Органы в законе10 лет назад был принят закон о КГБ24 мая 1991 года вступил в действие закон "Об органах государственной безопасности в СССР". Впервые за свою более чем семидесятилетнюю историю органы получили законодательство о себе. Впрочем, ненадолго. Петр АКОПОВ, Известия Закон появился на свет в неподходящий момент -- развал империи был виден уже невооруженным глазом, и органы, еще недавно бывшие "карающим мечом партии" уже и так превратились в парализованного наблюдателя. Единый Комитет трешал по швам -- из Прибалтики уже вывозились архивы, а в том же мае российский лидер Борис Ельцин и глава КГБ СССР Владимир Крючков договорились о создании КГБ РСФСР и о кандидатуре его первого главы -- Виктора Иваненко. В разгаре была кампания по президентским выборам в России, и появление закона о органах госбезопасности, раньше ставшее бы поводом для горячего обсуждения демократов и патриотов, прошло практически незамеченным. До 1991 года комитет жил по секретным инструкциям. Подписанное еще 9 января 1959 года Никитой Хрущевым "Положение о КГБ при Совете министров СССР" было совершенно секретным. Уже в первой его статье четко определялось подчинение КГБ партии -- "являются политическими органами, осуществляющими мероприятия ЦК партии и правительства по защите Социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов...". КГБ вменялось "бдительно следить за тайными происками врагов советской страны, разоблачать их замыслы, пресекать преступную деятельность империалистических разведок...". Понятно, что в годы перестройки, когда органы стали подвергаться все большей критике за закрытость и неподконтрольность обществу и властям, документ, в котором говорилось, что комитет "работает под непосредственным руководством и контролем ЦК КПСС" уже не мог оставаться руководством к действию. Все громче звучали требования о ликвидации или реорганизации КГБ, поэтому органы решили "узаконить свою деятельность". Работа над законом началась на Лубянке еще в начале года. Как вспоминает тогдашний начальник инфорационно-аналитического управления КГБ Николай Леонов, на заседании коллегии Крючков обсуждал с руководством необходимость принятия закона. Все сошлись на том, что закон нужен, но дальнейшая работа над его содержанием в комитетских верхах не обсуждалась. Авторский коллектив возглавлял советник председателя КГБ доктор юридических наук Сергей Дъяков и все разработки замыкались непосредственно на Крючкова. Новый закон был достаточно подробным и в его тексте КПСС не упоминалась вообще. Исчез и высокий стиль хрущевского "положения". Среди основных направлений деятельности КГБ -- их осталось всего восемь -- по прежнему были контразведка и разведка (но без уточнения "в капстранах"), охрана госграницы, но уже не было "борьбы с враждебной деятельностью антисоветских и националистических элементов внутри СССР". Отдельная глава была посвященна "гарантиям соблюдения прав и свобод граждан", а о самой деятельности органов КГБ говорилось, что она строится на основе "принципов законности, равенства всех перед законом, уважения прав личности, ее прав и свобод, гуманизма и интернационализма". Впервые появлялось и упоминание о прокурорском надзоре за исполнением законов в деятельности органов, и о том, что контролируют КГБ парламент, президент и правительство. Михаил Горбачев, как президент СССР, получал немалые права -- именно он должен был "определять порядок отчетности и характер предоставляемой КГБ информации", а так же численность сотрудников комитета. Сам комитет пытался сохранить свою целостность -- в законе говорилось о "единой системе органов госбезопасности страны". 16 мая Верховный Совет СССР принял закон, в тот же день его подписал Горбачев, а 24-го после опубликования, он вступил в силу. "Закон был нужен обществу не меньше чем сотрудникам КГБ, -- вспоминает Николай Леонов -- но я уже тогда понимал, что закон будет жить недолго, как и сама советская власть" Так и случилось: уже через полгода не стало ни КГБ, ни предмета его забот --- СССР. |
НОВОСТИ
|