Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Глаз как у орла

Как японцы отняли у наших шпионов фотокамеры

Российские разработчики шпионской техники недавно попали в курьёзное положение. Сотрудники предприятия с говорящим названием "Спецтехника и связь" при МВД успешно завершили работу над фотоаппаратом для скрытой съёмки и представили опытный образец своему заказчику - Министерству внутренних дел. Новинку сразу же опробовали в действии сотрудники Оперативно-поискового управления МВД, которые по долгу службы занимаются слежкой и прослушкой. Фотокамера пришлась оперативникам по душе, и зашла речь о её серийном производстве.

Но тут выяснилось, что по не зависящим от разработчиков причинам в серию эта шпионская техника не пойдёт. Оказывается, новый цифровой фотоаппарат модульной конструкции был создан на базе одной из моделей японской фотокамеры Minolta. Но к прошлому году, когда выпуск спецфотоаппаратуры решили поставить на поток, японцы перестали выпускать нужную модель. Получилось, что три года наши специалисты работали впустую, 400 тысяч рублей, выделенных на исследования, улетели в корзину, а милиционеры и контрразведчики остались без дефицитной техники.

Безумный "Аякс"

Аякс-9

Так сложилось, что в области тайных фотоаппаратов нам всегда приходилось догонять Запад. Родиной шпионских камер считаются Франция и Германия. Изобретатель всемирно известного "Минокса" инженер Вальтер Зепп создал уникальную шпионскую фотокамеру в 1938 году. Изобретение оказалось настолько совершенным, что расчётливые немцы выпускают камеру до сих пор. В СССР нечто подобное изобрели только десять лет спустя.

После войны по приказу Берии начала работать первая специальная фотооптическая лаборатория, её задачей было оснастить советские спецслужбы современной техникой. В 1948 году НКВД получил первый малогабаритный фотоаппарат "Аякс-8", умещавшийся в кулаке. Но новинка имела несколько недостатков. Во-первых, снимала только половину кадра. А во-вторых, при использовании "Аякса-8" в конспиративных условиях возникали проблемы; чтобы сделать снимок, требовалось немалое усилие (до 5 кг) и процесс съёмки сопровождался изрядным шумом.

Правда, уже в следующем году на смену ему пришёл усовершенствованный "Аякс-9", объектив которого можно было спрятать под обыкновенной пуговицей. А главное, агенту уже не приходилось давить на кнопку с огромной силой: новый "Аякс" имел пружинный взвод для автоматической съёмки до 10 кадров. Следующая модель, "Аякс-10", могла снимать через женскую брошку, пряжку брючного ремня и замок портфеля: разработчики сконструировали для "малышки" именно такой камуфляж. 

И только в 1952 году МГБ СССР получило технику, которую ждало много лет, - простой в использовании и надёжный "Аякс-12", ставший самым массовым тайным фотоаппаратом XX века. Отставники КГБ, вспоминая его добрым словом, даже сравнивают качество этой камеры с советской пенсией: хорошо, стабильно, надёжно. Помимо МГБ-КГБ, МВД и ГРУ эти фотоаппараты получали все друзья и партнёры СССР.

Как утверждают в ФСБ, "Аякс-12" до сих пор используется спецслужбами стран СНГ - конечно же, не от хорошей жизни. Тем не менее его и сейчас ценят за то, что для съёмки можно использовать обычную фотоплёнку с отрезанной перфорацией и быстро её менять с помощью специальной кассеты. После "холодной войны" запустили коммерческий вариант шпионского фотоаппарата под названием "Зенит МФ-1", который продавался в обычном магазине. А фанаты, коллекционирующие спецтехнику, могут приобрести подлинник на нью-йоркских и лондонских аукционах примерно за 150-200 долларов.

Немецкое качество против русской смекалки

Несмотря на проигрыш во времени создания шпионской техники, после Второй мировой войны СССР обгонял Запад по ассортименту, качеству и уникальности спецаппаратуры. 

Немецкий "Робот". Объектив закомуфлирован под застежку, спуск - под ручку сумки

Судите сами. У немцев первые модели фотоаппарата "Робот" появились ещё в 1934 году. Аппарат применялся во Второй мировой войне германскими лётчиками для съёмки результатов бомбёжек, а также сотрудниками фашистской разведки. Затвор "Робота" приводился в действие пружинным двигателем и позволял выполнять последовательную съёмку без необходимости взводить затвор и проматывать плёнку после каждого кадра.

Но хотя в 40-х годах "Робот" активно использовался спецслужбами как коммунистического блока, так и западных стран, однако большие габариты "Робота" проигрывали советским "Аяксам", которые можно было закамуфлировать даже в дамский бюстгальтер.

Это не ксерокс 

И "Аякс", и "Минокс" агенты разведок разных стран мира использовали для слежки за живыми объектами. Они должны фиксировать людей в любые моменты их жизни - во время работы или в момент интимной связи.

Для тайного копирования документов требовалась совершенно иная техника. В 70-х годах ЦРУ - самая молодая из всех могущественных спецслужб - удивила весь шпионский мир уникальной фотокамерой "Тропелл Т-100". Американцы камуфлировали её в зажигалки, авторучки и брелоки, и эти непритязательные предметы агенты ЦРУ использовали практически по всему миру, в том числе и при работе в СССР. По сравнению с советскими аналогами 70-х годов фотоаппарат ЦРУ имел лучшее разрешение плёнки (180 линий на 1 мм против 120 у нашей зажигалки). Это объяснялось высоким качеством западной сверхтонкой плёнки, которого конструкторы КГБ и их коллеги из Штази (ГДР) не смогли в то время достичь.

Тем не менее сами американцы считали советскую технику более простой, надёжной и потому более удобной в оперативной работе. Советские камеры, хоть и снимали лист формата А4 за два приёма, зато для продолжения работы требовалось сменить только кассету, а у американцев - весь механизм.

В домашних условиях

Характерно, что в последнее время шпионы в России пренебрегают спецтехникой. Основной вал разведывательной информации иностранным спецслужбам предоставляют не завербованные агенты, а так называемые инициативники, которые по доброй воле решили подработать на продаже госсекретов. Однако разведки не разбрасывают денег на ветер, и, чтобы завоевать их доверие, приходится на первую же встречу нести доказывающий осведомлённость предателя материал. И зачастую объектом торговли становятся материалы, отснятые обычной "мыльницей" в домашних условиях. Два года назад управление военной контрразведки ФСБ разоблачило младшего научного сотрудника Центрального научно-исследовательского института Минобороны подполковника С. Авраменко.

Подполковник, используя служебное положение, собрал и вынес за пределы войсковой части секретные и совсекретные документы о новейших разработках в области создания боевой авиационной техники. Затем он просто перефотографировал их обыкновенным фотоаппаратом. Отснятые фотоплёнки Авраменко вывез за границу, где собирался передать их за крупное денежное вознаграждение представителям иностранного государства. Московский окружной военный суд за государственную измену приговорил подполковника к четырём годам лишения свободы.

***

Монтаж для пропаганды

Сегодня не так много известно о том, насколько эффективно используют спецфотоаппаратуру российские спецслужбы. Однако ею прекрасно научился пользоваться их противник. В начале второй чеченской кампании Росинформцентр сообщил, что для поднятия духа боевиков и вербовки в их ряды молодёжи чеченские сепаратисты сформировали специальные группы. Перед ними поставили задачу документировать военные действия на территории республики с помощью фото- и видеотехники. Помимо съёмок реальных бандитских вылазок и столкновений с федеральными силами спецгруппы занимались и фальсификацией. Например, они монтировали кадры, снятые в 1994-1996 годах, и выдавали их за свежие. Надо признать, что, судя по деятельности сайта "Кавказ.орг", полученные таким образом пропагандистские материалы пользуются большим успехом и вполне эффективны.

"Агентура.Ру" при участии Музея Кита Мэлтона