Глава 32. Схватка на краю пропастиКак и следовало ожидать, власть в новом Исламском государстве Афганистан (ИГА) оказалась крайне неустойчивой. Такова уж судьба всех революций - и исламская в этом плане вовсе не исключение, - в случае победы бывшие соратники-революционеры с упоением начинают планомерное взаимоистребление. Согласно решению Совета моджахедов, собравшегося в Кабуле сразу после взятия его войсками Масуда и Дустума, первым президентом ИГА стал Сибхатулла Моджаддеди. Однако уже в июле того же года он отказался от президентского кресла в пользу тогда еще могущественного лидера "Джамаат-е ислами" Бурхануддина Раббани. Последний должен был сформировать временное коалиционное правительство, а затем, спустя полгода, провести в стране всеобщие выборы. Собственно, этим благим намерением игры в демократию по-исламски и ограничились: бывшие союзники - Раббани, Хекматияр, Моджаддеди, Мохаммади, Гейлани и другие, - разошлись в видении будущего страны, поссорились, а затем и передрались друг с другом. Традиционалисты добивались восстановления монархии, исламисты же, наоборот, подобно первым исламским фанатикам-хариджитам, считали передачу власти по наследству противной духу ислама. Да и планы противоборствующих сторон в отношении северного соседа, России, существенно расходились: так, Гейлани был готов на мирное сосуществование и взаимовыгодное сотрудничество, тогда как Хекматияр стремился любыми средствами продолжить войну против русских "гяуров" и их союзников в Центральной Азии и на Кавказе. В свою чередь сами приверженцы фундаменталистской идеологии делились на последователей ваххабитского движения (Хекматияр) и суфизма, в основном могущественного ордена Кадирия (Мохаммади и Гейлани). При этом оба лагеря испытывали по отношению к противной стороне отнюдь не самые добрые чувства. В результате, между ними наблюдались разногласия практически по всем актуальным вопросам. К примеру, Хекматияр выступал за создание в стране однопартийной политической системы, а Раббани, под влиянием Маудуди, которого считал своим учителем, поддерживал идею политического плюрализма - в исламских, разумеется, рамках. Да и прекрасный пол не давал спорщикам покоя, точнее вопрос о введении обязательного ношения всеми афганскими женщинами чадры. Обнаружилось и множество других противоречий, разделявших исламистских лидеров и полевых командиров - идеологического, этнического, экономического, психологического и даже возрастного характера. Кроме того, страны-спонсоры каждой группировки пытались руками их боевиков отстаивать собственные интересы в Афганистане. В конечном итоге на основе партий "Джамаат-е ислами" и "Хезб-и ислами" образовались два крупных противоборствующих лагеря, которые попеременно поддерживал узбекский генерал Абдул Рашид Дустум. Соответственно и территория Афганистана вновь разделилась на две части: на юге, где преобладает пуштунское население, властвовал Хекматияр, а на таджико-узбекском севере - Раббани, Масуд и Дустум. В начале 94-го последний сделал неверную ставку, перейдя на сторону Хекматияра, и подобная расстановка сил сохранилась, фактически, до конца года, когда на афганской политической арене появилась новая мощная сила - движение "Талибан", - в короткие сроки коренным образом изменившая ситуацию в стране и оказавшая существенное влияние на весь центральноазиатский регион. Смотри далее: |
НОВОСТИ
|