Федеральная система правоохранительных органовОтличительная черта системы органов расследования в США - децентрализация государственной функции дознания и предварительного следствия, наделение ею различных учреждений исполнительной власти, не связанных между собой узами подчиненности. Это своеобразие организации расследования по уголовным делам вытекает из особенностей американской государственности и, в частности, из принципа федерализма.ФедерализмФедеральное устройство США предполагает независимость местных органов власти от органов власти штата; последние независимы от федерального правительства. На каждом из этих трех уровней государственной власти имеются собственные, автономные органы расследования. Федеральные органы проводят расследования преступлений, законом отнесенных к подследственности и подсудности федерального правительства, а следственные органы в штатах расследуют преступления, которые отнесены к компетенции властей штатов.Все государственные органы, наделенные правом проведения оперативной и следственной работы, производства задержаний, арестов, обысков и изъятий, возбуждения и осуществления уголовного преследования, именуются в Соединенных Штатах правоприменяющими ведомствами [law enforcement agencies]. Федеральной полиции как таковой, то есть центрального ведомства, наделенного традиционными полицейскими функциями, в США не существует. Нет и общенационального министерства с функциями главного штаба полицейских сил (подобно российскому Министерству внутренних дел). Федеральные органы расследованияНа федеральном уровне действует около сорока органов расследования, крупных и небольших, каждый из которых включен в структуру того или иного министерства или ведомства и имеет специализированную подследственность. Круг обязанностей и характер деятельности этих органов определены федеральными законами и ведомственными актами. Всего в них работает более 70 тысяч сотрудников, занимающихся расследованием нарушений федерального законодательства в сфере компетенции своего министерства или ведомства. Несмотря на то, что эти органы расследования имеют различные задачи и юрисдикцию и функционируют по большей части независимо друг от друга, между ними налажен активный обмен информацией.Головным федеральным правоприменяющим ведомством считается Министерство юстиции США [U.S. Department of Justice], располагающее широкими функциями в сфере правоохранительной деятельности (включая прокурорские полномочия в части уголовного преследования и государственного обвинения), которое возглавляется Генеральным прокурором США [U.S. Attorney General]. Ближайший российский аналог Министерства юстиции США - Генеральная прокуратура. Однако к компетенции американского Министерства юстиции, помимо прокурорских функций, отнесены такие вопросы как уголовный розыск, контрразведка, управление федеральными тюрьмами, исполнение судебных решений, обеспечение безопасности судов, судей и свидетелей и др. На Генерального прокурора США возложена функция координации деятельности всех федеральных правоприменяющих органов в борьбе с преступностью в стране. В Министерстве юстиции имеется Управление по уголовным делам [Criminal Division] - ведущий прокурорский орган в сфере исполнения федерального уголовного законодательства. В каждом из 94 федеральных судебных округов (на которые для целей отправления правосудия по делам федеральной подсудности разделена территория США) имеется ведомство федерального прокурора США [U.S. Attorney] по данному округу. Прокуроры ведомства [Assistants U.S. Attorney] выполняют основной объем работы по осуществлению уголовного преследования по делам федеральной юрисдикции, направляют деятельность федеральных следователей в своих округах. Ведомства федеральных окружных прокуроров подчинены (через Министерство юстиции) Генеральному прокурору США. Ведущим органом расследования правительства США выступает Федеральное бюро расследований (ФБР) [Federal Bureau of Investigation]. Оно является подразделением Министерства юстиции и подчинено его главе - Генеральному прокурору США. К подследственности ФБР отнесено большинство преступлений, преследуемых по федеральным законам. Расследуя нарушения законов, связанных с обеспечением национальной безопасности США, ФБР действует как орган контрразведки. Проводя оперативные мероприятия и расследования общеуголовных преступлений и по делам организованной или "беловоротничковой" преступности ФБР выступает как орган уголовного розыска. В фактическое подчинениеФБР недавно была передана Администрация по применению законов о наркотиках [Drug Enforcement Administration], проводящая расследования и оперативно-розыскные мероприятия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В каждом федеральном судебном округе имеется входящее в систему Министерства юстиции США ведомство Маршала США [U.S. Marshal]. Эти ведомства в своей совокупности образуют нечто вроде федеральной "судебной полиции", службы судебных приставов. Главная функция Маршалов США и сотрудников их ведомств [Deputies U.S. Marshals] - исполнение всех приказов, распоряжений и предписаний, отданных федеральным судом (которому они приданы) и обеспечение исполнения вступивших в силу судебных решений. По делам федеральной юрисдикции Маршалы США производят аресты, обыски и изъятия согласно ордерам, выданным судом, обеспечивают охрану судов, судей, участников процесса, содержание под стражей и перевозку арестованных, обвиняемых, осужденных до помещения их в исправительные учреждения, реализуют программу охраны свидетелей по делам, связанным с организованной преступностью. Общим руководством деятельности всех Маршалов США занимается Служба Маршалов США [U.S. Marshals Service] Министерства юстиции. Правоприменительными полномочиями наделены и соответствующим образом аттестованные сотрудники федеральных исправительных учреждений, руководство которыми осуществляется Федеральным бюро тюрем [Federal Bureau of Prisons], функционирующим в составе Министерства юстиции. В этом же министерстве ныне действует и Бюро по контролю за исполнением законов об алкогольных напитках, табачных изделиях, огнестрельном оружии и взрывчатых веществах [Bureau of Alcohol, Tobacco, Firearms and Explosives] (ранее это Бюро входило в состав Министерства торговли). Крупнейшим по численности органом расследования федерального правительства является действующая в составе Министерства финансов США [U.S. Department of the Treasury] Служба внутренних доходов [Internal Revenue Service], - своего рода федеральная налоговая полиция - которая расследует нарушения налогового законодательства, оперативным путем выявляет и привлекает к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от налогообложения. В Министерство внутренней безопасности США [U.S. Department of Homeland Security] была передана входившая ранее в Министерство финансов Секретная служба США [U.S. Secret Service]. В обязанности сотрудников службы входит охрана высокопоставленных государственных деятелей: оперативные мероприятия и расследования, связанные с обеспечением безопасности Президента США, Вице-президента (и официальных кандидатов на эти посты), членов их семей, членов правительства, высокопоставленных должностных лиц иностранных государств, пребывающих в США. Секретная служба осуществляет превентивные мероприятия с целью наиболее эффективного обеспечения безопасности охраняемых лиц. В этом же министерстве ныне функционирует и Береговая охрана США [U.S. Coast Guard] - морская пограничная служба, наделенная правоприменительными полномочиями. В Министерство были переданы и объединены в Бюро по исполнению иммиграционных и таможенных законов [Bureau of Immigration and Customs Enforcement] Служба иммиграции и натурализации (ранее в составе Министерства юстиции), наделенная следственными полномочиями в сфере исполнения иммиграционных законов, и Таможенная служба США (ранее в составе Министерства финансов). Служба иммиграции и натурализации как административный орган рассматривает и решает вопрос о допуске иммигранта в Соединенные Штаты. В ее функции входит проверка документов лиц, въезжающих в страну, регистрация иностранцев, а также проверка лиц, обращающихся в суд с ходатайством о приеме в американское гражданство. Как следственный орган служба иммиграции и натурализации расследует нарушения законов об иммиграции и натурализации, осуществляет розыск и депортацию иностранцев, находящихся на территории страны в нарушение иммиграционных законов. Уголовно наказуемые нарушения почтовых правил расследует Служба почтовой инспекции [Postal Inspection Service] Почтовой службы США [U.S. Postal Service]. В Министерстве здравоохранения и социальных служб есть подразделение, расследующее нарушения законов о качестве продуктов и медицинских препаратов. Собственные органы расследования, как указывалось, имеются и в других министерствах и административных ведомствах. Особым органом расследования и предания суду является Большое жюри [Grand Jury] - расширенная (по сравнению с жюри присяжных, рассматривающим уголовные дела в суде первой инстанции) коллегия присяжных (в разных юрисдикциях - от 12 до 23 человек). Большое жюри может быть созвано при суде в связи с фактом тяжкого преступления. Оно проводит слушания, на которых государственное обвинение представляет свои материалы, дающие основания подозревать какое-либо лицо в совершении преступления, допрашиваются свидетели, дают показания эксперты. Результатом расследования Большого жюри является составление обвинительного заключения, на основании которого подозреваемый предается суду. Большое жюри как институт участия граждан в уголовном судопроизводстве, закрепленный Конституцией США, функционирует и в уголовно-процессуальной системе штатов и на уровне федеральной юстиции. В целом по стране наблюдается своего рода плюрализм функции расследования. Осознавая издержки ведомственной разобщенности в деле борьбы с преступностью, различные органы расследования по договоренности могут создавать временные или постоянно действующие сводные следственные формирования. Наиболее известны сводные целевые следственно-прокурорские бригады, создаваемые на федеральном уровне и именуемые буквально - "ударные силы" [Strike Forces]. Такие бригады по борьбе с организованной преступностью, наркобизнесом, терроризмом создаются на региональной основе в крупных городах и действуют под эгидой Министерства юстиции США. В состав "ударных сил" включаются сотрудники ФБР, Службы внутренних доходов, Секретной службы, других федеральных органов расследования, опытные следователи и детективы полицейских управлений, федеральные и местные государственные обвинители. Как правило, каждым таким сводным формированием руководит федеральный прокурор - из федеральной окружной прокуратуры или из Министерства юстиции. "Ударные силы" позволяют координировать и концентрировать усилия административно разобщенных следственных ведомств на конкретных участках правоприменительной деятельности. Правовая регламентация расследованияОтличительной чертой организации расследования в США является то, что в этой стране не существует законодательства, которое (как в России) единообразно регламентировало бы порядок и условия деятельности сотрудников органов расследования, действовало бы на всей территории страны и распространялось на все территориальные юрисдикции. Это не означает, однако, что расследование по уголовным делам не регламентировано вообще, а его формы и методы целиком зависят от свободного усмотрения следователей и детективов.Основополагающие условия и принципы расследования зафиксированы на конституционном уровне - в соответствующих положениях Билля о правах (первых десяти поправках к Конституции США) и в нормоустанавливающих толкованиях этих положений судами вообще и, в частности, Верховным судом США как высшим органом конституционного надзора. Нормы, имеющие отношение к расследованию, содержатся в уголовно-процессуальном законодательстве штатов и федеральном. Многие аспекты расследования регламентируются подзаконными, ведомственными актами самих правоприменяющих учреждений. Например, следственная и оперативно-розыскная деятельность ФБР регламентируются административными актами, изданными Генеральным прокурором США как главой Министерства юстиции и Президентом США. Как административные акты, так и нормы закона, регламентирующие деятельность органов расследования, формируются с учетом и на основе требований и принципов, устанавливаемых судебной властью в порядке осуществления конституционного надзора Многие формы полицейского расследования реализуются под контролем судебной власти. Так, санкции на аресты, обыски, изъятия, проведение прослушивания телефонных разговоров или электронного наблюдения выдаются судьей-магистратом при наличии подтвержденных полицейским под присягой достаточных оснований для санкционирования следственного действия. На федеральном уровне аресты и обыски санкционируются Магистратами США [U.S. Magistrates] - судьями, работающими в федеральных окружных судах и выполняющими досудебные процессуальные действия; санкции на прослушивание и электронное наблюдение даются только самими федеральными Окружными судьями США [U.S. District Judges] при наличии тщательно обоснованного ходатайства, одобренного федеральной прокуратурой. Прослушивание и электронное наблюдение Федеральным бюро расследований, необходимые для проведения контрразведывательных операций, санкционируются опять-таки судебной властью - специальным федеральным судом. В ряде своих решений Верховный суд США последовательно подтверждал что полномочие на выдачу ордера является прерогативой суда, а не прокуратуры как ведомства государственного обвинения. В тех штатах, где законодательство допускало выдачу ордеров прокуратурой обвинителем, такая практика в соответствии с предписаниями Верховного суда объявлена неконституционной. Применение мер пресечения в ходе расследования также контролируется судом: выбор той или иной меры пресечения - содержание под стражей, освобождение под денежный залог или личное поручительство, подписка о невыезде и т.п. - осуществляется судьей-магистратом с учетом обстоятельств дела и личности подозреваемого. Косвенный контроль над полицейским расследованием осуществляет суд при рассмотрении дела по существу. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что предъявленные доказательства обвинения в ходе полицейского расследования были получены с нарушением правил проведения следственных действий, установленных законом или Верховным судом США (например, допрос подозреваемого в полиции был проведен в отсутствие адвоката или ордер на обыск помещения или автомобиля был ненадлежаще оформлен), то суд вправе исключить такие доказательства из дела, а само дело прекратить за недостаточностью обвинения; возвращение судом дела на дополнительное расследование в США не производится. Судебный надзор за законностью в деятельности органов расследования (даже такая его жесткая форма, как исключение доказательств и прекращение дела) оказывает на полицейских дисциплинирующее воздействие, способствует профессионализации полиции. Справка подготовлена В.А. Власихиным |
НОВОСТИ
|