Создание НАК: полтора года впустуюАндрей Солдатов / "Новая газета" 20.02.2006 / Создание Национального антитеррористического комитета (НАК) фактически означает, что последние полтора года формирования системы борьбы с терроризмом теперь просто выброшены на помойку. С лета 2004 года Кремль выстраивал схему, в которой ФСБ постепенно уходила от ответственности за борьбу с терроризмом. Но теперь ясно, что попытка уйти в тень не удалась. НАК - это не спецслужба, а структура, которая должна координировать действия по борьбе с терроризмом разных ведомств, причем как на федеральном, так и региональном уровнях. Для этого внутри Комитета создается федеральный оперативный штаб, в состав которого входят руководители спецслужб, а в регионах - местные оперативные штабы, которые и будут отвечать за борьбу с террористами. Информация о создании такого комитета появилась осенью прошлого года, и на самом деле это главная причина, по которой почти на год задерживается принятие закона "О противодействии терроризму". Дело в том, что спецслужбы долго выясняли, кто же возьмет на себя основную ответственность за борьбу с терроризмом. Судя по президентскому указу, крайним в борьбе с террористами вновь является Федеральная служба безопасности. НАК возглавил директор ФСБ, кроме того, "структура аппаратов Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах РФ, штатная численность указанных аппаратов и порядок их комплектования определяются директором ФСБ". Кстати, в центральном аппарате ФСБ уже созданы под новый комитет 300 новых должностей. Между тем, это уже вторая попытка Кремля создать координационный антитеррористический центр, первая же закончилась довольно бесславно. Еще в 1998 году была образована Федеральная антитеррористическая комиссия, а также созданы ее аналоги на местах - региональные антитеррористические комиссии. Как федеральная, так и региональные комиссии собирались не чаще нескольких раз в год. На роль координационных центров они даже не претендовали. В конце концов, Михаил Фрадков воспротивился самому факту существования такой комиссии, поскольку ее заседания выглядели как те же заседания правительства, только по конкретной теме. Главное отличие между новой и старой структурами - Федеральную антитеррористическую комиссию возглавлял премьер, а новый комитет - директор ФСБ. На местах ситуация выглядит прежней - местные антитеррористические комиссии по-прежнему будут возглавлять губернаторы. Между тем, новая зона ответственности вряд ли сильно обрадовала Николая Патрушева. Не секрет, что на протяжении нескольких лет ФСБ постепенно передавала ответственность за противодействие террористам смежникам: МВД и ее Внутренним войскам. В 2003 году руководство Региональным оперативным штабом (РОШ) по проведению контртеррористической операции на Северном Кавказе было передано от ФСБ к МВД, то есть Лубянка сняла с себя ответственность за Чечню. А в августе 2004-го на Северном Кавказе были созданы Группы оперативного управления (ГрОУ), которые возглавили полковники ВВ МВД. Было заявлено, что ГрОУ - это постоянно действующие группы, предназначенные для управления объединенными силами, выделенными для пресечения диверсионно-террористических акций. Командир ГрОУ, по совместительству заместитель председателя региональной антитеррористической комиссии, на случай теракта автоматически становился руководителем оперативного штаба. В результате ФСБ перестала отвечать и за разрешение кризисов с захватом заложников, как в Беслане. Именно поэтому в Нальчике, например, первую скрипку играли Внутренние войска, а не ФСБ. В конце концов, во Внутренних войсках стали поговаривать, что хорошо бы распространить принцип ГрОУ на всю территорию России, а не только на Северный Кавказ. Видимо, такое положение вполне устроило бы и ФСБ. Но не получилось. В положении о НАК нет ни слова о Внутренних войсках или ГрОУ. Согласно тексту президентского указа, оперативные штабы в регионах возглавят руководители территориальных органов ФСБ, а в случае нового Беслана "первоочередные меры по пресечению данного террористического акта до начала работы оперативных штабов осуществляет начальник соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности". Указ устанавливает также состав антитеррористической комиссии и состав оперативного штаба. Так вот заместителем руководителя комиссии теперь является начальник местного УФСБ (а не командир ГрОУ, как сейчас), а в составе оперативного штаба не даже следов ГрОУ. Вполне возможно, что возвращение ФСБ ответственности за борьбу терроризмом является частью программы по усмирению Лубянки. Не стоит забывать, что за последние три года ФСБ удалось добиться расформирования своего главного конкурента - ФАПСИ (директор этой структуры, также как директор ФСБ, имел право прямого доклада Президенту социальной и политической ситуации в стране). Лубянка заполучила ее самые боевые подразделения. В результате ФСБ превратилась в самую могущественную спецслужбу страны, при этом дистанцировавшись от ответственности за противодействие главной угрозе национальной безопасности - терроризму. Видимо, в какой-то момент на Лубянке перегнули палку. В декабре 2005 года в Администрации Президента, похоже, появилось стойкое желание вернуть контроль над ФСБ. Специальным законом были уточнены полномочия Президента и Правительства в области обороны, и к полномочиям президента было отнесено, в частности, утверждение штатной численности ФСБ. Кроме того, 20 декабря в ФСБ появился новый заместитель директора и статс-секретарь - генерал-майор юстиции Юрий Горбунов. До этого назначения Горбунов возглавлял департамент по правовым вопросам безопасности ГПУ Администрации Президента. Уже очень давно на такие должности в ФСБ не приходили люди со стороны. А департамент, который возглавлял Горбунов, фактически является аналогом отдела административных органов ЦК, курировавшим в советские времена и ГРУ, и КГБ. По нашим сведениям, функции Горбунова в ФСБ не ограничиваются представительскими (как это предусмотрено для должности статс-секретаря), и многие на Лубянке ожидают кадровых чисток. |
НОВОСТИ
|