Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

  

"Патриотический акт": юридический анализ

В.А. Власихин, кандидат юридических наук

Антитеррористический закон США именуется "Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему". Его краткое наименование или, как принято это называть в американской законодательной системе, "популярное название" - "Акт патриота США 2001 года" (оригинал на английском языке можно найти, например, на сайте http://www.politechbot.com/p-02714.html).

Принятие закона. Новый закон о борьбе с терроризмом в США был принят шесть недель спустя после террористических атак на Нью-Йорке и Вашингтон 11 сентября. В среду, 24 октября, законопроект был утвержден Палатой представителей Конгресса 357 голосами против 66, в четверг Сенат принимает законопроект 98 голосами всего при одном голосе против,и уже в пятницу, 26 октября, Президент Буш-младший подписывает его в Белом Доме в окружении деятелей администрации, руководителей правоохранительных ведомств и законодателей от обеих партий, которые активно участвовали в разработке закона. Основным идеологом и разработчиком нового закона был Джон Эшкрофт, Генеральный прокурор США и в этом качестве - глава министерства юстиции как ведущего федерального правоохранительного ведомства, включающего в себя прокуратуру, Федеральное бюро расследований, службу иммиграции, тюремное ведомство и ряд других силовых структур.

На церемонии подписания в Белом Доме Президент Буш-младший пообещал, что "государство будет исполнять настоящий закон со всей решимостью, как и полагается стране, находящейся в состоянии войны… Билль, лежащий передо мной, учитывает новые реалии и опасности, исходящие от современных террористов. Он поможет правоохранительным органам выявлять, разоблачать, разоружать и карать террористов до того, как они нанесут свой удар".

Джон Эшкрофт выпустил заявление, оповещающее страну, что он предписал всем 94 федеральным окружным прокуратурам и 56 региональным управлениям ФБР приступить к реализации закона сразу после его подписания Президентом. "Новые нормы возлежат на двух основополагающих принципах: установление плотнейшего оперативного наблюдения за террористами и быстрота при розыске и перехвате террористов…". Накануне подписания закона Генеральный прокурор пообещал, что федеральные прокуратуры и оперативно-следственные аппараты ФБР будут жестко применять введенные антитеррористические меры: "Пусть террористы, затаившиеся среди нас, знают: если ты задержался в стране всего лишь на один день сверх срока, установленного визой, мы арестуем тебя; если ты нарушил местный закон, тебя посадят в тюрьму, и ты будешь оставаться за решеткой как можно дольше. Мы используем любой применимый закон. Мы используем любое преимущество, которым располагает прокуратура". Он сообщил, что за период, прошедший с 11 сентября около тысячи подозреваемых были арестованы или заключены под стражу в целях проводимых расследований: "Наша единственная цель - предотвратить террористические атаки, отправив лиц, подозреваемых в терроризме, за решетку". 

Определения. Новый закон скорректировал определения терроризма, содержавшиеся в действующем федеральном законодательстве, расширил понятие "федеральное преступление, связанное с терроризмом", включив в эту категорию ряд тяжких насильственных преступлений, ранее к ней не относившихся, дополнил Титул 18 Свода законов США (американские юристы часто называют его "федеральным уголовным кодексом") ранее законодательно не существовавшим понятием "внутренний терроризм". Кроме того, все преступления, преследуемые по статье 2332b "Акты терроризма, совершаемые с пересечением государственных границ" и отнесенные к "федеральным преступлениям, связанным с терроризмом", включены теперь в круг уголовно наказуемых деяний, преследуемых также и по статье 1961 (1) Титула 18 Свода законов США, являющейся частью закона о борьбе с организованной преступностью, известной как Закон РИКО "Коррумпированные и находящиеся под рэкетирским влиянием организации". Это автоматически резко усилило санкции за преступления, связанные с терроризмом (поскольку в США уголовное наказание определяется путем сложения санкций), и пополнило арсенал карательных возможностей федерального правительства в борьбе с терроризмом как разновидностью организованной преступной деятельности.

Дополненная статья 2331 (Глава 113В "Терроризм") федерального уголовного кодекса определяет "международный терроризм" как

"деятельность, которая:

  • (А) включает акты насилия или акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных законов Соединенных Штатов или какого-либо штата, либо которые являлись бы уголовно наказуемым деянием, если были бы совершены в пределах юрисдикции Соединенных Штатов или какого-либо штата;
  • (В) выглядит направленной
  • на запугивание или принуждение гражданского населения;
  • на оказание влияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо
  • на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения, убийства государственного деятеля или его похищения; и
  • (С) имеет место преимущественно вне территориальной юрисдикции Соединенных Штатов или осуществляется с пересечением государственных границ в смысле используемых для ее осуществления средств, лиц, избранных объектами запугивания или принуждения, либо места, в котором действуют или ищут себе убежище нарушители".

"внутренний терроризм" согласно новой норме означает

"деятельность, которая:

  • включает акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных законов Соединенных Штатов или какого-либо штата;
  • выглядит направленной 
  • на запугивание или принуждение гражданского населения;
  • на оказание влияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо
  • на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения, убийства государственного деятеля или его похищения; и
  • имеет место преимущественно в пределах территориальной юрисдикции Соединенных Штатов".

Статья 2332b ("Акты терроризма, совершаемые с пересечением государственных границ") следующим образом описывает объективную сторону преступлений:

"(1) […] тот, кто, включая действия, совершаемыес пересечением государственных границ […],

(А) убивает, похищает какое-либо лицо в пределах территории Соединенных Штатов, причиняет ему увечья, совершает нападение на какое-либо лицо в пределах территории Соединенных Штатов, причиняющее тяжкие телесные повреждения, или нападает на какое-либо лицо в пределах территории Соединенных Штатов с опасным для жизни орудием; или

(В) создает существенный риск причинения тяжких телесных повреждений любому другому лицу посредством разрушения или причинения ущерба какому-либо сооружению, транспортному средству или иному недвижимому либо движимому имуществу в пределах территории Соединенных Штатов; в нарушение законов какого-либо штата или законов Соединенных Штатов", наказывается в соответствии с пунктом (с). […]

Наказания:

"(1) […]Тот, кто нарушает настоящую статью, наказывается:

  • (А) за убийство или причинение смерти какому-либо лицу в результате каких-либо действий, запрещенных настоящей статьей - смертной казнью или лишением свободы на любой срок либо пожизненно;
  • (В) за похищение человека - лишением свободы на любой срок либо пожизненно;
  • (С) за причинение увечий - лишением свободы на срок до 35 лет;
  • (D) за нападение с опасным для жизни орудием или нападение, причиняющее тяжкие телесные повреждения, - лишением свободы на срок до 30 лет;
  • (Е) за разрушение или причинение ущерба какому-либо сооружению, транспортному средству или иному недвижимому либо движимому имуществу - лишением свободы на срок до 25 лет;
  • (F) за покушение на совершение посягательства или сговор о совершении посягательства - лишением свободы на любой срок в пределах срока наказания, которое было бы назначено в случае доведения посягательства до конца; и
  • (G) за угрозу совершить посягательство, преследуемое на основании настоящей статьи, - лишением свободы на срок до 10 лет".

Далее в тексте статьи следует обновленный и расширенный перечень преступлений, связанных с терроризмом:

"(5) термин "федеральное преступление, связанное с терроризмом", означает посягательство, которое

  • (А) задумано с целью оказания воздействия на действия государства посредством устрашения или принуждения либо принятия против государства мер возмездия за его действия; и
  • (В) представляет собой нарушение

(i) статьи 32 (относящейся к разрушению воздушного судна или объектов воздушного сообщения), 37 (относящейся к насилию в аэропортах), 81 (относящейся к поджогу в пределах специальной морской и территориальной юрисдикции), 175 или 175b (относящейся к биологическому оружию), 229 (относящейся к химическому оружию), пунктов (a), (b), (c) и (d) статьи 351 (относящейся к убийству, похищению членов Конгресса, кабинета и Верховного суда, или нападению на них), 831 (относящейся к ядерным материалам), 842 (m) или (n) (относящейся к пластиковым взрывчатым веществам), 844 (f) (2) и (3) (относящейся к поджогу и организации взрывов собственности правительства, которые могут причинить или причиняют смерть), 844 (i) (относящейся к поджогу или взрыву собственности, используемой в межштатной торговле), 930 (с), (относящейся к убийству или покушению на убийство человека в процессе нападения на федеральный объект с опасным для жизни орудием), 956 (а) (1) (относящейся к сговору о совершении убийства, похищения человека илинанесения увечий человеку за рубежом), 1030 (а) (1) (относящейся к защите компьютерных сетей), от 1030 (а) (5) (А) (i), повлекшее ущерб, как он определяется в 1030 (а) (5) (В) (ii), до (v), (относящейся к защите компьютерных сетей), 1114 (относящейся к убийству или покушению на убийство должностных лиц и служащих Соединенных штатов), 1116 (относящейся к убийству иностранных официальных лиц, официальных гостей или лиц, находящихся под международной защитой), 1203 (относящейся к захвату заложников), 1361 (относящейся к умышленному причинению ущерба государственной собственности), 1362 (относящейся к разрушению линий, станций и систем связи), 1362 (относящейся к уничтожению линий, станций или систем связи), 1363 (относящейся к уничтожению собственности в пределах особой морской и территориальной юрисдикции), 1366 (относящейся к разрушению объекта энергоснабжения), 1751 (a), (b), (c) и (d) (относящейся к убийству или похищению президента и сотрудника президентского аппарата), 1992 (относящейся к крушению поездов), 1993 (относящейся к террористическим атакам и другим актам насилия на транспорте), 2155 (относящейся к уничтожению военных сооружений, материалов или приспособлений), 2280 (относящейся к насильственным действиям в отношении морской навигации), 2281 (относящейся к насильственным действиям в отношении морских стационарных платформ), 2332 (относящейся к некоторым категориям убийств и другим актам насилия против граждан Соединенных Штатов за рубежом), 2332а (относящейся к применению оружия массового поражения), 2332b (относящейся к актам международного терроризма, совершаемым с пересечением национальных границ), 2339 (относящейся к укрывательству террористов), 2339А (относящейся к оказанию материальной поддержки террористам), 2339В (относящейся к оказанию материальной поддержки террористическим организациям), 2340 (относящейся к пытке) настоящего титула [Свода законов США];

(ii) статьи 236 (относящейся к диверсии в отношении ядерных объектов и ядерного топлива) Закона 1954 года об атомной энергии (статья 2284 Титула 42 Свода законов США); или

(iii) статьи 46502 (относящейся к воздушному пиратству), второго предложения статьи 46504 (относящейся к нападению на экипаж воздушного судна с опасным для жизни орудием), статьи 46505 (b) (3) и (c) (относящейся к взрывным или воспламеняющим устройствам либо созданию угрозы человеческой жизни на борту самолета), статьи 60123 (b), если совершено убийство или покушение на убийство (относящейся к применению определенных уголовных законов к деяниям на борту самолета) или статьи 60123 (b) (относящейся к разрушению объекту межштатного трубопровода для транспортировки газа или опасных жидкостей) титула 49 [Свода законов США] (все новые положения выделены подчеркиванием).

Конгресс новым законом ввел в оборот некоторые новые понятия, расширяющие трактовку термина "терроризм", но не нашедшие конкретной расшифровки в тексте закона. Так, статья 814, ревизующая статью 1030 ("Мошенничество и связанная с ним деятельность в отношении компьютеров") Титула 18 Свода законов США, озаглавлена "Уголовно-правовое сдерживание и предупреждение кибертерроризма". 

Конгресс тем самым создал новое законодательное понятие "кибертерроризм" и отнес к нему различные квалифицированные формы хакерства и нанесения ущерба защищенным компьютерным сетям граждан, юридических лиц и государственных ведомств, включая ущерб медицинскому оборудованию, "физический вред какому-либо лицу", "угрозу общественному здоровью или безопасности", "ущерб, причиненный компьютерной системе, используемой государственным учреждением при отправлении правосудия, организации национальной обороны или обеспечении национальной безопасности" (статья 814 нового закона).

Понятие "кибертерроризм" включает уголовно наказуемые деяния, хакерские посягательства, наносящие материальный ущерб на совокупную сумму от 5 тысяч долларов и выше(статья 814), и наказываемые крупными штрафами или наказанием в виде лишения свободы от пяти до двадцати лет.

Конгресс создал также понятие "биотерроризм", включив в круг "преступлений, связанных с терроризмом", преступное применение биологических средств и биологического оружия и выразив свою тревогу по этому поводу в специальной статье 1013 "выражение позиции Сената по поводу нормы о финансировании программ готовности к отражению актов биотерроризма и ответа на них". 

Основные новые положения, расширяющие полномочия правоохранительных органов. Общественность и специалисты из огромного массива нормативного содержания закона сразу же выделили те нововведения, которые отнесли к разряду ужесточающих существующие нормы, а критики посчитали аберрацией конституционных гарантий, позволяющей правоохранительным органам расширить свои карательные возможности за счет прав граждан, закрепленных в Билле о правах, и поставить под угрозу свободу личности.

Электронное наблюдение. В основном внимание общества было сфокусировано на расширении возможностей различных форм электронного наблюдения.

Существующие процедуры и порядок. В США основополагающие условия и принципы расследования зафиксированы в соответствующих положениях Билля о правах (первых десяти поправках к Конституции США) и в нормоустанавливающих толкованиях этих положений Верховным судом США. Нормы, имеющие отношение к расследованию, содержатся в уголовно-процессуальном законодательстве и в подзаконных, ведомственных актах самих правоохранительных ведомств. 

Многие формы расследования реализуются под контролем судебной власти. Так, на федеральном уровне аресты и обыски санкционируются судьями федеральных окружных судов. В американской системе такие формы оперативно-следственной работы как прослушивание и электронное наблюдение в процессуальном смысле приравнены к обыску и изъятию (перехват разговора или сообщения - "обыск" с помощью специальных технических средств, а фиксация перехваченной информации - "изъятие"), поэтому санкции на прослушивание и все формы электронного наблюдения выдаются также федеральными окружными судьями, при наличии тщательно обоснованного ходатайства, одобренного федеральной прокуратурой. Аналогичное требование распространяется и на отслеживание телефонных звонков и фиксацию номеров сообщающихся абонентов. Прослушивание и электронное наблюдение ФБР, необходимые для проведения контрразведывательных операций в интересах национальной безопасности, санкционируются опять-таки судебной властью - федеральным судом специального состава, и используется обычная процедура, как это установлено законом - "Актом 1978 года о наблюдении за иностранной разведывательной деятельностью.

Получить ордер на электронное наблюдение трудно. Оперативному сотруднику из регионального управления ФБР, проводящему операцию, необходимо сначала согласовать вопрос с иерархией собственных начальников, вплоть до центрального аппарата. Затем необходимо заручиться поддержкой федерального окружного прокурора, который в свою очередь должен получить одобрение генерального прокурора или его заместителей либо уполномоченных им высших должностных лиц министерства юстиции. Только после этого сотрудник может предстать перед федеральным судьей своего округа с ходатайством на выдачу ордера (аффидевитом). Изучив ходатайство и опросив сотрудника, судья должен убедиться, что действительно наличествуют достаточные основания для проведения прослушивания, что следствию действительно недостаточно всех иных, уже использованных, оперативно-следственных методов для получения доказательств преступной деятельности объекта расследования, что необходимые внутриведомственные согласования имеются.

Разрешение выдается на тридцать суток, продление срока санкционируется также судьей, процедура повторяется вновь. Каждые десять дней следствие обязано информировать судью о ходе прослушивания и сообщать о результатах, полученных на день доклада судье, который может счесть полученные данные достаточными для прекращения мероприятия.

Несмотря на все бюрократические препоны и материальные издержки электронное наблюдение по справедливости считается наиболее эффективным средством получения убедительных для присяжных доказательств в отношении наиболее опасных, законспирированных преступников.

Если для выдачи судебного ордера на проведение ареста, обыска, выемки, прослушивания, электронного наблюдения требуется указать в аффидевите, представляемом судье, наличие достаточных оснований полагать, что совершено, совершается или будет совершено тяжкое преступление, то для отслеживания телефонных разговоров и номеров абонентов (без прослушивания и записи содержания разговора) с помощью специальных определителей оперативно-следственному сотруднику не требуется предъявлять достаточные основания в виде минимальных первичных доказательств, а просто указать, что "информация, которая может быть получена" в результате такого отслеживания, "относится к проводимому уголовному расследованию" (Статья 3122 (b) (2) Титула 18 Свода законов США). Таким образом, законодатель, признав, что отслеживание номеров сообщающихся абонентов без перехвата самих сообщений не является той формой вторжения в частную жизнь человека, которая требует при ее санкционировании стандарта достаточности оснований, а лишь заверения суда в том, что это просто нужно для ведущегося расследования. При этом у суда нет возможности проверить достаточность оснований для проведения отслеживания номеров, поскольку таковые не требуются. По сути, при выдаче санкции на отслеживание номеров сообщающихся абонентов роль суда формальна и символична.

При выдаче ордеров на прослушивание и электронное наблюдение (в порядке, предусмотренном "Актом 1978 года о наблюдении за иностранной разведывательной деятельностью") при проведении контрразведывательных операций стандарт обоснованности ходатайства также снижен ввиду специфики операций по обеспечению национальной безопасности - сотруднику контрразведывательного органа не надо демонстрировать судье "достаточность оснований", а лишь указать, что техническое наблюдение требуется в интересах проводимой операции.

Новый закон о борьбе с терроризмом расширяет круг объектов применения различных видов электронного наблюдения как формы "обыска и изъятия". Свободнее допускается выдача судебного ордера на "кочующее" прослушивание телефонных разговоров с помощью электронных средств, то есть такое прослушивание, когда оно проводится не в отношении конкретно зафиксированного номера телефона, а в отношении разговоров объекта наблюдения со всех телефонных аппаратов при его передвижении. В целом закон создает условия, при которых электронное наблюдение в уголовном розыске и в контрразведывательных операциях (при всей разнице юридических стандартов обоснования судебного ордера на это оперативное мероприятие) становится взаимосвязано и переплетено.

Оперативное наблюдение в Интернете. Особую настороженность вызвали нормы, расширяющие возможности федеральных правоохранительных органов вести розыск подозреваемых в терроризме личностей оперативным наблюдением за Интернетом (с помощью разработанной и используемой ФБР системы он-лайнового наблюдения "Carnivore"), - отслеживанием посещений Web-страниц и корреспондентов по электронной переписке, в некоторых случаях, при наличии чрезвычайных обстоятельств - без ордера, выдаваемого судом, лишь с одобрения прокуратуры. 

Статья 216 нового антитеррористического закона ("Модификация полномочий, относящихся к использованию устройств по определению абонентов во время передачи исходящих или входящих сообщений") распространила режим получения санкции на отслеживание телефонных номеров при обмене сообщениями по электронной почте и посещения сайтов в Интернете.

Определители телефонных номеров. Кроме того, статья 216 нового закона уполномочивает судью выдавать ордера на использование определителей телефонных номеров сообщающихся абонентов "в любом месте Соединенных Штатов", а не только "в пределах территориальной юрисдикции суда", как это обусловливалось прежней редакцией статьи 3123 Титула 18 Свода законов США.

Предоставление информации о клиенте. Другая новая норма (статья 212, ревизующая статью 2703 Титула 18 Свода законов США "Обязательное предоставление сообщений или документации потребителя"), связанная с использованием компьютерной сети оперативно-следственными органами для сбора доказательственной информации о террористах, устанавливает обязанность провайдеров сети предоставлять правоохранительным органам электронные сообщения лиц, подозреваемых в терроризме.

Равным образом на провайдеров, телефонные компании или кредитные организации возлагается обязанность - без адресованного им судебного ордера о выемке - предоставлять государству информацию о потребителе своих услуг, если ФБР утверждает, что (статья 505, ревизующая статью 1681u [предоставление информации о потребителях услуг] Титула 15 Свода законов США) "таковая информация требуется для проведения санкционированного расследования международного терроризма или тайной разведывательной деятельности при условии, что таковое расследование в отношении гражданина США проводится только лишь ввиду его деятельности, охраняемой первой поправкой к Конституции Соединенных Штатов" (поправка I к Конституции США закрепляет за гражданами свободу религии и политические свободы: слова, печати, объединений, демонстраций и манифестаций).

Выемка сообщения на автоответчике. Статья 209 нового закона, дополняя статью 2510 Титула 18 Свода законов США, уполномочивает правоохранительные органы изымать сообщение, записанное на телефонном автоответчике при наличии судебного ордера на производство обыска и выемки.

Негласные осмотры и обыски. Другая норма закона расширяет круг условий, при которых сотрудники федеральных правоохранительных органов при расследовании вправе проводить осмотры и обыски помещений негласно, то есть без своевременного уведомления владельца помещения.

Статья 213 нового закона "Полномочие по отсрочке уведомления об исполнении ордера на обыск или выемку", ревизующая статью 3103 Титула 18 Свода законов США (сама эта статья отсылочная к правилу 41 Федеральных правил уголовного процесса в Окружных судах США), устанавливает, что по ходатайству правоохранительного органа, запрашивающего суд о выдаче ордера на обыск любой собственности или выемку любого материала, который является доказательством уголовно наказуемого деяния в нарушение законов Соединенных Штатов, суд вправе при наличии "разумных оснований" предоставить отсрочку уведомления владельца помещения, подлежащего осмотру или обыску, в случае, если "немедленное уведомление может иметь отрицательный результат, как определено в статье 2705" или если "ордер содержит указание на уведомление в течение разумного срока его исполнения, каковой срок может быть продлен судом по изложенной ему уважительной причине". К "отрицательным результатам" уведомления об обыске закон относит создание опасности для жизни и здоровья человека, возможность преступника скрыться от правосудия, манипулирование с доказательствами, запугивание потенциального свидетеля, иные обстоятельства, которые могут серьезно угрожать проводимому расследованию или ненадлежаще затягивать судопроизводство.

Предоставление информации Большого жюри разведорганам. Другая законодательная новелла вопреки устоявшимся правилам уголовного судопроизводства нарушает полную секретность производства перед Большим жюри в интересах спецслужб.

Большое жюри (расширенная коллегия присяжных - от 16 до 23 человек) выступает как коллегиальный орган предания суду лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Большое жюри имеет право принудительного вызова свидетелей, затребования документов как доказательств и проводит свои слушания по сути как расследование преступления. Но при этом на производство Большого жюри не распространяются правила исследования и оценки доказательств, установленные в суде, - могут, например, приниматься и исследоваться так называемые "доказательства по слуху". Слушания проводятся в закрытом заседании, судья не участвует в производстве, вызванным свидетелям не разрешается в зале заседания иметь с собой адвоката для консультаций, а единственным представителем государства и консультантом Большого жюри выступает прокурор. Поскольку процедура слушаний (по сути расследования) Большого жюри неформальна, постольку эти слушания и исследуемая на них информация имеет конфиденциальный характер. Публичный характер имеет лишь итоговый документ деятельности Большого жюри - обвинительное заключение, им составленное и подписанное прокурором.

Статья 203 нового закона "Полномочие по обмену информацией об уголовном расследовании" дополняет исключения из правила о неразглашении данных производства Большого жюри (правило 6 Федеральных правил уголовного процесса в Окружных судах США), которые относились только к сфере правосудия (например, передача информации одного Большого жюри в другой суд для использования по делу), нормой о возможности предоставления конфиденциальной информации жюри специальным службам США:

"Информация о вопросах, изучаемых Большим жюри, разглашение которой в иных случаях запрещено настоящими правилами, когда эти вопросы связаны с иностранной разведкой или контрразведкой […] либо иностранной разведывательной информацией […] может быть передана должностному лицу любого федерального правоохранительного, разведывательного, охранного, иммиграционного ведомства или ведомства национальной обороны или национальной безопасности с целью оказания содействия таковому должностному лицу в исполнении его должностных обязанностей".

Обмен информацией спецслужб.Помимо этого закон предписывает создание иных новых форм взаимодействия и обмена оперативной информацией помимо положения о предоставлении в распоряжение специальных, не имеющих отношения к процессуальной деятельности, служб. Создаются координационные структуры, укрепляются прежние формы взаимодействия и обмена данными. Закон прямо разрешил передачу информации разведывательного характера, ставшей оперативным достоянием одного правоохранительного ведомства или разведоргана другим ведомствам уголовного розыска или разведки.

Предоставление информации о финансовых операциях.Большой раздел закона направлен на совершенствование механизма выявления и предупреждения отмывания денег, создания условий в банковской сфере, кредитно-финансовых учреждениях, при которых государство должно ставиться в известность обо всех подозрительных операциях и наделяется полномочиями по выявлению нарушителей, а доносители из кредитно-финансовых учреждений освобождаются от гражданско-правовой ответственности за разглашение данных об операциях. При этом запрещается разглашать факт поставления властей в известность о подозрительной финансовой операции.

Иммиграционный контроль.Несколько ужесточаются иммиграционная система и порядок въезда в США: создаются усовершенствованные технические системы проверки паспортов на пунктах въезда в страну, разрешена более тщательная проверка кандидата на получение въездной визы на предмет судимостейили преступных связей, устанавливается контроль за лицами, получающими студенческую визу.

Превентивное заключение иностранцев.Статья 412 "Обязательное содержание под стражей подозреваемых террористов; хабеас корпус; судебный надзор" уполномочивает Генерального прокурора США заключать под стражу любого иностранца, подозреваемого в террористической деятельности или иной деятельности, угрожающей национальной безопасности Соединенных Штатов", на неопределенный срок до шести месяцев вплоть до выдворения такого лица из страны; возможности обжаловать в суд такое решение Генерального прокурора в порядке производства по надзору за законностью и обоснованностью лишения свободы (производство "хабеас корпус") тщательно лимитированы. 

Ужесточение санкций и изменение сроков давности привлечения к уголовной ответсвенности.В целом закон предписывает новые, ужесточенные санкции за совершение многих преступлений, как ранее относившихся к категории "связанных с терроризмом", так и вновь отнесенные к этой категории. За ряд таких преступлений предусмотрены более длительные сроки давности, а за преступления, перечисленные в новой редакции статьи 2332bи повлекшие смерть людей или причинение им тяжких телесных повреждений, сроки давности отменены вообще.

Критика закона. Основной лейтмотив критики нового закона состоит в том, что он наделяет чересчур широкими полномочиями правоохранительные и разведывательные органы государства, приводимыми в действие по их усмотрению, и что такие полномочия могут быть пущены в ход против граждан, не связанных с терроризмом, просто для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США.

На фоне массового использования Интернета и электронной почты критики закона отмечают, что новое полномочие правоохранительных органов по оперативному наблюдению за Интернетом (с помощью ФБРовской системы "Carnivore"), может быть использовано не только для целей выявления преступлений и преступников, но и в целях контроля над информационными потоками и неоправданного вторжения в частную жизнь граждан. Если при отслеживании телефонных разговоров и номеров абонентов с помощью специальных определителей содержание разговора не прослушивается и не фиксируется, то определение пользователя электронной почтой, его электронного адреса невозможно без ознакомления с содержанием сообщения: информация в сети появляется в неразрывном "пакете". Кроме того, система "Carnivore" позволяет "зацеплять" и сообщения лиц, не являющихся объектами оперативного наблюдения в сети.

Американский Союз в защиту гражданских свобод (АСЗГС) утверждает, что ордера на использование определителей телефонных номеров сообщающихся абонентов "в любом месте Соединенных Штатов", аналогичны "бланкетному" ордеру (то есть такому, который не отвечает конституционному требованию о том, что ордер должен содержать "подробное описание места, подлежащего обыску, лиц или предметов, подлежащих аресту"), поскольку ордер, действующий на всей территории США, по определению не может содержать описание "места, подлежащего обыску": "Судья издает ордер, а сотрудники правоохранительного ведомства сами вносят сведения о месте, где ордер будет исполняться. Это еще больше маргинализирует роль судьи. Правоохранительные ведомства получают эквивалент бланкетного ордера".

естественную критику вызвала и новая норма закона, установившая возможность проведения осмотров и обысков без уведомления владельца помещения, то есть негласно.

Отступление от правила конфиденциальности деятельности Большого жюри в интересах обмена информацией по тем объектам, которые находятся в центре оперативного внимания разведслужб, считается критиками законаотступлением от процессуальных норм и вызывает их нарекания.

"Все новые неконтролируемые полномочия, - заявил один из руководителей АСЗГС, - могут использоваться против американских граждан, не являющихся объектами расследования, против иммигрантов, находящихся в нашей стране на вполне законных основаниях, а также против тех лиц, в деятельности которых, осуществляемой в рамках Первой поправки к Конституции, Генеральному прокурору видится угроза национальной безопасности" (см. материалы АСЗГС по поводу нового закона).

Памятуя об атаках поборников гражданских свобод на новый антитеррористический закон, Президент Буш-младший подчеркивал, что этот закон охраняет свободы граждан, а не подрывает их именно потому, что он расширяет возможности федеральных органов уголовного розыска и разведки эффективно предупреждать и пресекать террористическую деятельность, а не просто отвечать действием и карами на уже свершенные акты терроризма. На церемонии подписания закона в Белом доме глава государства заявил, что "сегодня мы делаем важный шаг в победе над терроризмом, ограждая при этом конституционные права всех американцев". Свидетельство тому, что новый закон уважителен по отношению "к гражданским свободам, гарантируемым нашей Конституцией", - поддержка законопроекта со стороны подавляющего большинства законодателей от обеих политических партий.

Следует помнить также, что многие меры, предусмотренные новым законом, имеют временный характер: например, действие большинства норм, расширяющих возможности электронного наблюдения,истекает через четыре года.Многие же другие, долговременные законодательные новеллы, касающиеся повышения эффективности правоприменительного механизма в сфере действия уголовного законодательства и борьбы с его нарушениями, вызваны к жизни прагматическими соображениями более четкой организации охраны правопорядка в условиях технологического общества. Так, Президент Буш-младший заявлял при подписании закона, что новый нормативный акт очень поможет правоохранительному сообществу США в борьбе с терроризмом, поскольку "мы имеем дело с террористами, которые применяют весьма изощренные методы и оперируют высоко развитыми технологиями, некоторые из которых еще даже не были известны, когда составлялись наши ныне действующие законы". 

Смотри также на "Агентуре":