Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Русскоязычные пляски

Рустам Арифджанов

  

Я заметил, что два достаточно непохожих друг на друга слова с одинаковой силой смущают общественность нашей большой и в принципе доброй многонациональной страны.

У меня несколько лет назад был суд. Марина Коршикова, представлявшая мои интересы в суде, задала истцам прямой вопрос: "Вот вы говорите, что русские оттеснены в нашем государстве на второй план, а какая же, по вашему мнению, нация у нас в России на первом плане?". Истцы не ответили. Истцы даже слова этого не произнесли. Истцы вообще говорили в суде много интересного. Что русские определяются не по паспорту, а по духу. Что среди русских нет, и не может быть злых людей. Что русский человек не пьёт. Что русский человек в принципе не склонен к перемене места жительства. В общем, Савёловский межмуниципальный суд города Москвы в иске о защите чести и достоинства четверым гражданам и одной гражданке, решившим, что именно они представляют русский народ, отказал. Вроде бы мы - я и мой соавтор Сергей Мостовщиков, опубликовавшие вызвавшие столько споров "Беседы о русском народе" в журнале "Эксперт", можем праздновать победу. Но нам, честное слово, грустно. Сейчас объясню.

Меня всегда шокировала в Советском Союзе избирательная этнобоязнь. Был Татарский обком партии, был Башкирский обком партии, был Чувашский обком партии. Но не было Еврейского обкома. Что вы! Называлось - обком партии Еврейской автономной области.

Из того советского прошлого и нынешнее смущение при слове "еврей". Ну, понятно когда человек начинает рассказ: "Умирает старый еврей…". Уже смешно. Уже анекдот. Но даже ярая газета "Завтра" порой прибегает к эвфемизмам - малый народ или ещё как-то.

Из того прошлого глупая и даже вредная для русских манера национал-патриотов выявлять полукровок и победоносно причислять их к нерусским. К евреям. "Ага, - кричит радостно патриот, - у него бабушка еврейка, а он заявляет, что он, видите ли, русский. И значит…". А что значит? Это значит, что просто на одного русского человека стало больше. И не на самого бестолкового, как показывает практика, человека. Большой или даже великий народ не может, не должен быть этнически чистым. Не получится величия. Получится нонсенс - Волга без ручейков, без притоков.

Это так сказать о евреях. Или, если хотите, об азербайджанцах, вдруг начинающих на каком-нибудь сороковом году жизни считать себя русскими. Если хотите, то это может быть даже и о себе. Но вот что пугает. Как-то в Самаре собралось нас человек двести друзей из почти двух десятков регионов. Мы собирались, чтобы создать политическую организацию.

Все мы говорили и говорим , думали и думаем, писали и пишем по-русски. Все мы - люди с высшим образованием, а большинство с опытом руководящей работы. Все мы думаем о России. Сидим в зале и думаем.

И вот один из лучших политтехнологов страны, наш друг Пётр Щедровицкий, вяло будоража аудиторию "турбокапитализмом" и "футурошоком", вдруг взрывает зал понятием "Русский мир" - сетевой, как он говорит, структурой больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке. Где Россия лишь часть, лишь ядро этого мира… Сама по себе идея чрезвычайно интересная, но об этом всё-таки как-нибудь позже. Сейчас о другом. Зал взорвала не идея, а слово "русский". Словно из того же советского прошлого, когда в букварях всех детишек разных национальностей рисовали в национальных же костюмах, а русские мальчик и девочка были в школьной форме.

"Как же русский? Почему вдруг русский? - кипятились мои умные, политически близкие друг другу, с высшим образованием и опытом руководящей работы друзья, - Надо же русскоязычный. Правильнее русскоязычный, чтоб нерусские не обиделись". Мы не обидимся. Чего лицемерить? Или ты русский или нет. Пусть еврейского или тувинского происхождения. Но русский, если говоришь, думаешь, пишешь, живёшь как русский. Не бывает русскоязычной поэзии или журналистики. Есть русская. Не бывает русскоязычных плясок или русскоязычной архитектуры. Нет русскоязычной кухни, нельзя выпить по-русскоязычному. Нельзя по-русскоязычному любить. Любить надо по-русски.

Мы живём в русском мире. Мы - русские. И хватит мериться долями крови.

Ссылки: