Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОР

ПОД  ЗЕЛЕНЫМ  ЗНАМЕНЕМ

Пик роста исламского экстремизма пришелся на революцию в Иране, которая в феврале 1979 года привела к власти аятолл во главе с имамом Хомейни. Мусульманский мир пришел в движение, какого он не знал со времени "священных войн" против крестоносцев.

Проповедники "истинного ислама" вышли на улицы, призывая правоверных вернуться к традициям и религиозно-духовным нормам, обвиняя правящие режимы в коррупции, авторитаризме, равнодушии к социальным проблемам. И социалистические, и прозападные идеи, увлекшие лидеров ряда арабских стран в 50-60-е годы, воспринимались как моральное разложение и зло, несовместимое с учением Пророка Мухаммеда.

Религиозные требования начали носить все более враждебный политический характер. Светские режимы мусульманского мира почувствовали, как теряют почву под ногами. Но вскоре растерянность и смятение прошли, и власти автократий - от Касабланки до Карачи - начали лихорадочно искать "противоядие от исламского экстремизма.

Решения были разными, но тенденции сходными. Пытаясь найти общий язык с исламистами и расположить к себе население, власти ужесточали  законодательство, приближая его к религиозным формам. Государственные законы становились копиями шариата. Но элита, ориентированная на Запад, отнюдь не хотела сползания к теократическому государству. И постепенно уступки исламистам сменились наступлением на них. Одновременно с этим экстремизм исламистов, теряя свой первоначальный ореол, становился все менее привлекательным для населения и уже не рассматривался, как панацея от всех социально-экономических язв общества.

Мусульманский мир был ввергнут в бесконечные гражданские войны и внутренние конфликты. Выяснилось, что концепция государственного устройства, базировавшаяся на фундаменте сур Корана, оказалась оторванной от реальности.

КОЛЫБЕЛЬ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА

Пример Египта - самый поучительный. Страна на Ниле - родина исламского фундаментализма. Именно здесь он достиг небывалого рассвета, воплотившись в деятельности экстремистской организации "Братья-мусульмане".

Она зародилась еще в 1928 году, когда национализм только-только начал пробуждать находившийся в многовековой дремоте арабский мир. Позднее, в 70-е годы, исламская активность стала "плотиной", преградившей путь распространению социалистических идей. В 80-е годы исламский радикализм, прежде находившийся в глухой защите, перешел в тотальное наступление.

Под лозунгом "Ислам - подлинное решение", организация "Братья мусульмане" проникла и подчинила себе профессиональные и студенческие союзы, внедрила своих сторонников в парламент и государственные структуры. Центры египетской интеллектуальной жизни, такие как университет "Аль-Азхар" в Каире, стали оплотом консервативно настроенных клерикалов. Светские националисты, на протяжении десятилетий определявшие политику страны, почувствовали себя в осаде.

Чем больше правительство сдавало свои позиции, тем яростнее и необузданнее становились атаки фундаменталистов. Руководство Египта, загнанное в угол, лишенное доверия и влияния, с подорванной террористами индустрией туризма (важнейшей статьи дохода), перешло в начале 90-х годов в контрнаступление. Начались массовые аресты и облавы. Военные суды в огромном количестве выносили смертные приговоры лидерам экстремистских группировок и боевикам.

На это радикалы ответили новым взрывом насилия. В 1992 году они развязали вооруженную борьбу с центральными властями с целью создания в Египте чисто исламского государства. За это время от рук боевиков погибли около полутора тысяч человек - мирных граждан, военнослужащих, представителей правопорядка и туристов.

Нельзя сказать, что египетское руководство было застигнуто врасплох. К тому времени оно уже накопило достаточный опыт противодействия воинствующим фундаменталистам. После убийства 6-го октября 1981 года президента Анвара Садата в стране было введено чрезвычайное положение, которое действует по сей день. Именно благодаря этому власти сумели взять ситуацию под свой контроль. Объявив вне закона такие крупные организации, как "Братья-мусульмане", "Аль-Гамаа аль-исламия" и "Аль-Джихад", правительство Египта повело с ними решительную, порой жестокую борьбу.

ИЗ ДОСЬЕ СПЕЦСЛУЖБ

"Аль-Гамаат аль-исламийя" ("Исламская группа") - экстремистская организация, созданная в Египте в конце 70-х годов. Ее лидером и духовным наставником является шейх Омар Абдуррахман. Цель - свержение президента Хосни Мубарака и установление на берегах Нила исламского строя. Члены группировки участвовали в нападениях против египетских сил безопасности, других правительственных структур и отдельных лиц.

Во главе организации стоит "шура" - исламский совет. Ему непосредственно подчиняются военный, пропагандистский, культурный и финансовые советы. Руководство базируется в Южном Египте. Группировка не имеет жесткой структуры и единого руководства. Ее члены враждебно настроены по отношению к местным коптам-христианам.

Начиная с 1992 года, группа осуществляет нападения на иностранных туристов в Египте. Идеологически это оправдывается двумя обстоятельствами. Во-первых, осквернением "неверными" земли ислама. Во-вторых (и это главное!), уменьшение притока иностранцев нанесет удар по экономике, что дестабилизирует внутриполитическую обстановку и облегчит приход исламистов к власти.

На счету боевиков сотни убитых и раненных. Объектом вооруженных нападений, как правило, являются агенты египетских сил безопасности и правительственные чиновники, копты-христиане, западные туристы, египетские противники исламизма. Группа взяла на себя ответственность за попытку покушения на Хосни Мубарака в Аддис-Абебе в июне 1995 года.

Зону операций "Аль-Гамаат аль-исламийя" составляют главным образом города Верхнего Египта - Аль-Минья, Асьют, Кена. Группа имеет поддержку в городских центрах Каира, Александрии и других городах, где находит поддержку среди безработных дипломированных специалистов и студентов.

За пределами Египта "Аль-Гамаат аль-исламийя" оперирует в таких странах как Афганистан, Англия, Дания, Пакистан, Саудовская Аравия, Сингапур, Судан, Швейцария, Сирия, Турция, США, Йемен. Боевые группы укомплектованы преимущественно египтянами-ветеранами афганской войны. Боевые формирования организации насчитывают до 50 тысяч человек, включая около 30 тысяч, находящихся в заключении. Кроме того, "Аль-Гамаат аль-исламийя" поддерживают более 200 тысяч сочувствующих.

Другая египетская исламистская террористическая организация - "Аль-Джихад".  Она известна также под названиями "Группа джихада", "Исламский джихад", "Группа новый джихад", "Авангард победы".

 Создана в конце 70-х годов. Своим духовным наставником считает шейха Омара Абдуррахмана.

Первый руководитель организации - выпускник электротехнического факультета Каирского университета Мухаммед Абд ас-Салям Фарадж. В последующем организация раскололась на две группы - "Аль-Джихад" во главе с Аббудом аз-Зумром, которая в большей степени сохраняет региональные принципы, и "Авангард победы", которую возглавляет доктор Айман Аз-Завахири.

"Аль-Джихад" стремится к уничтожению правящего в Египте светского режима. По решению этой организации и с благословения шейха Омара Абдуррахмана, издавшего "фетву" с "обвинением в неверии" президента Анвара Садата, группа лейтенанта Халеда Исламбули 6 октября 1981 года ликвидировала египетского лидера. Ныне "Аль-Джихад" стремится к физическому уничтожению президента Хосни Мубарака.

Основные объекты покушений - руководители Египта, иностранцы, христиане-копты. В международных масштабах "Аль-Джихад" поддерживает антиамериканский терроризм. Организация является одним из учредителей террористической сети "Каида", созданной Усамой бен-Ладеном.

"Новый джихад", возглавляемый аз-Завахири, действует в Каире, а также Судане, Пакистане и Афганистане. Располагает силами в несколько тысяч хорошо вооруженных боевиков. Имеет тесные связи с Ираном, Суданом и афганскими исламистскими группировками. Члены организации - выходцы из Верхнего Египта, 80 процентов которых составляют жители сельских мест, а также студенты и безработные выпускники вузов.     

Террористический акт, имевший место в 1997 году в городе Луксоре, когда были хладнокровно расстреляны 58 иностранных туристов, переполнил чашу терпения египетских властей. Всей мощью государственной машины они обрушились на террористов, обрядившихся в тогу приверженцев ислама. После этой трагедии волна исламского терроризма в Египте пошла на убыль. Духовные лидеры фундаменталистов поняли бесперспективность борьбы с государственной машиной, вставшей на защиту не только своих, но и народных интересов.

С помощью различных манипуляций, египетское правительство сумело обеспечить практически полный контроль над парламентом. Вновь принятые законы позволили "очистить" профессиональные союзы от религиозных ревнителей. Был ужесточен контроль над прессой и электронными СМИ. Министерство по делам религий начало постепенно, шаг за шагом, "прибирать к рукам" религиозные учреждения. Вскоре большая часть из 67 тысяч мечетей перестала быть трибуной антиправительственных проповедников и начала выступать в поддержку государства.

Одновременно с этим были выделены крупные средства для исправления бедственного положения в каирских кварталах бедноты и перенаселенных трущобах других крупных городов. Они, как известно, стали идеальной питательной средой для утверждения идей о "равенстве и благоденствии", основанных на соблюдении законов шариата. Государство сумело предложить людям альтернативу - сеть благотворительных учреждений: больниц, поликлиник, школ, детских садов и бесплатных столовых взамен основанных "мусульманскими братьями".

Государственные газеты, радио и телевидение посадили египтян на "строгую диету", пропагандируя "умеренную версию" ислама - значительно более привлекательную для тех, кого пугала бескомпромиссность и неуступчивость фундаменталистов.

Меры, принятые египетскими силами безопасности, не вызвали одобрения у международных правозащитников, но сбили волну террора фундаменталистов и сузили поле деятельности радикалов. Число приверженцев наиболее экстремистских направлений исламского фундаментализма стало постепенно сокращаться. Как отмечают социологи, если пять лет назад многие женщины выходили на улицу, укутавшись в черные покрывала с головы до пят, то сегодня они ограничиваются лишь тем, что надевают на голову платок.

Успех правительства стал возможным не только благодаря принятым мерам безопасности и вложению денег в социальные сферы. Свою роль сыграла и изменившаяся экономическая ситуация.

В 80-е годы египетская экономика находилась в состоянии глубокого застоя. Но в 90-е произошли изменения к лучшему. Сегодня рост валового национального продукта составляет пять процентов в год. Этого вполне достаточно, чтобы развернуть кампанию по преодолению бедности, ускорить жилищное строительство и создать новые рабочие места. У людей появилась надежда на лучшую жизнь.

Подъем экономики лишил исламистов их козырной карты. Все больше религиозных египтян подвергают сомнению истинность догматов фундаменталистских проповедников.

Многих раздражает схоластика и демагогия ревностных сторонников шариата. Духовные наставники фундаменталистов и лидеры радикальных группировок настойчиво ищут компромисс с властями и заявляют о готовности отказаться от насилия. Они не скрывают обеспокоенности тем, что излишне экстремистские лозунги создают негативный образ ревнителей веры. Даже находящиеся в тюрьмах лидеры исламистов недвусмысленно дают понять, что они уже не стремятся к войне "до последней капли крови" и готовы сложить оружие, если власти проявят больше уважения к "ценностям и традициям ислама".

Призывы такого рода раздаются давно. Но руководство Египта игнорирует их, несмотря на то, что борьба против фундаментализма уже стоила более тысячи человеческих жизней. У столь жесткой позиции есть лишь одно объяснение - власти хотят полной и бескомпромиссной победы над религиозными радикалами. Половинчатость их не устраивает.    

Тем не менее, говорить о победе сторонников светского направления еще рано. Многие опасаются, что успех носит временный характер. А растущий консерватизм египетского общества может привести к тому, что исламисты - пусть более умеренного направления - в конечном счете придут к власти, совершив "тихую революцию".

В Египте, как и  в других странах мусульманского мира, среди населения очень развито чувство религиозной принадлежности. Зачастую идентификация с исламом принимает форму ксенофобии и враждебности ко всему окружающему миру. В меньшей степени враждебность обращена против своих собственных правителей. Но нет никакой гарантии, что в случае дестабилизации и застоя призывы к бунту во имя религиозной справедливости не разожгут тлеющий огонь в сердцах верующих.

АМАЛЬ - ОЗНАЧАЕТ  "НАДЕЖДА"

Сразу после захвата власти в Иране лидеры исламской революции приступили к активному осуществлению программы аятоллы Хомейни по экспорту его идей за пределы страны. Первой и главной их целью стал Ливан - государство на берегу Средиземного моря, большую часть мусульманского населения которого составляли шииты.

Выбор иранцев был не случаен. Ливанская шиитская община связана с духовными центрами в Иране давними и очень крепкими связями. Именно в Ливане проходили подготовку боевики, взявшие под свой контроль Тегеран и прочие крупные иранские города в феврале.

...Еще пару лет назад организация АМАЛЬ ("Афуадж аль-Мукаума аль-любнания" - "Отряды ливанского сопротивления" и одновременно "надежда" по-арабски) считалась "мертвым волком" в сообществе исламских организаций, ведущих вооруженную борьбу с израильской армией в Южном Ливане. С тех пор как инициатива в этой борьбе перешла к фундаменталистской организации "Хезболлах", сложилось впечатление, будто АМАЛЬ сконцентрировалась в основном на внутриливанских политических баталиях.

Это было вполне естественно, если учесть, что ее лидер Наби Берри является председателем ливанского парламента. Однако подобная оценка ситуации ошибочна. В сентябре 1997 года АМАЛЬ попала на первые полосы газет всего мира в связи с провалом операции израильских командос в Южном Ливане.

 Своим созданием АМАЛЬ обязана одной из самых загадочных фигур в современной истории Ближнего Востока - духовному лидеру ливанских шиитов имаму Мусе Садру. Иранцу по происхождению и, к тому же, близкому родственнику по материнской линии Рухоллы Хомейни. Это родство, во многом, и предопределило сближение ливанского шиитского движения с Ираном.

Муса Садр родился в 1918 году в иранском городе Куме, в семье выходцев из Ливана. На протяжении многих веков Кум по праву считался одним из крупнейших центров исламской учености, а в последствии стал одним из очагов хомейнистской революции 1979 года.

Воспитанный в чрезвычайно религиозной среде, он уже в юности проявил незаурядные организаторские способности. Во время учебы на юридическом факультете Тегеранского университета Садр был признанным лидером студентов и организатором многих антиправительственных выступлений. Именно в этот период произошло его знакомство со многими активистами антишахской оппозиции.

В 1956 году Садр успешно завершил учебу, однако вскоре был вынужден покинуть Иран. Сначала он направился в Ирак, в город Неджеф, где преуспел в изучении исламского права. Затем, в 1959 году, вернулся на родину предков - в ливанский город Тир. Местную шиитскую общину застал в плачевном состоянии: болезни, жизнь впроголодь. Как следствие - низкая продолжительность жизни и высокая детская смертность. Для того чтобы объяснить причины столь бедственного положения мусульман-шиитов в Ливане, нам придется сделать небольшой экскурс в историю.

С момента своего появления в седьмом веке нашей эры шиитская община существовала на полулегальном положении, являясь, по мнению приверженцев ислама суннитского толка, сборищем отщепенцев, раскольников и наглых претендентов на лидерство в исламском мире. Суннитские правители видели в шиитах угрозу своей власти и потому жестоко преследовали их, уничтожая иногда целые города, население которых было по преимуществу шиитским.

Невозможность заниматься политикой заставила шиитских интеллектуалов переключиться на сферу духовную, заняться изучением священных книг. Девизом общины стал принцип - "молчи и жди лучших времен". Поэтому шииты жили, веками скрывая свои истинные убеждения и надеясь на грядущее избавление от страданий, которое принесет им пришествие "махди" - мессии, избавителя. Однако века шли, а "махди" все не появлялся…

Несмотря на то, что в Иране шиитам удалось создать свое собственное государство, их положение во всем остальном исламском мире не улучшилось. В наше время шиитские общины в таких странах, как Ирак или Саудовская Аравия, подвергаются жесточайшим репрессиям. Однако именно в Ливане создалась парадоксальная ситуация: согласно официальным сообщениям властей, шиитская община там крайне мала. Хотя в действительности это самая крупная религиозная группа в стране. По оценкам независимых экспертов, шииты составляют на сегодняшний день больше половины всех мусульман Ливана. То есть - 30 процентов населения. Намеренное искажение фактов призвано не допустить перехода власти от правящих страной еще со времен французского мандата христиан-маронитов   к мусульманам.

Вот почему Национальный пакт 1943 года, разделивший высшие государственные посты между тремя главными конфессиями страны - христианами-маронитами, мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами, закрепил за первыми пост президента, суннитам даровал кресло премьер-министра, а шиитам оставил малозначащую должность спикера парламента. Таким образом, эту общину, насчитывающую сегодня полтора миллиона из четырехмиллионного населения Ливана, обрекли еще и на политическое неравенство, законсервировав окончательно ее роль аутсайдера и лишив рычагов реальной власти.

…Закаленный в политической борьбе,  Муса Садр сразу по приезде в Тир,  развернул активную кампанию по защите прав местной шиитской общины. В 1967 году он создал Высший шиитский совет, объединивший единоверцев всего Ливана. Популярность его росла не по дням, а по часам. Тогда-то в знак благодарности, ему присвоили титул имама - наиболее авторитетного лидера шиитской общины.

Надо сказать, что Садр никогда не поддерживал сепаратистских настроений определенной части шиитов. Он выступал за территориальную целостность Ливана, добиваясь, однако, предоставления шиитам равных прав со всеми остальными гражданами страны и пропорционального представительства во властных структурах. В 1973 году, уже будучи одним из крупнейших религиозных авторитетов в регионе, Садр оказал неоценимую услугу президенту Сирии Хафезу Асаду. Дело в том, что сирийский лидер по происхождению алавит - представитель общины, еще более презираемой, нежели шииты. До 1973 года алавиты даже не считались мусульманами. Признание их Садром в качестве таковых и издание "фетвы" (религиозное постановление) существенно укрепило власть Асада в Сирии. А самому Садру принесло неизменное расположение сирийского лидера.

Через год, заручившись поддержкой Дамаска, Садр переходит к более активным действиям против ливанского правительства. Говоря о легитимности "ненасильственной революции" шиитов в борьбе за свои права, он создает организацию, названную по совету аятоллы Хомейни "Аль-Махрумин" ("Движение обездоленных"), действовавшую на всей территории Ливана.

Между тем, над этой "жемчужиной Средиземноморья" уже сгущались тучи гражданской войны. Каждая уважающая себя община обзавелась собственной "милицией" - вооруженными формированиями. Не остался в стороне и Садр. Не без помощи своего нового друга Асада он создал боевое ответвление "Аль Махрумин", дав ему название АМАЛЬ.

Когда в 1976 году в объятый пламенем гражданской войны Ливан вошли сирийские войска, новая организация оказала им посильную помощь в борьбе против боевиков Организации освобождения Палестины (ООП). Однако в самой войне АМАЛЬ не принимала активного участия, поскольку Садр придерживался нейтралитета в споре между христианами-маронитами, мусульманами-суннитами и друзами. Кроме того, в военном отношении АМАЛЬ была намного слабее вооруженных формирований ООП. Не была она и главной силой в Бейруте, где, тем не менее, пользовалась значительным влиянием. Поэтому шиитский лидер предпочел занять осторожную позицию и подождать, пока воюющие стороны пустят друг другу достаточно крови.

В августе 1978 года Муса Садр отправился в Ливию для проведения тайных переговоров с ливийским лидером Муаммаром Каддафи. И там… "пропал". Официальные власти Триполи до сих пор утверждают, что им ничего неизвестно о судьбе имама, вылетевшего после встречи с Каддафи в Италию. Но в Ливане уверены, что Садр попал в ловушку, приготовленную ему ливийским правителем, принимавшим самое активное участие в ливанских событиях.

Преемником Садра на посту лидера ливанских шиитов и руководителя АМАЛЬ стал Хусейн Хусейни. Он предоставил тренировочные базы боевикам Хомейни, готовившим переворот в Иране. Больше того, в январе 1979 года члены АМАЛЬ сражались в Тегеране на стороне хомейнистов против верных шаху войск. Организация также помогала переправлять оружие в Иран через Сирию.

После победы исламской революции в благодарность за оказанную помощь режим аятолл предоставил АМАЛЬ широкую военную, финансовую и идеологическую помощь. В результате ее деятельность приобрела более яркую религиозную окраску.

А для Ирана АМАЛЬ приобретала все большее значение в качестве полигона для отработки и реализации теории экспорта исламской революции, борьбы с Израилем, который был объявлен аятоллами главным противником, освобождения "оккупированной Палестины", помощи "палестинским братьям" в их борьбе за национальные права, расширения влияния на обширные просторы Ближнего Востока. Немаловажным было и то, что шиитские районы находились в основном на Юге Ливана, вблизи границы с Израилем, как бы на первом фланге "священной борьбы". Совсем скоро "шефство" дало первые результаты - шиитские шейхи Ливана, черпая вдохновение у тегеранских аятолл, стали требовать более глубокого внедрения в жизнь религиозных предписаний Корана, занялись под руководством иранских инструкторов и проповедников изучением работ лидеров тамошней исламской революции, пропагандой на улицах и базарах, в мечетях и школах.

Здесь необходимо короткое отступление. В 1980 году было избрано новое руководство организации. Председателем ее правления стал адвокат Наби Берри. Заняв этот пост, он тут же объявил, что "не допустит создания на Юге Ливана палестинского государства". Старая вражда между АМАЛЬ и ООП, поддерживавшей тесные отношения с Ливией, переросла после заявления Берри в откровенные вооруженные столкновения. К 1982 году они превратились в настоящую войну, проходившую на юге Ливана и в Западном Бейруте. При помощи Сирии АМАЛЬ удалось подчинить своему влиянию отдельные районы Южного Ливана.

Именно враждой шиитов и палестинцев объясняется апатичное отношение АМАЛЬ к началу израильской операции "Мир Галилее" в 1982 году. Очевидцы рассказывают, что шиитские жители Южного Ливана встречали солдат ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля) цветами: они надеялись, что те очистят район от палестинцев и вернутся восвояси.

Израильтяне, однако, задержались в Ливане. При этом они не придали должного значения установлению нормальных отношений с шиитской общиной, сделав основную ставку на поддержку христиан-маронитов. Результат не заставил себя ждать: уступая растущему давлению как извне, со стороны Сирии, так и изнутри, АМАЛЬ приступила к активным боевым действиям против израильской армии.

В это время в Ливане начали активную пропаганду эмиссары из Ирана. Центром их деятельности стал расположенный в долине Бекаа, одном из компактных районов проживания шиитов, город Баальбек. В конечном итоге внешние силы привели к расколу в 1983 году в рядах организации. Поддерживаемые Тегераном и Дамаском экстремисты покинули АМАЛЬ и создали собственные вооруженные формирования - "Амаль аль-Ислам" и  "Аль-Джихад аль-Ислами". Последней появилась на свет целиком ориентированная на Иран экстремистская организация "Хезболлах" (по-арабски - "Партия Аллаха").

ИЗ ДОСЬЕ СПЕЦСЛУЖБ

"Хезболлах" - организация исламских фундаменталистов шиитского толка. Зародилась в среде священников-шиитов около 1980 года как кружок по изучению опыта иранской революции. Лидером группы стал шейх Сейид Мухаммад Хусейн Фадлалла.

В своем нынешнем виде организация создана в середине 1983 года в Баальбеке, куда для отражения агрессии Израиля из Ирана прибыли несколько сотен "стражей исламской революции". Именно здесь провозглашается создание военно-политической организации ливанских шиитов.

Руководит организацией Высший консультативный совет, состоящий из 12 религиозных, политических и военных деятелей. При разногласиях в Высшем консультативном совете вопрос передается на рассмотрение в Тегеран.

Деятельность организации распространяется на шиитскую часть Бейрута, долину Бекаа, Южный Ливан. В каждом регионе существует свой Консультативный совет.

При создании "Хезболлах" ее лидерами был провозглашен "джихад" ("священная война") против сионизма и империализма. Целью борьбы было объявлено "изгнание израильских интервентов из Ливана, а перспективными задачами - уничтожение Израиля, установление исламского контроля над Иерусалимом, создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана".

Шейх Хусейн Фадлалла заявляет, что военной области "Хезболлах" не хочет ввязываться в международную войну, ее члены не желают превращаться в армейские подразделения. Они только хотят остаться активными бойцами "джихада". Фадлалла возглавлял организацию до 1985 года, когда израильские спецслужбы совершили на него покушение. После этого он покинул все посты организации, оставшись ее духовным лидером.

Его место занял Аббас Муссави, который был убит в 1992 году вместе с женой и сыном. Генеральным секретарем "Хезболлах" стал шейх Хасан Насралла.

Созданные на оккупированных Израилем территориях филиалы организации, немедленно перешли к вооруженным действиям против ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля). Неотъемлемой частью деятельности становится терроризм, в том числе международный.

Первые террористические акции "Хезболлах" - это взрывы казарм американского и французского контингентов в Ливане 23 октября 1983 года. Тогда погибло около 300 военнослужащих.

В 1984 году боевики организации предприняли аналогичную акцию против посольства США в Бейруте. Погибло 24 и получили ранения 90 человек.

Западными спецслужбами Фадлалла внесен в список 18 опаснейших террористов мира.

Численность организации на конец 80-х годов составляла около 5 тысяч человек. Имеет на вооружении различное оружие, в том числе и технику.

Свою деятельность "Хезболлах" иногда ведет от имени таких экстремистских организаций как "Исламский джихад", "Революционная организация правосудия", "Исламский джихад освобождения Палестины" и "Исламское сопротивление". Боевики организации подвергаются интенсивной идеологической обработке, им внушается, что мученическая смерть во имя Аллаха искупит их грехи и грехи членов их семей.

Основная территория деятельности долина Бекаа в Ливане, южные предместья Бейрута, районы Южного Ливана. Имеет филиалы в Европе, Африке, Южной и Северной Америке и других регионах.

Финансируется преимущественно Ираном, предоставляющим до 100 миллионов долларов ежегодно, что позволяет "Хезболлах" осуществлять и благотворительные акции, заниматься хозяйственной деятельностью.

Вскоре "Хезболлах" превратилась в главного конкурента АМАЛЬ в Южном Ливане. На этом фоне, не желая терять своих сторонников, руководство АМАЛЬ было вынуждено занять более экстремистские позиции в отношении происходящего в стране. Разногласия с произраильски настроенным президентом Амином Жмайлем привели к началу военных действий против ливанской армии, а также к активизации диверсий против ЦАХАЛа.

В 1984 году АМАЛЬ добилась значительных военных успехов, вершиной которых стал захват Западного Бейрута. Через год после вывода сил ЦАХАЛа из Ливана этой организации удалось (не без помощи Сирии) подчинить своему влиянию практически весь юг страны, сломив слабое сопротивление остатков палестинских "милиций".

Однако, как это ни парадоксально, головокружительные успехи АМАЛЬ стали и причиной ее отхода от активной военной деятельности. Во-первых, шиитских лидеров, получивших, наконец, возможность заниматься политикой, война интересовала теперь гораздо меньше. Во-вторых, эстафету во всем, что касалось сопротивления присутствию ЦАХАЛа в Южном Ливане, перехватила "Хезболлах", поддержанная Ираном именно для того, чтобы уменьшить влияние просирийской АМАЛЬ.

В результате этих процессов уже упомянутый Наби Берри оказался на посту председателя ливанского парламента, а количество совершаемых его организацией   операций против ЦАХАЛа сократилось. Очевидно, эти тенденции и послужили для командования ЦАХАЛА поводом к исключению АМАЛЬ из списка "наиболее опасных" врагов.

Впрочем, сама организация не собирается прекращать борьбу. Выросшее за последние годы молодое поколение региональных лидеров жаждет славы и авторитета, приобрести которые легче всего в боях. К тому же последние перестановки в иранских правящих кругах, происшедшие после прихода к власти президента-реформатора Мохаммада Хатами, породили кризис в отношениях нового кабинета министров и генерального секретаря "Хезболлах" шейха Хасана Насраллы. Иранский президент под давлением экстремистски настроенного окружения поддерживает противника Насраллы - шейха Туфейли. Если "революция голодных", объявленная последним, потерпит неудачу, иранское правительство за неимением иной альтернативы обратит свой взор на АМАЛЬ - самую большую шиитскую организацию в Ливане.

Сегодня в рядах АМАЛЬ состоят постоянно от семи до десяти тысяч боевиков, не считая членов милиции, носящей имя организации, и агентов специальной службы безопасности. В распоряжении АМАЛЬ - десятки тренировочных лагерей, разбросанных по всей территории Ливана, собственные тюрьмы и даже танковые части, на вооружении которых устаревшие Т-55.

"ХЕЗБОЛЛАХ" В ОБЪЯТЬЯХ АЯТОЛЛ

За прошедшие со времени создания годы "Хезболлах" стала в глазах ливанцев, и в первую очередь шиитов, реальным символом национального сопротивления "израильской агрессии" и одной из ведущих политических сил в ближневосточном регионе. За эти годы военно-политическая ситуация в Ливане сложилась таким образом, что все политические движения страны, заявившие о необходимости вооруженной борьбы с целью вывода израильских войск из Южного Ливана, постепенно прекратили вооруженное сопротивление. "Хезболлах" осталась единственной силой, не просто продолжающей вооруженную борьбу, но и реально претендующей на лидерство в шиитских районах Ливана.

Южная зона страны превратилась в плацдарм широкомасштабной антиизраильской деятельности, представляющей серьезную опасность для городов и поселений Севера Израиля. Сами же лидеры Ливана делают время от времени заявления о грозящей с Юга опасности, возможности новой агрессии "сионистского врага".

Поставив своей целью всемерное укрепление организации "Хезболлах" и ее превращение в ведущую военно-политическую силу в Ливане и регионе (своего рода ударный форпост в борьбе с Израилем), Иран оказывает ей всяческое содействие. Уже боле полутора десятков лет в шиитских районах Ливана в составе военизированных подразделений "Хезболлах" находятся добровольцы из иранского "Корпуса стражей исламской революции". Прибыв туда еще в июне 1982 года в дни военной операции "Мир Галилее", "стражи" по-прежнему участвуют в террористических актах, которыми так богата история южно-ливанских событий. Часть из них работает инструкторами, но большинство принимает самое непосредственное участие в военных операциях в качестве ударной силы. Их количество оценивается примерно в тысячу человек.

Однако иранская помощь районам компактного проживания ливанских шиитов не ограничивается лишь одним военным содействием. За годы, прошедшие после образования "Хезболлах", иранские капиталовложения в экономику шиитских районов Ливана превысили миллиард долларов.  Это позволило создать здесь   сеть современных больниц, школьных и дошкольных заведений, культурных центров. Необходимо подчеркнуть, что обучение в школах проходит на базе иранских программ и по иранским учебникам. Иранские советники помогают и в развитии аграрного сектора, в частности, в создании по иранскому образцу сети сельскохозяйственных кооперативов, участвуют в подготовке для них специалистов. Щедрая помощь Ирана позволяет "Хезболлах" реализовывать масштабные социальные программы. Так, семьям погибших боевиков выделяется материальная помощь, назначаются различные денежные выплаты, на которые Тегеран тратит значительные средства.

Но "Хезболлах" и сама добывает деньги. С момента своего создания она принимает самое активное участие в ливанском наркобизнесе. Именно наркотики, произрастающие в районах, населенных преимущественно шиитами, позволили этой организации стать наиболее мощной в Южном Ливане и долине Бекаа. Целые семьи, из которых происходят наиболее высокопоставленные лидеры ливанских исламистов, контролируют производство, транспортировку и распространение наркотиков.

Точную сумму доходов исламистов от продажи наркотиков назвать сложно. По сведениям западных источников, "Хезболлах" зарабатывает на них сравнительно немного - всего 200 миллионов долларов в год. Объясняется это тем, что распространением наркотиков занимаются в основном частные лица, а "Хезболлах" получает лишь небольшую часть этих доходов в виде пожертвований и членских взносов. Однако, фактически, организация располагает гораздо большими суммами, которые исчисляются миллиардами долларов. Просто оседают они на банковских счетах лидеров "Хезболлах" и членов их семей, а уж затем  используются организацией.

Впрочем, и 200 миллионов вполне хватает для покрытия расходов на религиозные нужды, медицинское обслуживание, образование и социальную помощь малоимущим членам шиитской общины. Благодаря этим деньгам и оказываемым на них услугам "Хезболлах" подменяет слабое ливанское правительство в районе Баальбека, в Южном Ливане и в южных кварталах Бейрута.

Совершенно естественно, что в шиитских селениях и городах  отряды "Хезболлах" рассматриваются как реальная сила, способная помочь шиитам преодолеть некую второсортность в ливанском обществе и успешно бороться за освобождение оккупированного Юга. Популярность "Хезболлах" в Ливане способствует повышению авторитета шиитской общины, с которой она уже давно однозначно ассоциируется, росту ее политического веса в ливанском обществе. В сформированном в декабре 1998 года новом правительственном кабинете шиитам-функционерам "Хезболлах" достались такие ключевые посты, как министров обороны, экономики, труда, промышленности. Реальной политической силой стала и фракция "Хезболлах" в Национальной ассамблее (однопалатном парламенте страны).

С другой стороны, вполне конкретная помощь Ирана, направленная лишь на благо шиитской общины, уже давно рассматривается лидерами других конфессий как неприкрытое вмешательство во внутренние дела страны, как реализация давнишнего иранского плана создания "Независимой шиитской республики Ливан". Вполне очевидно, что этот план направлен на фактическое расчленение страны и отнюдь не способствует укреплению ее суверенитета и национальной целостности. В шиитской зоне Ливана создается государство в государстве, возникающее на базе разрушения традиционных ливанских властных структур. И если прежнее правительство Ливана пробовало, как минимум, заявить о своей озабоченности по этому поводу, то нынешние просирийские лидеры страны

Следует подчеркнуть, что "Хезболлах" никогда не являлась (и остается таковой по сей день) монолитным образованием. Она состоит из двенадцати различных группировок хомейнистского толка, у каждой из которых есть свои духовные и функциональные лидеры. Пожизненное воцарение шейха Насраллы на вершине пирамиды власти лишает этих людей привычной свободы действий, а также надежды на получение в будущем поста секретаря организации. Несмотря на то, что формально Насраллу поддержали лидеры всех группировок, многие авторитетные фигуры в "Хезболлах" открыто заявили о своем недовольстве поведением молодого шейха.

Наиболее открыто против Насраллы выступил шейх Субхи Туфейли, считающий себя продолжателем дела легендарного имама Мусы Садра, боровшегося за права шиитского меньшинства в Ливане и таинственно пропавшего в Ливии в 1978 году. Подобно Садру, Туфейли выступил в защиту шиитов долины Бекаа - самого, пожалуй, отсталого в экономическом плане района Ливана. По утверждению Туфейли, руководство "Хезболлах" и прежде всего ее секретарь шейх Насралла, занимается преимущественно политическими интригами, совершенно не беспокоясь о судьбе своего народа. И если население района, противостоящего Израилю, получает довольно солидную финансовую помощь для поддержания в нем боевого духа, то жители долины Бекаа удаленной от зоны  боевых действий, интересуют лидеров "Хезболлах" куда меньше. И, соответственно, не получает практически ничего.

В конце 1996 года шейх Туфейли пошел на открытую конфронтацию как с Насраллой, так и с правительством Ливана, возвестив о начале так называемой "революции голодных". Целью этой акции было соз- президент Эмиль Лахуд (маронит) и премьер-министр Салим эль-Хосс (суннит) - хранят молчание. Они прекрасно знают, что Сирия пытается расширить и углубить диалог с Ираном.   

Итоги операции "Гроздья гнева", проведенной Израилем в 1996 году, показавшей несомненную силу "Хезболлах", сыграли на руку, как лидерам ливанских шиитов, так и их иранским покровителям. Важную роль в тот период выполнил специальный отдел по связям с "Хезболлах" при посольстве Ирана в Бейруте, штат которого, кстати сказать, неимоверно раздут по сравнению с дипломатическими миссиями Исламской республики в других странах региона. Во время операции "Гроздья гнева" был задействован воздушный мост Тегеран - Дамаск - Бейрут, по которому переправлялись необходимое для "Хезболлах" вооружение.

Появившись на свет как национально-освободительное движение ливанских шиитов за свои законные права, эта организация превратилась в средство реализации Ираном своих амбициозных планов на Ближнем Востоке, в эффективную силу, противодействующую арабо-израильскому мирному процессу. Заявления ее лидеров не оставляют в этом никакого сомнения. В  послании по случаю очередной годовщины создания "Хезболлах" генеральный секретарь ее политсовета 38-летний шейх Хасан Насралла вновь подтвердил решимость бороться до победного конца. Он подчеркнул, что вывод израильских войск из Южного Ливана не означает для них прекращения военных действий.

За последние годы "Хезболлах" приобрела в определенной мере цивилизованный облик, выйдя в Ливане и на арену политической деятельности. Тем не менее, она продолжает оставаться одной из крупнейших в мире террористических организаций, внесенных в список опасных и разрушительных сил.

С первого же дня своего существования "Хезболлах" не имела единого лидера. Власть в ней была поделена между духовным авторитетом шейхом Мухаммадом Хосином Фадлаллой и секретарем, отвечающим за практическую деятельность организации. До 1992 года этот пост занимал шейх Аббас Мусави, погибший в том же году в ходе операции ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля).

Его преемником стал уже упомнавшийся молодой энергичный шейх Хасан Насралла, сумевший за прошедшие с тех пор годы сконцентрировать в своих руках всю реальную власть в организации. Более того, он добился признания себя "пожизненным лидером". Факт до недавнего времени немыслимый, если учесть принятые в организации демократические методы правления, в частности выборы секретаря   каждые два года.дание альтернативной "Хезболлах" организации "Ансар Алла" ("Поборники Аллаха") и образование на конечном этапе полунезависимого шиитского анклава в долине Бекаа. Этот несомненно дерзкий шаг шейха Туфейли был бы обречен на провал, не получи он неожиданной поддержки со стороны определенных кругов в Тегеране.

Напомню, что в мае 1997 года президентом Ирана был избран Мухаммад Хатами. Это привело к расколу и острейшей закулисной борьбе в иранских правящих кругах. Придерживающиеся более радикальных, нежели Хатами, позиций, иранские политические деятели тотчас установили с Туфейли тесные контакты. Они сразу заверили энергичного шейха в том, что экспорт иранской революции не прекратится со сменой президента, хотя и будет носить несколько иной характер. Кроме того, иранские радикалы призвали Туфейли ужесточить высказывания в адрес руководства "Хезболлах", дабы добиться выполнения всех предъявленных Насралле требований.

Не довольствуясь поддержкой из Тегерана, шейх Туфейли, религиозные взгляды которого, как известно, носят более экстремистский характер, нежели взгляды шейха Насраллы, поддерживает тесные контакты практически со всеми террористическими организациями исламского мира. Представители фундаменталистов из Египта, Ирака, Алжира, Афганистана - частые гости в апартаментах воинствующего шейха. Не без их помощи он организовал собственную систему безопасности, а также построил несколько тренировочных лагерей для своих боевиков.

Все это вместе взятое, помноженное на необычайную популярность идей "революции  голодных" в долине Бекаа и за ее пределами, создает серьезную угрозу статусу шейха Насраллы как лидера организации "Хезболлах" и вообще всех шиитов Ливана. А что же сам Насралла?

Тяжесть его положения усугубляется застарелым конфликтом между ним и духовным лидером "Хезболлах" шейхом Фадлаллой. Последний, сблизившись на этой почве с Туфейли, пользуется колоссальным авторитетом в Тегеране. В частности, ему неоднократно выражал свою поддержку новый президент Ирана Хатами, хотя он не одобряет экстремистскую деятельность дуэта Фадлалла-Туфейли.

Вероятно, именно поэтому попытки Насраллы заручиться поддержкой нового президента до сих пор не приносят успеха. Зато духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи  оказывает ему всяческую поддержку. Благодаря аятолле Насралла сохранил за собой неофициальный статус выразителя интересов Хаменеи в Ливане.

В последнее время Насралла предпринял несколько фронтальных атак против шейха Фадлаллы, подвергнув сомнению его авторитет как духовного лидера ливанских шиитов. А Туфейли он стал называть "дорогим и уважаемым братом" и часто приглашает его к себе в дом. Однако одновременно за спиной лидера "революции голодных" Насралла ведет лихорадочные переговоры с правительством Ливана и Сирии с целью добиться поддержки в случае открытого вооруженного столкновения с Туфейли.

В Бейруте будут рады, если Насралла возьмет на себя всю грязную работу по устранению "крикуна из долины Бекаа", угрожающего вновь превратить Ливан в арену кровавой схватки. Дамаск также не станет горевать, если Туфейли вдруг исчезнет, подобно своему предшественнику Мусе Садру. Больше того, сирийский вице-президент Абдель-Халим Хаддам откровенно заявил, что руководство его страны "поддержит любой шаг, направленный на сохранение внутреннего порядка в Ливане".

Будучи вынужденным противостоять тройственному союзу "Хезболлах" - Дамаск - Бейрут, Туфейли делает вид будто пошел на попятную и даже согласился на перемирие. Но компромисса достигнуть не удалось… Южный Ливан напряженно замер в ожидании часа "икс", когда прогремит первый выстрел, возвещающий о начале "крутых разборок" между главарями "Хезболлах".

ХАМАС ОСВАИВАЕТ США

Не является секретом тот факт, что спонсируемое "террористом №1" Усамой бин-Ладеном палестинская экстремистская организация ХАМАС создала на территории США под самым носом у ФБР сеть тренировочных лагерей. В них проходят подготовку будущие террористы. Лагеря ХАМАСа действуют под патронажем "Братьев-мусульман", которые, в свою очередь, поддерживают тесные контакты с филиалами других ближневосточных организаций, таких как "Хезболлах", "Исламский джихад" и др.

Их центры находятся в Чикаго, Оклахоме, Техасе, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Мэриленде и Виржинии, где сконцентрировано большинство исламского населения Америки, и практически не поддаются выявлению. Тот факт, что сегодня на территории США проживает более шести миллионов мусульман, посещающих около трехсот культурно-религиозных центров, дает основание предполагать наличие представителей исламистов на всей территории страны.

ИЗ ДОСЬЕ  СПЕЦСЛУЖБ

ХАМАС (Харакят аль-мукаума аль-исламийя) - "Исламское движение сопротивления". Основано шейхом Ахмедом Ясином в декабре 1987 года на оккупированных Израилем территориях. Он провозгласил: "Любого еврея можно считать военным поселенцем. Наша обязанность - убить его. Освобождение всей Палестины от моря до Иордана - наша стратегическая цель. И нет цели более святой и важной". По замыслу шейха, после освобождения от израильского господства Палестина должна стать центром арабского и мусульманского мира.

Штаб-квартира ХАМАС находится в Тегеране. Но в отличие от "Аль-Джихад", действующей под контролем Ирана, ХАМАС сохраняет значительную независимость в выборе стратегии и тактики борьбы. ХАМАС имеет в своей структуре политическое (легельное) и военное (нелегальное - Бригады Аз эд-Дина Кассама) крыло. Не имеет жесткой структуры и руководства, осуществляющего координацию в масштабах всей организации. Значительную активность проявляют легальные структуры, занимающиеся пропагандой и вербовкой новых членов через мечети и социальные учреждения.

В хартии ХАМАС записано: "Сбросим евреев в море". Поэтому отношение Израиля к организации с 1989 года резко изменилось. В 1991 году был арестован и осужден на длительный срок шейх Ахмед Ясин. Организацию возглавил Абу Марзук, проживавший в США.

ХАМАС по-прежнему призывает к физическому уничтожению евреев, преследует христиан, левых деятелей, отстаивающих светский путь развития, арабов, сотрудничающих с Израилем. Конечная цель - уничтожение Израиля. Цели террористических операций - деморализация населения, дискредитация карательных органов Израиля дискредитация карательных органов Израиля.

ХАМАС вербует боевиков в университетах, школах, мечетях, благотворительных учреждениях. Создает отряды "шахидов" (боевиков-мучеников), которым внушается, что гибель во имя ислама - самый короткий путь в рай.

Долгое время противоречия между ХАМАС и ООП были настолько сильны, что руководство первой планировали убить палестинского лидера Ясира Арафата. В 1990 году они отказались от этого плана, благодаря чему стал возможен диалог. Позже было достигнуто перемирие, и две организации взяли взаимные обязательства не уничтожать членов и сторонников соперничающей группировки.

ХАМАС стремится участвовать в деятельности администрации Палестинской автономии. Однако старается дистанцироваться от ее лидеров, поскольку не признает плана мирного урегулирования.

Финансирование организации осуществляется со стороны Ирана, Иордании, Судана, тсран Персидского залива. Треть от ежегодного бюджета, составляющего 30 миллионов долларов, поступает от сторонников ХАМАС, живущих в США и Европе.

Начиная с 1992 года, ХАМАС использует для прикрытия своей деятельности в США различные подставные организации. Например, "Исламскую палестинскую ассоциацию в Северной Америке", официально зарегистрированную в Далласе (Техас) еще в 1981 году. Эта организация имеет свои собственные отделения в Лондоне, Торонто и Монреале. Официально главной ее целью является оказание гуманитарной помощи палестинскому народу.

Другая аналогичная организация "Исламский комитет поддержки Палестины" действует в Тампе (Флорида). А так называемое "Объединение для изучения ислама" официально занимающееся исследованиями в области исламистики. На деле же здание объединения, расположенное в тихом провинциальном городке Спрингфилд, к югу от Вашингтона, является с конца 1991 года координационным центром деятельности ХАМАСа на территории США. Именно в это объединение стекается наиболее полная информация о происходящем на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Здесь она тщательно обрабатывается и служит материалом для составления отчетов руководству ХАМАСа, на основе которых принимаются оперативные решения. Здесь же проводится серьезный еженедельный анализ арабской, израильской и вообще зарубежной прессы.

К числу европейских стран, в которых активность исламских экстремистов наиболее высока, относятся Германия, Англия, Франция и Италия. Сообщения об активно действующих центрах ХАМАСа поступают также из Латинской Америки.

Однако международная деятельность ХАМАСа и прочих террористических исламских организаций, несмотря на ее впечатляющие масштабы, не является самоцелью. Главной задачей "Отрядов исламского сопротивления", согласно Хартии, провозглашается "водружение знамени Аллаха над всей территорией Палестины". Огромные средства, собираемые за ее пределами, а также вербуемый там человеческий материал, используются для скорейшей регенерации после каждого удара американских и израильских спецслужб, а также укрепления позиций на "палестинской улице".

Так было с ХАМАСом после ареста израильтянами в мае 1989 года шейха Ахмеда Ясина. Тогда его место в качестве лидера этой организации занял его ученик - сравнительно молодой, энергичный и очень способный Муса Абу-Марзук.

Этот человек еще в школьном возрасте занялся подпольной деятельностью, вступив в ряды "Братьев-мусульман". Затем он окончил египетский университет и получил диплом инженера. В 1974 году Абу-Марзук - и эта деталь характерная для биографий многих исламских руководителей последнего поколения - перебрался в США, защитил докторскую диссертацию и остался там работать.

На протяжении полутора десятков лет он играл роль рядового американца среднего класса, пока заключенный в израильскую тюрьму шейх Ясин не указал на него как на своего преемника. Отправившись на оккупируемые Израилем территории, Абу-Марзук лично назначил новое руководство ХАМАСа на местах и вернулся в тихий городок Палас-Черч недалеко от Вашингтона. Из своего дома он руководил деятельностью отрядов "Аз ад-Дин аль-Касам" в Иудее, Самарии (Западный берег реки Иордан) и в секторе Газа, направлял деньги и ценные указания активистам - хамасовцам.

Для этой организации Абу-Марзук организовал в США широкомасштабный сбор средств, а также (и это чрезвычайно важно) для вполне легального исламского движения израильских арабов. Действовавший в Назарете "Комитет исламского спасения" регулярно переводил поступавшие из США деньги руководству ХАМАСа и семьям террористов-самоубийц на "территориях", пока в июле 1995 года одновременно с арестом Абу-Марзука в США офис "Комитета" не был опечатан израильской полицией. Во время слушания дела в суде обвинение утверждало, что лидер ХАМАСа является инициатором создания в США тренировочных лагерей для боевиков своей организации.

В 1993 году после взрыва в Международном торговом центре лидер ХАМАСа бежал в Сирию. Оттуда  перебрался в Иорданию, но вскоре был выслан из страны под давлением Израиля. Последующие два года Абу-Марзук не без помощи Усамы бин-Ладена провел в Йемене, Судане и, наконец, в Иране, где проживал до своего возвращения в 1995 году в США. В июле 1997 года Абу-Марзук был депортирован в Иорданию, где и пребывает до настоящего времени.

Практически благодаря стараниям Мусы Абу-Марзука ХАМАС обладает сегодня способностью к моментальному восстановлению функций всех звеньев, что характерно для аналогичных ему террористических организаций. Командующий  Центральным военным округом Израиля Илан Биран заявил по этому поводу следующее: "Даже если мы уничтожим всех террористов, им на смену придут другие. У местного населения высокая мотивация, и новые группировки организуются постоянно".

Надо признать, что исламские террористы весьма изобретательны. Особенно в финансовых махинациях, которые они проворачивают в США и Европе. Так, например, в 1996 году американской полицией был раскрыт ряд многомиллионных афер с… купонами.

Дело в том, что американские фирмы печатают на страницах газет специальные купоны, дающие право на определенную скидку на тот или иной товар при покупке. Купоны отсылаются владельцем магазина на фирму, и та в свою очередь возвращает ему разницу в цене.

По утверждению представителей американской полиции, исламисты скупали в невероятных количествах купоны у фирм по переработке макулатуры. Затем через "своих" владельцев магазинов получали "возврат", за якобы предоставленные теми скидки. По приблизительным подсчетам аферисты "зарабатывали" таким способом около 800 миллионов долларов в год.

Однако этим изобретательность исламских криминальных "гениев" не ограничивается. В последние годы они все активнее осваивают недоступную для них ранее область "высоких технологий". Уже появились сообщения о подделке исламистами кредитных карточек и номеров сотовых телефонов. Аферой высшего класса стала проведенная исламистами широкомасштабная операция по распространению 100-долларовых купюр, завезенных из Ирана. Эти деньги были столь высокого качества, что представители американских спецслужб даже окрестили их "супер-купюрами". О том, насколько далеко распространились иранские доллары благодаря усилиям исламистов, свидетельствует обнаружение большой их партии осенью 1998 года в… Латвии.

Еще один способ добычи денег - обыкновенный рэкет. По рассказам американских арабов, исламисты обирают своих же земляков, угрожая им уничтожением имущества на территориях или даже физической расправой в случае неуплаты требуемой суммы.

Все собранные деньги (свыше 500 миллионов в год не считая 60-70 миллионов пожертвований) переводятся руководству "Хезболлах", ХАМАСа и прочих террористических организаций на Ближнем Востоке. Основным каналом доставки денег на территории были и остаются менялы. Они действуют с особого разрешения израильской гражданской администрации. Только в одном Восточном Иерусалиме насчитывается более двадцати менял, играющих роль этаких мини-банков. У них можно обменять валюту, оставить деньги на хранение, взять в долг, выгодно вложить в какое-либо предприятие и перевести в любую точку света, включая арабские страны. Все операции осуществляются через счета самих менял, открытые в банках Иордании, Европы и США.

Крупные суммы денег, принадлежащие ХАМАСу или любой другой организации, переводятся на эти заграничные счета. Для передачи их представителям организации на местах достаточно просто телефонного звонка уважаемого человека меняле. Получив известие о поступлении определенной суммы на его счет, меняла тут же передает ее эквивалент в динарах или шеккелях, оставляя себе 3-5 процентов за услуги.

Другой источник наличных для ХАМАСа и подобных ему организаций - израильские бизнесмены, желающие перевести незаконно заработанные или скрытые от налогового управления деньги за пределы Израиля. Через израильских арабов или менял израильского "черного" рынка они передают палестинским менялам энную сумму наличными. Те в свою очередь переводят ее эквивалент в долларах со своего заграничного счета на счет клиента. Таким образом, в распоряжении террористов постоянно находятся огромные суммы, используемые для подготовки и проведения терактов.

Представители американских и израильских спецслужб жалуются на невозможность пресечь перевод денег исламистами на "территориях". Как признал бывший глава ШАБАКа (Служба внутренней безопасности) Карми Гилон, "процесс накопления, отмывания и перевода денег  террористическими исламскими организациями практически невозможно контролировать". Именно поэтому израильские спецслужбы и их коллеги на Западе оказываются совершенно беспомощными в борьбе с исламским террором, который обладает поразительной способностью к регенерации всякий раз, как ему бывает нанесен даже очень чувствительный удар.

ИЗ ДОСЬЕ СПЕЦСЛУЖБ

Палестинская организация исламских фундаменталистов "Исламский джихад" существует с конца 70-х годов. Руководит ею создатель и бессменный лидер доктор Фатхи Шакаки.

Эта организация придерживается идеологии, направленной на уничтожение государства Израиль и изгнание израильтян с занимаемых ими территорий. "Наша конечная и стратегическая цель - мобилизация исламской нац2ии на освобождение нашей земли и руководство священной войной против сионизма, - говорит Шакаки. - Вооруженная борьба - единственный способ нанести поражение Израилю".

"Исламский джихад" состоит из четырех фракций, три из которых не проводят террористических операций. В отличие от ХАМАС, "Исламский джихад", возглавляемый Шакаки, - военная организация, не стремящаяся приобрести массовую популярность. Она прежде всего является военной, но имеющей идеологическое обеспечение в лице мусульманских мулл, контролирующих более 20 мечетей в секторе Газа. Муллы этих мечетей своими проповедями привлекают новых сторонников в ряды исламистского движения и наставляют боевиков на самопожертвование.

Шакаки управляет организацией из штаб-квартиры в Дамаске. Распоряжения о проведении операций поступают в офисы "Исламского джихада", расположенные в Англии, Германии, на Кипре, в США. Оттуда посредством электронной или курьерской связью доставляются в "Совет Шуры", состоящей из десяти членов.

"Шура" представляет собой подпольный орган, координирующий действия военных структур организации. От "Шуры" распоряжения отправляются в ставшие базой для боевиков "Исламского джихада" лагеря беженцев Хан Юсеф, Шейх Радван и Джелазун.

Оперативное руководство деятельностью боевиков осуществляет Рамадан Салах. Непосредственно террористические акции проводятся боевиками бригад "Аль-Кассам" или боевых сил "Исламского джихада".

"Аль-Кассам" - боевая структура, аналогичная бригадам "Аз эд-Дин аль-Кассам" ХАМАС. В отряды "Аль-Кассам" входят преимущественно фанатичные религиозные молодые люди, готовых пожертвовать собой во имя победы ислама в Палестине.

Осенью 1994 года доктор Шакаки объявил о создании отряда из 70 смертников, подготовленных для террористических акций против Израиля. В октябре того же года последовала первая операция…

Организация содержится на иранские средства. Кроме того, за каждую удачную операцию предоставляется премия. Тыловые5 службы организации возглавляет шейх Абдаллах Шами, ответственный за обеспечение укрытий, финансирование, транспортные средства, поиск и доставку оружия. Дпнные Палестинского исследовательского центра в Наблусе говорят о том, что поддержка "Исламского джихада" со стороны населения составляет: Западный берег - 3 процента, сектор Газа - 5.

"АЛЬ-КАИДА" И ДРУГИЕ

Уже упоминавшийся террорист №1 Усама бен Ладен создал в 1988 году интернациональную террористическую организацию исламских фундаменталистов "Аль-Каида". Она проводит диверсионные акции по всему миру. Ее ударной силой являются ветераны войны в Афганистане.

ИЗ ДОСЬЕ СПЕЦСЛУЖБ

Главная цель организации "Аль-Каида" -свержение светских режимов в исламских государствах и установление там исламского порядка, основанного на шариате. США считаются основным врагом ислама, поэтому "Аль-Каида" будет осуществлять террористические операции прежде всего против американских граждан и объектов.

"Аль-Каида" рассматривает все происходящие на Ближнем Востоке конфликты как борьбу правоверных мусульман, с одной стороны, и еретиков и безбожников, с другой. К врагам ислама относятся как умеренные исламские режимы (Саудовская Аравия и ряд других стран), так и США. Присутствие американских войск на саудовской земле рассматривается организацией как новый крестовый поход христианского Запада против мусульманского Востока, как оккупация святых мест.

"Аль-Каида" оказывает помощь мусульманским повстанцам и террористам, ведущим вооруженную борьбу во множестве стран мира.  Она поддерживает боевиков в Афганистане, Алжире, Боснии, Чечне, Эритрее, Косово, Пакистане, Сомали, Таджикистане и Йемене.

Терроризм в Алжире осуществляется множеством местных исламистских групп, стремящихся свергнуть светский режим и установить в стране исламский порядок. Наподобие того, что существует в Иране.

ИЗ ДОСЬЕ СПЕЦСЛУЖБ

Ведущая фундаменталистская организация в Алжире - Исламский фронт спасения (ИФС), созданный в 1989 году. Его основатель Аббаси Мадани - профессор психологии. Идеологически ИФС ориентируется на традиции ислама.

Идеологи "фронта" стремятся к созданию общества, которое бы отличалось и от западного, и от социалистического. Аббаси Мадани заявляет: "Мы хотим создать в Алжире исламское государство далекое от коммунистического Востока и капиталистического Запада".

Но вместе с тем "фронт" является националистически ориентированной организацией. Другой лидер этого движения Бен Бадис говорит: "Алжирская исламская нация сформировалась и существует, как все прочие нации на земле".

В своей деятельности ИФС опирается на сеть мечетей. Имамы составляют до 50 процентов руководства движения, что с успехом используется в пропагандистских целях.

В 1990 году ИФС победил на муниципальных выборах и приступил к осуществлению исламской программы на местном уровне. В мае-июне 1991 года "фронт" организовал в алжирской столице массовые демонстрации, вылившиеся в беспорядки. Правительство ввело чрезвычайное положение и арестовало несколько лидеров ИФС.

Следующим этапом развития конфликта были выборы в Национальное собрание, первый тур которых (декабрь 1991) закончился убедительной победой "фронта". Он получил 188 мест из 420. Второй тур был назначен на январь 1992 года.

Не дожидаясь проведения выборов, президент Алжира Шадли Бенджедид ушел в отставку. Правительство, опиравшееся на армию и  силы безопасности, ввело чрезвычайное положение в стране и отменило второй тур голосования. Тотчас же были арестованы восемь лидеров ИФС, а также проведены массовые аресты рядовых членов. Как отмечал тогда профессор политической социологии алжирского города Оран Лахоари Адди, "при таких правителях как Насер, Бумедьен и Асад политика становится священной".

В ответ на репрессии исламисты развернули широкомасштабную террористическую войну. В 1992 году боевиками были убиты свыше 40 человек, сотни подверглись нападению. Наряду с вооруженными формированиями ИФС акции террора проводили более мелкие военизированные организации исламистского толка. Многие из них, как считают эксперты, находились под контролем "фронта". Среди этих группировок - "Вооруженная исламская группа", "Движение за исламское государство", "Армия Пророка Мухаммеда", "Объединенная компания джихад", "Вооруженное исламское движение".

ИЗ ДОСЬЕ СПЕЦСЛУЖБ

Ведущей среди исламистских группировок Алжира является "Вооруженная исламская группа". Она насчитывает несколько тысяч боевиков. Как следует из ее программы,  группа стремится к "установлению в Алжире исламского режима и осуществлению исламской революции в мировом масштабе".

Лидер группы - Хасан Хаттаб. Он считает главной задачей своего движения "постоянно терроризировать неисламские организации и подстрекать к радикализации настроений живущих в Европе мусульман". Его группа использует методы террора с 1992 года. Непосредственной причиной перехода организации к террористической деятельности была отмена парламентских выборов, на которых должен был победить Исламский фронт спасения.

Объектом покушений стали сторонники светского развития государства, представители армии и сил безопасности, правительственные чиновники и журналисты.

Особым "вниманием" террористов пользовались иностранцы. Главным образом европейцы, занятые преимущественно в нефтяной промышленности и военном ведомстве. Убийства иностранцев, которые начались с 1993 года, должны были, по мнению исламистских лидеров, ослабить режим.

Причем террор в Алжире время от времени принимал характер массовой резни. Уничтожалось население целых деревень, в результате терактов гибли десятки гражданских лиц. В ходе операций применялись самые разнообразные методы террора - взрывы, вооруженные нападения, убийства, похищения, захваты заложников.

Алжирские террористы, как установлено, получали финансовую поддержку от сторонников в Европе, а также от исламских режимов Ирана и Судана.

Константин КАПИТОНОВ