Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Глава 44. Бедность активности не помеха

Мекка. AP Photo/Hasan Sarbakhshian

Что касается Тегерана, то он не оставляет попыток экспортировать свою модель государственного устройства в страны Центральной Азии, подобно тому, как не намерен он отказываться и от поддержки организации "Хизбалла" в Ливане. Как и любой революционный режим, сталкивающийся с серьезными внутриполитическими трудностями, режим аятолл пытается сохранить легитимность своего существования посредством экспорта идей революции и поддержки собственных сателлитов - этаких исламских "островов свободы". Впрочем, в отличие от населения Ливана, большинство жителей стран Центральной Азии являются не шиитами, единоверцами иранцев, а суннитами. Именно поэтому в работе с ними Иран предпочитает концентрироваться на пан-исламском аспекте своей идеологии. В странах Центральной Азии подобный подход вызывает симпатии, особенно на народном уровне. К тому же, преимущество Ирана состоит в том, что его вариант ислама крайне политизирован, активен и направлен на нарушение сложившегося статус-кво в отношениях с неисламским режимом. А это как раз то, что необходимо сегодня фундаменталистским движениям Центральной Азии. Именно поэтому с 1994 года тысячи студентов, главным образом узбекского и таджикского происхождения, проходят учебу в иранских медресе в Тегеране, Коме и Мешхеде. Их приезд сюда стал возможен благодаря деятельности созданной в начале 90-х годов специальной комиссии, цель которой - распространение персидской интерпретации исламского фундаменализма в Узбекистане, Таджикистане и, вообще, всей Центральной Азии. 

Напротив, ислам, предлагаемый Саудовской Аравией, консервативен и выступает за сохранение статус-кво. Не пользуется популярностью в исламистских кругах и открыто декларируемая прозападная позиция руководства Саудовской Аравии. 

Таким образом, несмотря на то, что до сих пор многие правительства стран Центральной Азии высказываются негативно об исламе иранской модели, это само по себе не является гарантией того, что в будущем бывшие советские аппаратчики не уступят место на политическом Олимпе исламским активистам, тесно связанным с Тегераном. Пока же этого не произошло Иран занимается в Центральной Азии развитием конвенциональных экономических связей, в отличие, скажем, от того же Ливана или Северной Африки, где его вмешательство направлено именно на активизацию местных исламских экстремистов. Граничащий с Азербайджаном и Туркменией и, вообще, более близкий к странам Центральной Азии, нежели Саудовская Аравия, Иран имеет сегодня довольно прочные позиции в регионе. Свое выражение они находят, прежде всего, в целом ряде торговых соглашений и в тесных культурных связях с Азербайджаном, на территории которого проживает большая шиитская община, а также с Таджикистаном, этническая и лингвистическая общность с которым стали мощной базой для кооперации: таджики по культуре близки к иранцам и говорят они на восточном диалекте языка фарси. Еще при предыдущем президенте Ирана Рафсанджани с Азербайджаном был подписан договор о 20 процентах (а это 7,4 миллиарда долларов) в интернациональном нефтяном консорциуме. К тому же периоду относится и соглашение с Казахстаном о транспортировке 2 миллионов тонн нефти-сырца через Каспий в Иран, а также с Туркменистаном - о прокладке газопровода через Иран в Европу. 

Вообще, в сотрудничестве с Ашгабатом Тегеран изначально занял ведущие позиции. Еще в октябре 1991 года туркменский президент Ниязов, находясь с официальным визитом в иранской столице, подписал пакет экономических договоров на общую сумму в 130 миллионов долларов. Другой весьма показательный факт: иранское посольство в Ашгабате открылось в начале января 1992 года, тогда как, например, в Ташкенте, столице Узбекистана, посольство ИРИ открылось лишь в феврале 96-го). Дальше - больше: в январе 92-го был подписан первый ирано-туркменский договор о транспортировке туркменской нефти через территорию Ирана. В марте того же года Тегеран выделил Ашгабату кредит в размере 50 миллионов долларов для закупки товаров иранского производства, а в мае президент ИРИ Рафсанджани посетил туркменскую столицу и подписал со своим туркменским коллегой пакет по экономическому сотрудничеству. Кстати, именно в мае 1992 года, то есть на пике контактов с Ираном, парламентом Туркменистана, меджлисом, был принят закон "Об иностранных инвестициях в Туркменистане". В общей сложности с мая 1992 года по февраль 1997 года состоялось пять плодотворных встреч между президентами обеих стран. Именно установление тесных экономических связей привело к подписанию в августе 1994 года тройственного соглашения между Туркменистаном, Ираном и Турцией о совместной прокладке упомянутого выше газопровода в Европу. 

Следует также отметить, что, активно наращивая свое присутствие в Центральной Азии, шиитский Иран всячески содействует проникновению в регион Индии. Таким образом персы стремятся ослабить доминантные позиции суннитского направления ислама в среднеазиатских государствах. В результате, главные политические, идеологические и экономические соперники Пакистана и стран Запада, а также хорошие друзья Москвы - Иран и Индия, - стремительно распространяют свое влияние на этот в высшей степени важный в экономическом и геополитическом отношении регион. Подобная ситуация крайне раздражает не только Эр-Рияд, но также Исламабад, Вашигтон и Лондон. С одной стороны, Вашингтон совершенно не заинтересован в росте экономической и политической мощи Тегерана, а с другой - сам стремится принять участие в разработке и транспортировке туркменского газа.

И все же серьезным недостатком Ирана является его экономическая слабость. Экономика этой страны переживает тяжелый кризис еще с 1979 года, - то есть на протяжении всех более чем двадцати лет правления режима аятолл, - и значительно пострадала от войны с Ираком и недавнего падения цен на нефть (добыча этого энергоносителя обеспечивает до 90 процентов поступлений в национальную казну). Бросая к тому же огромные деньги на различные военные программы, Иран не может предложить странам Средней Азии, нуждающимся иностранных инвестициях, значительной финансовой помощи. Данное обстоятельство, разумеется, не увеличивает его шансы в противостоянии с Саудовской Аравией.

Смотри далее: