Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Самолет-разведчик США столкнулся с китайским истребителем 

Американский самолет радиотехнической разведки EP-3

1 апреля 2001 года самолет ВМС США EP-3 ARIES II находился примерно в 112 км к югу от острова Хайнан в воздушном пространстве над международным водами Южно-Китайского моря. Он выполнял несекретную разведывательно-наблюдательную миссию в международном воздушном  пространстве и на его борту имелась четкая надпись "ВМС США". Самолет летел по хорошо известному маршруту, который используется уже на протяжении нескольких десятилетий. Два истребителя ВВС Китая начали его сопровождение (по утверждению США, в течение последних месяцев китайские истребители стали предпринимать агрессивные маневры рядом с разведывательными самолетами США, чего раньше не случалось). В результате столкновения (перед ним разведывательный самолет летел прямым курсом на автопилоте) китайский истребитель упал в море, его пилот пропал без вести и ныне считается погибшим. Американский самолет, также получивший повреждения, был вынужден произвести аварийную посадку на базе Линшуй на острове Хайнан. Значительная часть находящегося на борту разведывательного оборудования была уничтожена экипажем. На борту американского самолета находились 24 человека. Никто из них не пострадал. 

Командование ВМС США возлагает ответственность за столкновение на китайскую сторону. В Вашингтоне посчитали, что Китай должен взять на себя ремонт американского самолета и обеспечить его немедленное возвращение. США через свое посольство в Пекине официально выразили озабоченность в связи с инцидентом. 

Однако Китай возложил ответственность за инцидент с американским военным самолетом на США. "Военный разведывательный самолет США врезался в китайский истребитель и повредил его над Южно-Китайским морем", - сообщило агентство "Синьхуа" со ссылкой на заявление директора департамента информации и печати МИД КНР Чжу Банцзао. "Китайская сторона весьма обеспокоена судьбой пропавшего без вести китайского пилота с разбившегося истребителя. В настоящее время ведутся его поиски", - отметил он. 

Как говорится в заявлении, 1 апреля утром военный разведывательный самолет США вошел в китайское воздушное пространство к юго-востоку от островной провинции Хайнань. Два китайских самолета были подняты для его сопровождения. "В 9:07 по пекинскому времени американский самолет, находясь в 104 км от Хайнаня, неожиданно повернул в сторону китайских истребителей, ударив один из них и повредив его", - заявил китайский дипломат. 

Чтобы разрешить ситуацию, посол США в тот же день встретился с представителем китайского МИД. Представитель Тихоокеанского командования США на Гавайях назвал происшедшее случайным инцидентом и выразил уверенность в том, что американский самолет-разведчик до момента столкновения находился в международном воздушном пространстве. Он также сообщил, что вместе с ЕР-3 на той же базе приземлился и один из китайских истребителей. По его словам, ВМС США поддерживали контакт с экипажем американского самолета до его приземления, но после посадки связь прервалась. 

3 апреля посол США Джозеф Пруер заявил, что "Китайские военные наверняка уже обследовали самолет-шпион ВМС США ЕР-3, совершивший аварийную посадку на острове Хайнань после столкновения с китайским истребителем". По мнению посла, возможно, китайским военным не удастся получить никакой секретной информации, так как экипаж по инструкции должен был уничтожить все секретные данные и оборудование. В тот же день представители посольства США встретились с экипажем самолета. Это было согласовано с китайскими властями, которые подтвердили, что готовы содействовать этой встрече. Между тем, председатель КНР Цзянь Цзэминь обвинил американских летчиков в столкновении в воздухе и призвал США взять на себя ответственность за инцидент. Китайский лидер также призвал США прекратить разведывательные полеты вблизи китайской территории, добавив, что такой жест США будет продуктивным в развитии китайско-американских отношений.  

В тот же день президент Буш заявил, что Китаю уже пора вернуть в США самолет-разведчик и 24 члена экипажа. "Этот инцидент может подорвать наши надежды на плодотворные и конструктивные отношения между двумя нашими странами", - подчеркнул Буш. По его мнению, чтобы этого не произошло, экипаж самолета-разведчика EP-3 должен вернуться домой. Президент США добавил, что 21 мужчина и 3 женщина, находившиеся в самолете, чувствуют себя хорошо. Как считает Буш, он уже дал правительству Китая время, чтобы обдумать все и "поступить правильно", сообщает Reuters.

3 апреля поздно вечером директор департамента информации и печати МИД КНР Чжу Банцзао вновь подчеркнул требования китайской стороны: США должны признать свою ответственность за случившееся, дать надлежащие разъяснения и принести Китаю извинения. По мнению Пекина, "США являются виновником инцидента, а Китай - пострадавшей стороной". Однако Соединенные Штаты "не готовы принести извинения" китайской стороне, заявил во вторник вечером в интервью американским журналистам посол США в Пекине отставной адмирал Джозеф Прюер. Это заявление он сделал по указанию высшего руководства в Вашингтоне.

4 апреля 2001 г. Государственный секретарь США Колин Пауэлл не исключил вероятности того, что президент Джордж Буш перенесет запланированный на конец года свой официальный визит в Китай, если кризис в двусторонних отношениях из-за американского самолета-разведчика будет продолжаться. "Посмотрим, как будут идти дела", - сказал глава внешнеполитического ведомства журналистам. Он добавил, что об этом "пока рано говорить". В прошлом месяце Белый дом объявил, что Джордж Буш принял приглашение посетить КНР, Японию и Южную Корею в ходе своей первой поездки в Азию. Она должна была совпасть с предстоящим в октябре в Шанхае форумом экономического Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

В тот же день Как сообщают тайваньские спецслужбы, американский самолет-разведчик, столкнувшийся в воскресенье с китайским истребителем, пытался уйти от преследования китайских самолетов, но после того, как по нему был открыт предупредительный огонь, вынужден был сесть на территории Китая. По тем же данным, разведчик следил за самым современным китайским судном - эсминцем "Современный" российского производства, оснащенным противокорабельными сверхзвуковыми ракетами с дальностю поражения до 240 километров.

А как утверждают американские СМИ, анонимные источники в Пентагоне говорят, что самолет получил весьма серьезные повреждения - у него повреждены два из четырех моторов, нос и закрылки на одном крыле, причем самолету еле удалось дотянуть до китайского аэродрома, хотя до него было всего 15 минут лета. В
связи с этим источники считают, что экипаж мог не суметь выполнить положенные по инструкции требования об уничтожении сверхсекретной
радиоэлектронной аппаратуры. Как говорят в Пентагоне, американские разведспутники засекли вынос китайцами аппаратуры из самолета-шпиона.

Что такое EP-3

Разведывательный самолет ВМС, стоимость которого составляет $80 млн., не имеет вооружений. Аббревиатура ARIES расшифровывается как airborne reconnaissance integrated electronic system  - "интегрированная система электронной воздушной разведки". EP-3E- это четырехмоторный самолет с низким расположением крыла, с установленным на борту комплексом радиотехнической разведки и радиоперехвата. Двигатели - четыре AllisonT56-A-14, размах крыла 99 футов. На борту - 24 человека, из которых 19 обеспечивают работу оборудования радиоразведки. Эти самолеты способны находится в воздухе 12 часов, радиус действия 3 тыс. миль. Экипаж состоит из трех пилотов, одного штурмана, бортинженера и трех специалистов по вычислению. Первый EP-3 поступил на вооружение в Fleet Air Reconnaissance Squadron ONE в 1969 году.

Что делал ЕP-3 близ Хайнаня

В настоящее время силовые структуры Китая переживают настоящую электронную революцию. Руководство Народно-освободительной армии Китая (НОАК) официально признало, что по обычным видам вооружения китайская армия не в состоянии достигнуть паритета с США, и в начале 2000 года главный штаб НОАК разработал программу модернизации средств информационной войны. А первым подопытным кроликом для обкатки военными информационных методов ведения войны стал Тайвань, никак не желающий превращаться во второй Гонконг. Тайваньцы забили тревогу еще в декабре, признавшись в том, что с августа 1999 года китайские хакеры взламывали сети госструктур острова аж 165 раз. Целями взломщиков были сайты вооруженных сил, министерств юстиции, экономики и Национальной ассамблеи. Добавим, что в то же время нападениям китайских хакеров подверглись японские компьютерные сети.

Разумеется, переход на рельсы информационной войны не мог состояться без разведслужб Китая. И упор был сделан на радиоэлектронную разведку (напомним, что американский самолет EP-3 несет на себе как раз комплекс радиоразведки и новейшее американское оборудование будет очень кстати китайцам). Так, в мае 1999 года министры обороны Китая и Кубы подписали соглашение о создании на острове Свободы китайского центра радиоперехвата и слежения за американскими спутниками. Не забыт и космос: в 1999 году Китай запустил четыре спутника фотосъемки и два спутника радиоперехвата над Азией, а в марте этого года Цзян Цземинь на заседании центральной военной комиссии отдал приказ о работе над программой "1-26" по созданию новых видов высокотехнологичного оружия, включая разведывательные спутники.

Но, оказывается, еще раньше, в 1994 году Китай арендовал у Бирмы три острова дляразвертывания на них центров радиoразведки (они "покрывают" Индийский океан, Бенгальский залив и Малаккский пролив). А в 1995 году, по сведениям американцев, модернизации были подвергнуты все китайские центры радиоперехвата в Азии: причем один из них находится на том самом острове Хайнань в Южно-Китайском море, где и приземлился американский самолет.

Впрочем, есть еще одна причина усилившейся разведывательной активности США в этом регионе.

16 марта Билл Гертц из Washington Times, чьи тесные связи с разведкой США хорошо известны, опубликовал статью "China places second missile base near Taiwan", в которой утверждал, что Китай завершил строительство новой военной базы, разместив на ней мобильные пусковые установки и 100 ракет малой дальности, нацеленных на Тайвань. Якобы в настоящее время Пекин развернул в этом районе от 200 до 300 ракет малой дальности на случай вооруженного конфликта с Тайбэем. После появления статьи Гертца на специальной пресс-конференции представитель Пентагона контр-адмирал Крейг Куигли отказался прокомментировать "сообщения СМИ о якобы обнаруженной вблизи Тайваня китайской ракетной базе". Вместе с тем, по его словам, "ни для кого не секрет, что Китай модернизирует свою армию, что включает в себя и увеличение ракетных сил". То есть фактически подтвердил информацию Гертца. Он также заявил, что США внимательно наблюдают за этим процессом. Представитель американского оборонного ведомства подчеркнул также, что США "привержены законным оборонным потребностям Тайваня".

11 апреля китайские власти согласились отпустить американских летчиков.

12 апреля утроем чартерный рейс авиакомпании Continental доставил освобожденную китайскими властями команду американского разведывательного самолета EP-3 на принадлежащий США тихоокеанский остров Гуам (Guam). Планируется, что 24 члена освобожденного экипажа далее направятся на военную базу на Гавайях (Hawaii), где будут проведены собеседования и медицинский осмотр. После этого разведчики смогут отправиться по домам. Китай так и не согласился выдать самолет EP-3, на котором размещена секретная американская разведывательная аппаратура. Кстати, ожидается, что экипаж EP-3, посадивший поврежденную машину в экстремальных условиях, возможно, будет представлен к наградам.

18 мая 2001 года замминистра обороны КНР Ли Чжаосин заявил, что его страна отказывается отдавать удерживаемый на острове Хайнань американский самолет-шпион <EP-3>, так как американские самолеты возобновили разведполеты у китайских берегов. А это <ранит чувство достоинства> его народа. Но тут же оговорился: воздушный разведчик все же может быть отправлен в США, <предположим, на судне>.

Практичные американцы тотчас начали искать варианты вывоза самолета по воздуху. Для этих целей, как сообщают американские источники, Пентагон изучает возможность фрахта российского лайнера Ил-76. Однако эксперты Главного штаба ВВС России убеждены, что <Ил> такой груз не потянет. Шутка ли: только секретной аппаратуры на <ЕР-3> было 20 тонн! Но выход есть. Такая работа вполне по силам нашему транспортному многоцелевому самолету Ан-124 <Руслан>, который способен поднять груз в 400 тонн.

Самим американцам ехать за <ЕР-3> не с руки. Это и технически сложно, и унизительно. Если же операция по эвакуации с Хайнаня того, что осталось от
<воздушного наблюдателя>, будет все же доверена России, то и Китай сохранит лицо, и США сильно не пострадают в моральном плане. Да и нам за фрахт тоже должно кое-что перепасть...

30 мая Вашингтон и Пекин достигли принципиального согласия об использовании украинского самолета Ан-124 для возвращения в США американского самолета-разведчика EP-3E. Заместитель официального представителя госдепартамента США Филип Рикер (Philip Reeker) заявил во вторник на пресс-конференции, что сейчас стороны согласовывают технические вопросы предстоящей операции. Рикер не сообщил больше никаких подробностей переговоров по поводу транспортировки самолета-разведчика, однако по данным американской телекомпании NBC, он будет доставлен в США в разобранном виде на борту грузового самолета, принадлежащего одной из коммерческих авиатранспортных компаний Украины. На данный момент Ан-124 является самым большим грузовым самолетом в мире и может поднять груз весом до 120 тонн.

Однако уже спустя 10 дней появилась совершенно другая информации о том, кто доставит самолет-разведчик в США. Российская авиакомпания "Полет" выиграла международный тендер на право транспортировки с китайской военной базы на отрове Хайнань американского разведывательного самолета ЕР-3, сообщает Прайм-ТАСС.  Об этом заявил 9 июня руководитель службы информации компании "Полет" Леонид Широбоков. По словам Леонида Широбокова, тендер был объявлен "американским авиационным военным ведомством". В настоящее время в авиакомпании проводятся работы по подготовке к проведению данной авиаперевозки.

Смотри также на "Агентуре":

Источники: