Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Центр оперативно-технических мероприятий (ЦОТМ) или 12 Центр


Руководство: Михаил Юрьевич Михайлов (источник)

Центр занимается снятием информации с технических каналов связи, в том числе проектом СОРМ (см. ниже) /источник/. 

В 2017 году ЦОТМ сделан уполномоченным органом по получению ключей шифрования. 


Проект СОРМ


Впервые СОРМ упоминается в приказ Минсвязи е от 11 ноября 1994 года. Этот доку мент регламентировал установку СОРМ для телефонной связи

Ответственной организацией за техническую сторону СОРМ был назначен Центрального научно-исследовательского института Минсвязи ЦНИИС. Для внедрения СОРМ внутри ЦНИИС существует отдельный Центр, начальником которого был Вячеслав Гусев. Кроме того, над созданием СОРМа работали не только в московском ЦНИИС, но и в его отделении в Санкт-Петербурге -- ЛОНИИС — Ленинградское отделение Научно-исследовательского института связи, в настоящее время ЛО ЦНИИС. Куратором СОРМ был руководитель научно-технического отдела Минсвязи Сергей Мишенков. В 1990-е Булгак позвал его в Министерство, наводить порядок в деятельности подведомственных Минсвязи научно-исследовательских институтов. За годы советской власти они привыкли к гарантированному госфинансиро- ванию, но Мишенков требовал быстрого результата. Им нужны были деньги, поиск которых был главной задачей Мишенкова. Так он оказался в истории с СОРМ: ФСБ была готова оплачивать научно-исследовательские работы по прослушке.

Как Мишенков объяснил авторам Agentura.ru, Центральный НИИС в Москве традиционно работал над междугородными телефон- ными станциями, поэтому им и поручили разрабатывать СОРМ для этих станций. Отделение в Санкт-Петербурге исторически разрабатывало местные телефонные станции, поэтому и занялось СОРМом для них. Когда появились сотовая связь, подключился третий институт — НИИ радио9. Их исследования должны были гарантировать ФСБ возможность следить за каждым соединением. Все другие институты, конечно, работали над технологией, но истинным местом рождения СОРМ были стены Кучинского НИИ в Подмосковье.

Автором проекта СОРМ со стороны ФСБ был Андрей Быков, заместитель директора ФСБ 1992–1996 годов в звании генерал-полковника. До этого он возглавлял ОТУ —оперативно-техническое управление КГБ. Именно Быкову 5 декабря 1991 года председатель КГБ Вадим Бакатин приказал передать американцам схемы прослушки нового здания посольства США в Москве. В 1990-е подпись Быкова стояла на многих докумен- тах, связанных с СОРМ. По образованию инженер, Быков учился на кафедре М6 (стрел- ковое оружие) Московского высшего технического училища им. Баумана. Через три года после окончания учебы его позвали работать в КГБ, в Оперативно-техническое управление, которое он в конце концов возглавил. В ранние годы существования управление курировало работу шарашек в Марфино и Кучино. Быков провел жизнь, разрабатывая новые виды вооружения и специальной экипировки. В советские годы 12-й отдел КГБ, занимавшийся прослуш- кой, был за пределами полномочий Быкова, подчиняясь напря- мую председателю Комитета. Главным критерием выбора начальника этого подразделения всегда была лояльность начальству, а не профессионализм. После августовского путча 12-й отдел включили в ОТУ, а Быков стал заместителем директора новой российской службы безопасности. 

Быкову пришлось отвечать на неудобные вопросы диссидентов и журналистов о том, как КГБ шпионил за собственными гражданами. Формально эта деятельность регулировалась приказом No 0050 от 1979 года, подписанного Юрием Андроповым. Но приказ содержал лишь одно ограничение: категорически запрещалось прослушивать партийных функционеров. Быков предложил идею получения санкции на прослушку.  

Она предполагала существование некоего внешнего органа, которой мог бы одобрять слежку. Изначально спецслужбы продвигали идею, чтобы санкцию выдавала прокуратура, но в 1995 году решили остановиться на санкции суда. Однако технический метод полного и неограниченного доступа ко всем средствам связи, разработанный в Кучино в 1980-е, было решено не менять. На практике это означало, что спецслужбы будут получать санк- цию суда, а делать все, что им заблагорассудится. Быков не собирался менять технологию прослушки. Это отличалось от американской процедуры, где правоохранительные органы отправляли запрос оператору связи на подключение к нужной линии после получения судебного ордера. 

Получение разрешения суда — процедура, созданная Быковым, — ничего особо не значила и никому не мешала. Российские законы требо- вали от офицера ФСБ получить разрешение, но при этом он не должен был никому — и прежде всего оператору — его пока- зывать. Он сам осуществлял перехват. Другими словами, методы СОРМ были прямо заимствованы из эпохи, когда никто не думал ни о каких разрешениях суда, — из советской практики телефонной прослушки.

Согласно объяснениям Бориса Гольдштейн, ведущего отечественного эксперта по СОРМ,  принципиальная разница между Западом и Россией в ведении прослушки заключается в том, что на Западе телефонная компания или провайдер сначала полу- чает ордер, потом дожидается подтверждения личности абонента, и лишь затем начинает перехват. В России же компания понятия не имеет, кого и зачем прослушивают.  / Источник: Битва за Рунет / 



История подразделения


В советские годы 12-й отдел КГБ, занимавшийся прослушкой подчинялся напрямую председателю Комитета. Главным критерием выбора начальника этого подразделения всегда была лояльность начальству, а не профессионализм. Но после августовского путча 12-й отдел включили в ОТУ. 

Вскоре 12-й отдел снова получил статус самостоятельного управления, теперь в ФСБ. Управление переименовали в Центр и теперь ЦОТМ курирует «черные ящики» СОРМ. 

Летом 2019 года российские интернет-сервисы, включенные в реестр операторов распространения информации (ОРИ), получили письма из ФСБ с требованием установить оборудование, дающее сотрудникам спецслужбы круглосуточный онлайн-доступ к их информационным системам и ключи для дешифровки переписки пользователей, рассказали The Bell три источника в интернет-компаниях. Сервисы, включенные в реестр ОРИ, обязаны предоставлять данные пользователей ФСБ по требованию «закона Яровой». В случае неисполнения требований им грозит блокировка. 

Письмо было подписано сотрудником ФСБ М.Ю. Михайловым. По данным РБК, Михаил Михайлов — начальник 12-го центра ФСБ, курирующего в том числе систему прослушки и контроля переписки СОРМ. В публичном пространстве Михайлов представляется «начальником Центра ФСБ России». В письме он указывает, что решением директора ФСБ органом для взаимодействия с участниками реестра ОРИ выбран Центр оперативно-технических мероприятий ФСБ. Именно это подразделение указывалось в приказе ФСБ о раскрытии ключей шифрования мессенджеров. / The Bell /

История служб оперативно-технического обеспечения деятельности органов государственной безопасности

  • 12 отдел (опертехники) ГУГБ НКВД СССР август 1937 - июнь 1938
  • 2 с/о (отдел опертехники) НКВД СССР июнь 1938 -
  • 4 отдел НКГБ СССР
  • 2 с/о НКВД СССР
  • отдел "Б" НКГБ СССР апрель 1943 -
  • отдел "Б" (применение опертехники) МГБ СССР
  • отдел "Д" МГБ СССР
  • Отдел опертехники (создание опертехники) МГБ СССР
  • Отдел "Р" (радиоконтрразведка) МГБ СССР
  • 2 с/о КГБ при СМ СССР
  • 3 с/о КГБ при СМ СССР
  • 4 с/о КГБ при СМ СССР
  • 5 с/о КГБ при СМ СССР
  • 6 с/о КГБ при СМ СССР
  • Оперативно-техническое управление (ОТУ) КГБ при СМ СССР
  • 12-й Отдел КГБ при СМ СССР
  • Оперативно-техническое управление КГБ СССР
  • 12-й Отдел КГБ СССР
  • Управление оперативно-технических мероприятий (УОТМ) ФСК
  • Управление научно-технического обеспечения (УНТО) ФСК
  • Управление шифрованной и специальной связи (УШСС) ФСК
  • Управление оперативно-технических мероприятий (УОТМ) ФСБ

Источник:

  • Ассоциация историков спецслужб им. А.Х.Артузова

Смотри также: