Глава 2. Война под знаменем исламаКабул. Мечеть Shah-i-Nai. (фото с сайта www.afghan.ru) После Ирана, неожиданно быстро павшего к копытам арабской конницы в 651 году, Афганистан оказался для войск халифа настоящим адом. Стремительное продвижение их вглубь Центральной Азии было практически остановлено из-за необходимости вести военные действия в горных районах, к чему арабы были совершенно не готовы. Лишь через год был захвачен Герат, принадлежавший ранее Сасанидам, и только в 664 году - Кабул. Однако арабы продержались здесь недолго и были выбиты из города афганцами. Вернуться сюда вновь удалось лишь более чем через пять десятилетий, в 706 году, полководцу Мухаммеду ибн аль-Касиму, который окончательно включил Кабул в состав Омейадского халифата. И вновь, как в свое время грекам, арабам пришлось прибегнуть к тотальному геноциду. На северо-востоке Афганистана, где завоевателям оказали особенно упорное сопротивление тюркские и эфталитские племена, посланники халифа уничтожали целые города, вырезая поголовно их население. Особую ярость мусульман вызывало также то обстоятельство, что во многих районах Афганистана, помимо христианских и иудейских общин,существовали также зороастрийские, манихейские, митраистские и очень крупные буддийские религиозные центры. Все эти учения, и особенно буддизм, рассматривались мусульманами как гнусное идолопоклонство, которое необходимо было безжалостно искоренить. Варварски уничтожались уникальные архитектурные и скульптурные ансамбли, бесценные произведения искусства и древние билиотеки. Кстати, 12 веков спустя талибы повторят эти "подвиги" своих предшественников, уничтожив в одной из провинций уникальные, чудом сохранившиеся до наших дней статуи Будды. В 707 году арабское войско овладело Балхом, который на протяжении многих столетий являлся крупнейшим культурным центром Северного Афганистана. Господствующей религией здесь являлся буддизм. Именно поэтому город был разрушен практически до основания, а из многочисленных местных религиозных общин сохранилась лишь еврейская. Восстановление города началось лишь почти два десятилетия спустя, в 725 году. Со временем Балх вернул себе статус крупного культурного центра региона, но теперь уже под зеленым знаменем ислама. Именно в VIII веке здесь появляются и первые суфии - адепты мистического течения в исламе. Собственно, Балх стал одним из центров формирования суфизма. Согласно устной традиции, местный правитель Ибрагим ибн-Адхам был одним из отцов-основателей нового учения. Со временем оно получило очень широкое распространение на территории Афганистана. К концу VIII века арабы, подавив очаги народного сопротивления, установили свою власть на большей части территории Афганистана. Завоевание породило большую волну эмиграции на Восток, что существенно облегчило заселение некоторых областей арабскими колонистами. В IX веке именно на этих территориях развернулось строительство многочисленых "медресе" - мусульманских учебных заведений, возникших под влиянием опыта буддистов, христиан и иудеев. Огромное влияние оказали контакты с буддистами и на появление суфийских орденов-тарикатов. Лишь в X веке ислам становится религией подавляющего большинства населения Афганистана. Однако вот парадокс: даже перейдя формально в новую веру, местное население не прекратило сопротивления власти халифа и его наместников. Наоборот, ислам стал мощным оружием в руках вождей многочисленных восстаний, которые отныне проходили под лозунгами различных исламских еретических течений. Так, в VII-X веках антиправительственные выступления возглавлялись сектами хариджитов и карматов, а также последователями знаменитого Муканны. |
НОВОСТИ
|