Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Проверка на дорогах

50 миллионов долларов заплатили россияне за право ездить за рулем

Ирины Бороган, 10.06.2002 Версия

фото с сайта www.gai.ru

Когда в ГИБДД узнали о результатах этой проверки, в главном здании на Мясницкой поднялся шум, генералы были в шоке. Действительно, контрольные органы никогда ещё так близко не подбирались к этой структуре. В распоряжении редакции оказались материалы проверки Счётной палаты РФ (СП РФ). На сегодняшний день это самый подробный портрет ГИБДД, хотя больше всего он напоминает карикатуру.

Автомобиль не роскошь...

В здании Главного управления ГИБДД, прямо над проходной, висит ведомственный календарь - два шикарных "мерседеса" с надписью "ДПС-2002". Да и у входа в главк - настоящий автосалон. Однако инспекторы частенько сетуют на слабую оснащённость: дескать, транспорта маловато, патрулировать город не на чем. И сильно лукавят.

Как выяснили аудиторы Счётной палаты, автопарк столичной ГИБДД укомплектован на 123%, подмосковной - на 76%, Нижегородской области - на 99%, Свердловской - на 85%, Новосибирской области - на 72%. Причём поступление новой техники не прекращается. В прошлом году столичная автоинспекция получила 308 машин, подмосковная - 156. Причём УГИБДД Московской области превысило смету на закупку и содержание техники в два раза.

По поручению Президента РФ от 5 февраля 2001 года на покупку 27 специальных патрульных автомобилей для сопровождения транспортных средств объектов госохраны из бюджета выделено 1200 тыс. долларов. Как вы понимаете, на эти деньги была куплена отнюдь не продукция волжского автогиганта (средняя стоимость каждой машины получается около 44 тыс. долл.). За два года до этого по распоряжению правительства ГИБДД уже закупила 27 специальных полицейских патрульных автомобилей на сумму 21 898 500 рублей. А 9 августа 2001 года по германской кредитной линии "Гермес" в ГИБДД поступило 3 "Фольксвагена-Пассата" по 30 719 немецких марок каждый.

К сожалению, аппетиты гаишников не ограничиваются шикарными автомобилями - это в конце концов можно списать на профессиональную слабость.

Авторитеты с талоном

Пока москвичи тихо бесятся, наблюдая вереницы грузовиков, каждый день отравляющих центр города, сотрудники контрольно-разрешительного отдела столичной ГИБДД, как выяснилось, приторговывают пропусками на въезд в пределы малого кольца Московской окружной железной дороги.

Хотя с октября 2000 года плата за въезд большегрузного транспорта в центр города отменена, незаконная выдача подобных пропусков в столице продолжалась. Сколько пропусков на въезд наштамповали в столичной автоинспекции за полтора года, неизвестно, однако, по подсчётам СП, получено за них было в общей сложности 19 5б1 100 pyб., то есть около 650 тыс. долл. Согласитесь, только для одного регионального управления ГИБДД это неплохой показатель: ведь затраты на печать бумажек минимальные.

Впрочем, если бы дорожная инспекция занималась только пропусками для грузовиков.

Предписание на транспортное средство (в обиходе спецталон), пожалуй, самый ценный документ, который можно получить в ГИБДД. Ведь эта бумажка является документом "оперативного прикрытия", и наличие спецталона избавляет автовладельца от тяжкой обязанности предъявлять водительское удостоверение, документы на машину, путевой лист, перевозимый груз. Если у вас есть такой документ, то милиционеры не имеют права проверить даже людей, находящихся в

автомобиле.

Вообще-то спецталоны должны выдаваться только тем, кто по долгу службы занимается оперативно-разыскной деятельностью (милиционерам, налоговым полицейским, контрразведчикам и т. д.). И выдача их, а также контроль за этим процессом - святая обязанность Главного управления ГИБДД.

Коррупция в области выдачи спецталонов - любимая тема газетчиков. Предположения журналистов подтверждают и данные Счётной палаты. Оказывается, только за 2000 и 2001 годы ГИБДД выдала структурам, не имеющим никакого отношения к спецслужбам, 932 спецталона. Кто эти счастливчики, можно только догадываться.

Недавно профсоюз сотрудников милиции и "Новая газета" провели самостоятельную проверку автомобилистов, использующих спецталоны. Из 9 автомобилистов, предъявивших спецталоны, 4 оказались людьми, о спецслужбах знающими понаслышке. Среди них оказался, например, бывший вице-президент "ТНК" Гуревич, разъезжающий по столице на "Ягуаре". И полбеды, если бы такими документами пользовались только министры и коммерсанты, распираемые собственной значимостью. Известны случаи, когда наличие спецталона помогало гангстерам скрываться предписаний на транспортное средство". Кроме того, количество выдаваемых бланков предписаний никаким нормативным актом не ограничивалось, и потребность в них определялась на основании заявок получателей. То есть сколько желающих - столько и спецталонов. Таким образом, за 2000 и 2001 годы ГИБДД выдала 48 900 спецталонов.

По сравнению с этим "мигалки", которые постоянно раздражают простых автомобилистов, - капля в море. На самом деле проблесковых маячков выдают в десятки раз меньше: в этом году МВД выделено 230 спецсигналов, ФСБ - 90, а СВР - 8.

Номера российским министрам выдают немцы

Изготовление номерных знаков, водительских прав, техталонов - без чего автомобилисту не обойтись, - сфера для государства стратегическая. Ведь бланки этих документов можно использовать для легализации угнанных машин, чем и пользуются преступные группировки, специализирующиеся на краже автомобилей. Поэтому выпуск такой продукции разрешён только предприятиям, получившим лицензиюв Главном управлении ГИБДД и прошедшим правовую экспертизу.

О номере с российским флажком обывателю мечтать не приходится - их выдают только правительственным министрам и другим высокопоставленным госслужащим. Чёрные "Ауди" моделей А-6 и А-8, на которых они чаще всего ездят, обычно называют членовозами. Но сановные обладатели этих авто не знают, что номера с российским флагом для них, так же как спецзнаки для МВД, выпускают... немцы.

Как выяснилось, 000 "Знак" - неоднократный победитель конкурсов на поставку спецпродукции столичному и подмосковному ГИБДД - на 55% принадлежит германской фирме "Тенньес Е.А.С.Т". Причём уставный капитал поставщика спецпродукции составляет 50 рублей. Самое любопытное, что фирма прошла правовую экспертизу и договор с фирмой был завизирован в правовом управлении ГУВД Московской области.

Аудиторы СП выяснили, что совершенно мистическим образом 11 988 комплектов номерных знаков были произведены по заявке подмосковного ГУВДа от 8 февраля 2002 года. Дело в том, что 000 "Производственная, компания "Динамо", которое выпускало номерные знаки, не заключало в этом году договора с областным ГУВДом (а срок предыдущего договора истёк в 2001 году). Остаётся только надеяться, что партия номерных знаков всё-таки попала по месту назначения.

Если вдуматься в факты, выявленные проверкой, создаётся впечатление, что в России нет проще бизнеса, чем штамповать спецпродукцию для ГИБДД. Кто её только не печатает. Например, снабжавший гаишными бланками Подмосковье ЗАО "Концерн "Знак" на 90% принадлежит физическому лицу и только на 10% - государственной пермской фабрике Гознака. Тот же концерн отличился в Свердловской области, перепоручив выпуск печатной спецпродукции 000 "Урал-Знак", у которого не было даже лицензии.

Иногда такая неразборчивость приводит к курьёзам. Несколько лет назад в Новосибирской области появились машины с загадочной латинской "D" на номерных знаках. Оказывается, кемеровская фирма наштамповала 999 номеров с опечаткой.

Алюминиевые короли ГИБДД

Наибольшее количество нарушений СП обнаружено в самой традиционной для ГИБДД сфере деятельности - при изготовлении номерных знаков, свидетельств о регистрации автомобилей, водительских удостоверений и техталонов. Именно это и является основным источником доходов дорожной инспекции и обеспечивает поступление внебюджетных средств в подразделения ГИБДЦ. Согласно оперативным данным, на которые ссылается Счётная палата, именно за это подразделения ГИБДД только в прошлом году получили более 1,5 млрд. рублей (1 530 499 000 рублей). Это значит, что наши автолюбители заплатили 50 с лишним миллионов долларов за право ездить за рулём.

Но на эти деньги ГИБДД даже не удосужилась продумать систему утилизации старых номерных знаков. Ежегодно только в Москве с учёта снимается около 300 тысяч автомобилей. По закону все алюминиевые номерные знаки дорожная инспекция должна сдавать. Счётная палата подсчитала, что общий вес знаков, накопившихся в Москве за 2 года, составил 101 тонну. Но столичная ГИБДД не сдавала их, как положено, на лом, а сбрасывала без всякого учёта на городские свалки. Таким образом, там сгнило почти 100 тыс. долл. (при цене 985 долл. за тонну). Хотя предположение, что алюминий в наше время мог пропасть, да ещё в таких количествах, выглядит фантастическим. Может, кто и подобрал...

Имя им легион

Между тем автоинспекция оказалась настолько законспирированной структурой, что даже аудиторы Счётной палаты, проверявшие ГИБДД, не смогли получить достоверные данные о её расходах.

Прежде всего потому, что никто не знает точно, сколько их - людей, по долгу службы имеющих дело с полосатыми палками. По данным Главного управления кадров МВД России, штатная численность ГИБДЦ на 1 января 2001 года составляла 117 092 человека. Более свежих данных проверяющим не дали. Поэтому аудиторы вынуждены были пользоваться "оперативными" данными, прямо как сыщики или контрразведчики. Согласно этим данным, в 2001 году штатная численность ГИБДД составляла 92 865, а фактическая - 87 516 человек.

Зато известно, что только в прошлом году содержание этой организации обошлось государству в 4,2 млрд. рублей. Кстати, и здесь выяснился любопытный факт. Проверяя штатное расписание, аудиторы обнаружили, что в ГИБДД столицы имеются 3 лишних заместителя начальника управления, на содержание которых ушло дополнительно 176 000 рублей.