Спецслужбы ВеликобританииНадзор за разведсообществом осуществляет от Парламента: От правительства: Этот пост был в июне 2002 года как реакция на теракты 11 сентября. Фактически это пост министра, который должен координировать деятельность спецслужб MI5, MI6 и GCHQ. Эта должность была создана для лучшей координации служб разведки и безопасности с офисом премьер-министра. Вскоре после американских терактов британские спецслужбы обвинили в чрезмерной пассивности. В результате в стране была сформирована: Разведсообщество:
Зарубежный секретариат МИД Foreign and Commonwealth Secretary
Министерство обороны - Ministry of Defense
Королевские военно-воздушные силы Royal Air Force
Секретариат внутренних дел Home Secretary
БюджетСогласно представленному в апреле 2001 года в Британский парламент документу, расходы на финансирование спецслужб Соединенного Королевства растут ежегодно на 4 процента - быстрее, чем ассигнования на социальные нужды. Накануне всеобщих парламентских выборов пресса Великобритании уделила этому вопросу повышенное внимание, проникая в тайны строительства "дворцов" для Службы безопасности МИ-5 (СБ) и Секретной разведывательной службы МИ-6 (СИС). Выяснилось, что эти новые здания над Темзой, где разместились штаб-квартиры разведки и контрразведки, обошлись налогоплательщикам на 300 млн. фунтов стерлингов больше, чем планировалось. Еще в 1997 г. министр финансов в правительстве лейбористов Гордон Браун объявил о ревизии средств, предназначенных для разведывательного сообщества. Как и предыдущие, эта попытка не дала окончательного результата. По мнению члена парламента от консервативной партии Эндрю Тайри, бюджет разведслужб удвоился в сравнении с периодом холодной войны, что должно озаботить следователей из Национальной аудиторской службы. С 1998 по 2003 г. общие ассигнования на МI5, МI6 и GCHQ возрасли с 700 до 860 млн. фунтов в год. Более детальная информация - в том числе по конкретным годам и по каждой спецслужбе не публикуется. По оценке авторитетного лондонского журнала "Экономист", реальная величина бюджета всех спецслужб с учетом военной разведки и службы космического электронного наблюдения - более 1 млрд. фунтов. ЗаконодательствоДо событий 11 сентября 2001 года Великобритания уже имела хорошо разработанное и надежное антитеррористическое законодательство, сформулированное в Законе о терроризме от 2000 года. Он оказался жизненно важным инструментом в борьбе с терроризмом, предоставляющим полномочия для ареста финансовых средств террористов на границах страны и предотвращения конкретных правонарушений, способствующих совершению терактов и осуществлению мероприятий в террористических целях. Он поставил вне закона деятельность таких организаций как "Аль-Каида". Теракты 11 сентября вынудили британское правительство предпринять дополнительные меры безопасности, следствием чего стало принятие в 2001 г. антитеррористического закона, предусматривающего также ужесточение мер в борьбе с преступностью и в области обеспечения безопасности. В соответствии с этим Законом, были еще более усилены меры безопасности на воздушном транспорте. В частности, были предоставлены дополнительные полномочия для снятия с рейсов и ареста людей на некоторых служебных территориях, а также для задержания рейсов по соображениям безопасности. Было ужесточено законодательство и в отношении химического, биологического и ядерного оружия в целях обеспечения лучшей защиты и безопасности гражданских ядерных объектов от нового и более расширенного перечня противоправных действий. Были усилены меры безопасности и в отношении потенциально опасных объектов, которые могли бы быть избраны террористами в качестве целей. Дополнительные меры были внесены и в перечень мероприятий по пресечению каналов финансирования террористов. Наибольшую известность в данном Законе получило право бессрочного ареста без суда и следствия с последующей депортацией иностранных граждан, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Часть 4 этого Закона предоставляет министру внутренних дел полномочия на санкционирование задержания иностранных граждан, подозреваемых в терроризме и в возможной угрозе для национальной безопасности Британии, но которые на данный момент не могут быть депортированы из страны. За этими лицами, по данному Закону, сохраняется право в любое время добровольно покинуть Соединенное Королевство, если обе стороны согласны с таким вариантом. В марте 2005 года в Великобритании после длительных дебатов был принят Закон о предотвращении терроризма. Законопроект, вызвавший столько споров и противостояния, стал третьим в истории Соединенного Королевства по продолжительности дебатов. По данным Би-би-си, последний раз подобные по продолжительности и накалу дебаты в парламенте вызвало в 1986 году обсуждение проекта закона о газе. Только выступление Тони Блэра стало выходом из законодательного тупика. Он предложил пересмотреть некоторые из спорных положений закона в течение года и учесть в поправках и последующих законопроектах те замечания, которые будут высказаны политиками и общественными деятелями. Данное предложение было одобрено лидером "тори", и законопроект успешно прошел финальные голосования в обеих палатах. Закон (Акт) о предотвращении терроризма был в тот же день одобрен королевой Великобритании, и заменил собой Акт об антитерроризме, преступности и безопасности 2001 года, срок действия которого истекал 14 марта 2005 года. Новый закон отменяет такую меру пресечения для подозреваемых в терроризме, как заключение под стражей без предъявления обвинения. Ранее она была признана британскими лордами-судьями противоречащей правам человека. Вместо этого новый закон вводит для данной категории лиц такие меры контроля, как ограничение передвижения или домашний арест. При этом к подозреваемым могут применяться ограничения в пользовании телефонной связью, интернетом, поездках по стране и встречах с другими людьми. Положения нового закона будут едиными как для британских подданных, так и для граждан иностранных государств. Наибольшие споры вызвал вопрос о том, кто должен принимать решения о применении подобной меры пресечения. Первоначально правительство предложило, чтобы это делал глава МВД Соединенного Королевства. Однако парламентарии не согласились с возложением на выборного чиновника роли, традиционно принадлежавшей судьям. В итоге данное положение из закона было изъято, и решение по мере пресечения будет принимать все же судья. Смотри также на "Агентуре":
Пресса/Источники:
|
НОВОСТИ
|