ. После собеседований и проверок он был принят на работу в техническое подразделение.

Мендеса направили в отдел, в котором трудилось 12 художников. В специальном помещении размещалась спецаппаратура для изготовления документов, денежных купюр и т п. Когда Мендес обучился всем необходимым приемам, ему стали поручать ответственные задания- изготавливать документы для агентов, забрасываемых за Железный занавес. Здесь требовалась абсолютная точность - один неверный штрих мог перечеркнуть жизнь агента.

В 1968 году Тони командировали в Гонконг, а затем во Вьетнам. Правда, во Вьетнаме грим и другие маскировочные приемы использовать сначала опасались. В основном работа Мендеса по-прежнему заключалась в виртуозной подделке документов.

Но однажды сложилась безвыходная ситуация, и ничего другого не оставалось, как попытаться изменить внешность одному офицеру и его агенту. Для их маскировки Мендес использовал специальные голливудские гримерные материалы, с помощью которых можно изменить цвет и форму не только лица, но даже рук. Поначалу коллеги отнеслись к этой затее скептически, но когда на их глазах азиат и негр превратились в двух кавказцев, оптимизма прибавилось. Спустя час работа Мендеса прошла первую проверку - загримированные люди в автомобиле не вызвали никакого подозрения и без проблем миновали ближайший блокпост.

Волшебное королевство против КГБ

Основная трудовая деятельность Мендеса пришлась на годы Холодной войны, и естественно, что большая часть усилий его подразделения (которое иногда называли волшебным королевством) была направлена против КГБ. Тони Мендес использовал свои уникальные навыки маскировщика для вывоза агентов ЦРУ из Советского Союза.

В феврале 1974 года Мендес самолично прибыл в Москву для выполнения операции по вызволению своих агентов и членов их семей.

Он нервничал, хотя имел при себе первоклассные документы на чужое имя. Незадолго до этого Мендесу сообщили,что северовьетнамским спецслужбам известно его имя, приметы и то, чем он занимается, и все эти данные переданы КГБ. Теперь все его данные имеются не только на Лубянке, но и разосланы по всем резидентурам в посольствах СССР во всем мире. Великий гример вспоминал, что в тот день, он сам был загримирован лишь слегка. Но в Шереметьево-2 все обошлось.

Перед ним стояла задача - усовершенствовать связь с агентами и сделать ее более безопасной в обстановке возрастаюшей шпиономании. Радиосвязь, как ни странно, была самым безопасным способом связи с агентами на местах, но и коротковолновые сигналы пеленговались.

1976 июль. Агент Трианон (сотрудник советского МИДа Александр Огородник, чья история известна по фильму "ТАСС уполномочен сообщить"), был завербован во время работы в посольстве однойиз западных стран. Но он давно не выходил на связь, и в ЦРУ решили, что ему угрожает опасность. Перед командой "маскировщиков" стояла задача выйти на связь с Трианоном, и в случае необходимости эвакуировать его из СССР.Но прежде, чем выходить на связь с Трианоном, маскировщикам необходимо было хорошенько замаскироваться самим, так как их внешность была известна кагэбэшной наружке. Переодевшись в броские практически карнавальные костюмы, часть группы отвлекала внимание наружки. В результате связь с агентом восстановили, и вскоре узнали, что его длительное молчание было связано с тем, что он болел и лежал в госпитале. Вскоре маскировщики получили от Трианона и долгожданный контейнер с фотокопиями секретных документов. В ходе этой операции, отмечает Мендес,была опробована новая техника маскировки, которая затем была "поставлена на поток" в ЦРУ.

Спустя год после провала одной агентши в Москве, засланной для связи с Трианоном, в ЦРУ решили, что Трианон может быть приговорен к смертной казни и расстрелян. И хотя план по его эксфильтрации был почти готов, он уже не потребовался. Трианон был арестован, но проглотил капсулу с ядом. Но это был не последняя операция Мендеса в СССР.

А методы маскировки, опробованные в Москве, Мендес использовал в Иране в 1979 году, когда тайно вывозил из Тегерана американских дипломатов, спасая их от стражей исламской революции.

Тони Мендес: "Он был хорошим учеником"

Тони Мендес - очень осторожный человек. Поэтому мне пришлось назвать имена двух поручителей, которые дали мне номер его телефона. Лишь после этого он согласился говорить с русским журналистом:

- Известно ли Вам о существовании подразделений маскировки, подобных Вашему в ЦРУ, в спецслужбах других стран?

- Я уверен, все серьезные спецслужбы в той или иной степени нуждаются в гриме и маскировке, это естественно. Я думаю, что и КГБ, конечно же, имело свой грим, но просто существование таких специалистов было засекречено. По крайней мере, я сталкивался с тем, когда они использовали грим. Может быть, не было такого специального подразделения в КГБ, но специалисты точно были. Иногда они это использовали. Точно.

- Они хорошо работали?

- Да, неплохо.

- Говорят, что скончавшийся на днях при странных обстоятельствах Ли Ховард, бывший сотрудник ЦРУ, перебежавший в СССР в 80-х, был Вашим учеником. Это правда, что много лет назад Вы учили Ли Хорварда?

- Да, это правда. Я его очень хорошо знал и он был моим учеником.

- Хорошим учеником или не очень?

- Он был очень хорошим учеником.

- Он использовал приемы, которым Вы его научили, при побеге?

- Да, он использовал наши приемы маскировки, когда бежал в СССР. Все те же приемы, что мы использовали, работая против КГБ.

- Собираетесь ли Вы посетить Москву?

Да, собираюсь, но пока не знаю когда. Мне было бы очень интересно посмотреть на Москву, ведь я последний раз был у Вас, кажется, 14 лет назад. Кстати, сейчас как раз выходит моя новая книга под названием "Боец".

СВР: "Нам это не нужно"

Борис Лабусов, руководитель пресс-службы СВР:

- У нас грим не используется во внешней разведке. Смысла нет: представьте, человек, который живет в определенном месте и окружении вдруг вылезает загримированный в другом месте. Это верный признак того, что он занимается ни тем, для чего он приехал в эту страну - как дипломат или бизнесмен (под которых чаще всего легендируются разведчики).

Грим используется в наружном наблюдении - там в ходу и усы и парики, но это контрразведка. Когда есть риск, что сотрудник уже "наружки" попал в поле зрения объекта, здесь используют грим, чтобы изменить внешность человека.

Документы прикрытия - другое дело, они используются часто для выезда из страны, когда речь идет о разведчиках-нелегалах или агентах, но не грим. Теоретически, конечно, грим может использоваться во внешней разведке, но я лично таких примеров не знаю. Не надо все усложнять: представьте, возникли экстренные обстоятельства и человеку надо срочно покинуть страну. Как он будет гримироваться, ведь фото в паспорте должно соответствовать внешности. Кроме того, даже артистов по два часа гримируют, а затем постоянно поправляют грим. А кто разведчику будет его поправлять по дороге в аэропорт или в поезде? Нет в этом смысла для внешнего разведчика. И специалистов по гриму в СВР нет, но если бы была такая задача, - были бы спецы. Возможно, грим мог использоваться раньше в международном отделе ЦК при контактах с нелегальными компартиями. Может быть, его использовали для известных людей, например, Луиса Корвалана, которого все знают в лицо.

Версия, 29 июля - 4 августа 2002